Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология розничной продажи товаров 11 страница




Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повы­шение их квалификации, обеспечивает охрану труда, тех­нику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены служ-


бы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руко­водит коммерческой деятельностью, в его ведении нахо­дятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально от­ветственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям по­купателей и т. д.

Товароведы выполняют основные функции в области ком­мерческой работы и организации торговли. В них входят изу­чение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием то­варных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и каче­ству, обеспечивают сохранность товарно-материальных цен­ностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, т. е. работ­ники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, про­верка работоспособности торгового оборудования и инвен-


 




таря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подго­товка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, полу­чает разменную монету* и т. д.), выполняет расчетные опе­рации с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, разме­ры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществ­ляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспор­та на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоя­нии. В эту категорию входят рабочие, младший обслужи­вающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонте­ры, техники и т. д.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубо­кому изучению ассортимента товаров, более квалифициро­ванному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку осно­вывается на распределении обязанностей работников мага­зина в соответствии с их квалификацией. Рациональное ис­пользование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении качества обслуживания покупа­телей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходятся более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия


имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квали­фикации на розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую до­лю в товарообороте занимают сложные по характеру от­пуска товары, тем большее число продавцов высокой ква­лификации должно быть в штате магазина.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении ра­ботниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслу­живания покупателей. В результате кооперации труда по­вышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном мага­зине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выяв­ления свободного времени в течение рабочего дня.

Например, должность заведующего товарным отделом может быть совмещена с должностью администратора, то­вароведа, продавца, контролера, контролера-кассира; про­давца — с должностью заведующего отделом, администра­тора, контролера, контролера-кассира, уборщика; контро­лера-кассира — с должностью контролера, продавца, уборщика и т. д. Такое совмещение должностей (профес­сий) может быть обеспечено за счет овладения работника­ми магазина второй профессией. Кроме того, для улучше­ния обслуживания покупателей большое значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностя­ми, что должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так, продавцу швейных изделий про­ще освоить специальность продавца верхнего и нижнего


трикотажа, продавцу радиотоваров и телевизоров — спе­циальность продавца кино- и фототоваров и т. д.

Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными своими должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, от­носящиеся к другим профессиям (должностям). Например, заведующие отделами должны участвовать в обслужива­нии покупателей, продавцы должны выполнять вспомога­тельные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т. д.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых мето­дов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разде­лению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и усло­вий труда работников магазина.

Одно из основных направлений совершенствования ор­ганизации труда в магазине — улучшение организации и обслуживания рабочих мест.

Организация и обслуживание рабочих мест должны обес­печивать персоналу магазина благоприятные условия для эф­фективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда. Этому способствует:

• правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение;

• бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и т. д.;

• размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологи-ческих операций;

• создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.


Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных ме­жду собой элементов технологии, оборудования, организа­ционной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необхо­димых для осуществления торгово-технологического про­цесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реали­зуемых товаров, от интенсивности покупательских пото­ков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подготовительно-заключительных, транспортных и хозяй­ственно-бытовых функций.

Подготовительно-заключительные функ­ции включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на обору­довании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров; подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в уста­новленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободивших­ся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых функ­ций должно обеспечивать рабочие места необходимым обо­рудованием, инвентарем, упаковочными материалами и фор­менной одеждой.

Повышению производительности труда работников ма­газина во многом способствует совершенствование прие­мов и методов труда. Под приемами труда сле­дует понимать совокупность трудовых действий, направ­ленных на выполнение повторяющихся в определенной по­следовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда — способ осуществле­ния процесса труда.


Используемые приемы и методы труда зависят от ассор­тимента реализуемых товаров, степени подготовки и мето­дов продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасно­сти труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать сокращению затрат времени на обслуживание покупателей и снижению утом­ляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рацио­нальную численность и структуру штата работников, эф­фективно использовать оборудование и рабочее время, по­высить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда работников магазина невозможна без нормирования затрат времени на выпол­нение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомога­тельных операций.

При нормировании труда работников используют нор­мы времени, выработки и обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы од­ним или несколькими работниками в рациональных орга­низационно-технических условиях.

Норма выработки — объем работы (в стоимост­ных или натуральных показателях), который необходимо вы­полнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количе­стве единиц оборудования или в размере торговой площа-


ди магазина, которые должны обслуживаться одним ра­ботником или бригадой в течение рабочего дня или смены. При технико-экономическом нормировании труда ис­пользуют фотографию рабочего дня и хронометраж:.

С помощью фотографии рабочего дня определя­ют фактические затраты времени на различные виды ра­бот и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной и групповой. Для регистра­ции наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию ра­ботника, его специальность, стаж работы и возраст, про­должительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

Путем хронометража устанавливают затраты времени на выполнение отдельных многократно повто­ряющихся операций. С его помощью можно выделить ра­ботников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных их элементов, уста­новить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.

Материалы фотографии, хронометража и других мето­дов изучения рабочего времени используют для выявления недостатков в организации труда работников магазина и определения резервов повышения его эффективности.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразова­тельный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в ма­газине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразова­тельного уровня работников розничных торговых пред­приятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат


 




труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, ус­певает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

27.3. Режим работы и условия труда в магазине

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распреде­ление товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость созда­ния оптимального режима труда и отдыха торговых работ­ников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу. Разрабо­танный с учетом этих требований режим работы магазина должен быть согласован с местными органами власти.

Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработ­ки рациональных графиков выхода на работу. Они долж­ны основываться на соблюдении предусмотренной трудо­вым законодательством продолжительности рабочего вре­мени и обеспечении ритмичного чередования времени тру­да и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовитель­но-заключительные операции. Графики должны соответст­вовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

Графики выхода на работу работников магазина разра­батывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Согласованные с профсоюз­ным комитетом и утвержденные администрацией графики 570


выхода на работу доводят до сведения работников мага­зина за две недели до их введения. В последующем их до­водят до сведения работников не позднее чем за три дня до начала следующего месяца. В них указывают время на­чала и окончания работы, время перерыва на обед и от­дых, выходные дни.

В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для про­давца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и вы­кладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет че­ков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т. д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шести­дневную рабочую неделю с одним выходным днем. В мага­зине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя вы­ходными днями. Общая продолжительность рабочего вре­мени за неделю — 40 ч.

Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями. В ис­ключительных случаях, когда невозможно установить ра­бочий день нормальной продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять суммиро­ванный учет рабочего времени. При этом продолжитель­ность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть та­кое же, как и у других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.


В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток поку­пателей, то для всех работников -может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график преду­сматривает выход на работу не всех работников одновре­менно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Совершенствование организации труда в магазине не­разрывно связано с улучшением условий труда работни­ков, которые в значительной мере определяют их работо­способность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических бытовых и эстетических условий труда, обеспечением ох­раны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Улучшению условий труда работников магазина во мно­гом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедре­ние средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления; В торговом зале и других по­мещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в хо­лодный период года должна быть в пределах 17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитар­ным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных забо­леваний работников магазина. Система вентиляции и ото­пления должна предусматривать равномерное распределе-


ние воздуха в помещениях магазина. Относительная влаж­ность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению мага­зинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интен­сивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фа­совщиков, продавцов гастрономических товаров, контро­леров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интен­сивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10мг/м3. Снизить концен­трацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека ока­зывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает от­рицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повы­шению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических усло­вий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми по­мещениями.

На производительность труда работников магазина, ка­чество обслуживания покупателей существенное влияние


оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

27.4. Организация

материальной ответственности

в магазине

На работников розничных торговых предприятий возла­гается материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный пред­приятию по их вине.

Действующим трудовым законодательством установле­ны два вида материальной ответственности за причинен­ный ущерб: ограниченная и полная.

При ограниченной материальной ответственности лица, по вине которых причинен ущерб, несут материаль­ную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев, когда действующим законо­дательством установлены иные пределы материальной от­ветственности.

Законом определен круг случаев, когда работники, при­чинившие ущерб, несут полную материальную ответст­венность, в том числе и тогда, когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной ма­териальной ответственности работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей. В торговле наиболее распространена полная материальная ответст­венность, при которой работник, причинивший ущерб, обязан возместить его в полном объеме.


Письменный договор о полной материальной ответст­венности может быть заключен только с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должно­сти, непосредственно связанные с хранением, обработкой, перевозкой и продажей (отпуском) ценностей. При этом нельзя принимать на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за растраты и хи­щения.

В соответствии с заключенным договором работник ма­газина принимает на себя полную материальную ответст­венность за необеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и обязуется: бережно относиться к переданным ему ценностям и принимать меры к предот­вращению ущерба; своевременно сообщать администра­ции магазина обо всех обстоятельствах, угрожающих обес­печению сохранности вверенных ему материальных цен­ностей; вести учет и отчетность в установленном порядке; участвовать в инвентаризации материальных ценностей. Договор подписывается руководителем предприятия (ор­ганизации) и лицом, принявшим на себя материальную ответственность.

Разновидностью полной материальной ответственности по договору является коллективная (бригадная) ответст­венность. Она вводится лишь в тех случаях, если невоз­можно разграничить материальную ответственность каж­дого работника и заключить с ним индивидуальный дого­вор. Бригадная материальная ответственность устанавли­вается с согласия всех членов бригады и по согласованию с комитетом профсоюза.

В магазинах с большим числом работников может при­меняться бригадная материальная ответственность огра­ниченного круга лиц. В состав бригады при этом включа­ются заведующие секциями, их заместители, продавцы, контролеры-кассиры. За товары, хранящиеся в кладовых, отвечают специальные бригады работников.


 




Состав бригады формируется директором (заведующим) магазина. Один из членов бригады назначается бригади­ром. При выбытии отдельных членов бригады или приеме новых работников (кроме бригадира) договор, как прави­ло, не переоформляется. О выбытии членов бригады (не более 50%) в договоре делается отметка. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о приня­тии материальной ответственности. При выбытии более половины членов бригады, а также при смене бригадира договор подлежит переоформлению.

При приеме в бригаду новых работников или выбытии из ее состава отдельных членов (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска вопрос о необходимости проведения инвентаризации решается бригадой совместно с этими работниками и по согласова­нию с администрацией.

Если по решению бригады, согласованному с админист­рацией, инвентаризация не проводится, то работник дол­жен дать письменное согласие о принятии полной матери­альной ответственности без проведения инвентаризации.

Согласие бригады о принятии материальной ответст­венности без проведения инвентаризации оформляется протоколом собрания членов бригады или их соответст­вующей подпиской.

При смене бригадира или при уходе его в очередной от­пуск инвентаризация проводится обязательно. Ее прове­дение обязательно и при возвращении бригадира из от­пуска, если бригада состоит из двух человек. В других случаях проведение инвентаризации обязательно, если этого требует администрация, бригадир или члены брига­ды (в письменном виде).

При обнаружении в магазине недостачи или порчи това­ров члены бригады несут не солидарную, а долевую ответст­венность. Если же установлена виновность отдельных членов бригады в причинении ущерба, то остальные члены освобо-


ждаются от материальной ответственности. Бригада не не­сет ответственности за ущерб, происшедший не по ее вине.

Члены бригады имеют право участвовать в обсуждении вопросов организации работы бригады, состава ее членов, назначения бригадира и его заместителя, приема новых членов в бригаду. Они вправе потребовать при необходимо­сти проведения внеочередной инвентаризации ценностей, за которые несет ответственность бригада. С ведома руко­водителей бригада имеет право самостоятельно проводить проверки ценностей, находящихся в подотчете. Бригада вправе заявить отвод тем членам коллектива, которые, по ее мнению, не в состоянии выполнять порученную работу и обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей.

Бригадная форма материальной ответственности позво­ляет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупа­телей. Внедрение бригадной материальной ответственно­сти способствует также воспитанию у работников магази­на чувства честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.

В системе потребительской кооперации применяется, в основном, полная материальная ответственность. Договор о заключении такой формы ответственности подписывают отдельные материально ответственные лица и члены бри­гады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.


ГЛАВА 28

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

28.1. Принципы и нормы проектирования

Для строительства или реконструкции торговых объек­тов необходимо наличие проектно-сметной документации.

Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой комплекс техниче­ской и конструкторской документации, содержащей обос­нование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные запис­ки и другие материалы.

Обоснование является документом, определяющим це­лесообразность проектирования и строительства конкрет­ного предприятия. Принятые проектные решения обосно­вываются при помощи расчетов.

Чертежи служат для графического изображения проек­тируемого* объекта (геометрической формы зданий, внут­ренней планировки, схем электроснабжения и т. д.).

Стоимость строительства объекта и лимит финансиро­вания стройки определяется на основе сметы. Она служит также основным документом, в соответствии с которым производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.

С целью получения четкого представления о проекти­руемом объекте в проекте содержится пояснительная за­писка, в которой даются соответствующие пояснения от


цосительно отдельных частей объекта и принятых проект­ах решений.

Различают три вида проектов:

• индивидуальные;

• повторно применяемые;

• типовые.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как пра­вило, для разового применения при возведении уникаль­ных зданий и сооружений.

Некоторые индивидуальные проекты торговых пред­приятий могут быть использованы повторно.

Строительство торговых предприятий ведется в основ­ном по типовым проектам. Они разрабатываются для многократного использования при строительстве одина­ковых по своему назначению объектов. Типовое проекти­рование существенно сокращает затраты и сроки проект­ных работ, способствует более эффективному обеспе­чению единой технической политики в капитальном строи­тельстве, улучшению качества проектирования. Оно явля­ется важнейшим средством обеспечения широкого исполь­зования типовых деталей, изготовляемых при массовом строительстве.

Проектирование предприятий торговли должно основы­ваться на следующих общих принципах:

• последовательности, т. е. первоначальном решении общих вопросов обоснования целесообразности строительства, а затем уже определении основных технологических, объемно-планировочных, конструк­тивных, архитектурных и других решений;

• вариантности, предусматривающей разработку не­скольких вариантов проектов с целью выбора наибо­лее эффективного варианта;

• комплексности, предполагающей строгую взаимо­увязку всех частей проекта;


 




• использовании в проектировании типовых проектов, что позволяет сократить затраты труда проектиров­щиков, снизить стоимость проектных работ и одно­временно расширить применение при строительстве унифицированных деталей и узлов, прогрессивных типовых решений и т. д.;

• применении единых норм проектирования, являю­щихся необходимой базой для разработки высокока­чественных экономичных проектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.