Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы методики обучения русской грамоте




Синтез

9. Чтение слоговых и лучевых таблиц с новой буквой.

10. Чтение слов с опорой на слоги-слияния.

11. Чтение столбиков слов.

12. Чтение связных текстов.

2. На уроке письма.

1. Звуковые аналитические и синтетические упражнения с изучаемой буквой.

2. Демонстрация рукописной буквы, сопоставление её с печатной, анализ элементов
буквы.

3. Написание отдельной буквы, буквосочетаний, слогов.

4. Звукобуквенный анализ слов, сопоставление звуковых схем.

5. Письмо слов и предложений с изучаемой буквой.

Русское письмо звуковое, но между звуками и буквами нет соответствия. Первоклассник должен уметь переводить буквы и звуки при чтении, а при письме переводить звуки в буквы. Значит, он должен знать различие между звуками и буквами и объяснить причины этого различия в словах.

1. Звуки бывают гласные (ударные - безударные) и согласные (твердые — мягкие, глухие
и звонкие), буквы заглавные и строчные, рукописные (прописные) и печатные.

2. Обучая детей грамоте, учителя должны учитывать все особенности фонетики и графики:

а) звуков - 43, а букв в алфавите - 33;

б) гласных зв. - 6, а букв на их обозначение - 10;

из них 4 буквы (я.ю,е,ё) могут обозначать как 1, так и 2 звука;

в) согласные (большинство) звуки образуют пары по твердости-мягкости (л — л);
непарные твердые - ж, ш, ц;

непарные мягкие — ч, щ, й;

г) мягкость согласных звуков при письме обозначают буквами - ь, е, ё, ю, я;
д) согласные по глухости-звонкости образуют 6 пар (это особенно должны учитывать
дети при обучении чтению и письму слов с позиционными изменениями согласных (зубы- зуб). Непарные звонкие - л, м, н, р, й; непарные глухие - ц, х, ч.

е) буква щ обозначает долгий мягкий согласный ш:;
ё) не обозначают звуков ь и ъ;

ж) большинство букв употребляется как большие, так и маленькие, но буквы ь,ъ, ы не
употребляются как большие в начале слова.

3. Основой чтения является слог. Позиционный принцип чтения заключается в
зависимости чтения согласных от последующих гласных (сы, си). Поэтому при
чтении слога школьник произнося согласный звук ориентируется на последующую
букву.

Например: л - ло, лё,; пи, пу, по, па.

а) Бывают случаи более сложного прочтения:

с Сашей
(з) с Зоей
(ш) с Шурой
(ж) с Женей.

б) Нужно знать особенности русского произношения и, обучая детей чтению

лучше учить их сначала «орфографическому» затем «орфоэпическому» прочтению слова.

4. При изучении букв е, ё, ю, я нужно помнить о их функциях:
а)могут обозначать 1 звук после согласного;

б) могут обозначать 2 звука в начале слова после гласного после ъ и ь разделительных знаков.

5. Мягкость согласных в русской графике обозначается:
а)ь;

б) буквами и, я, е, ё, ю;

в)последующими мягкими согласными звуками ([кости] т.к. происходит,ассимиляция

по мягкости).


6. В особенности обучению первоклассников чтению положен позиционный принцип, который заключается в позиции звука: сильная для гласных- под ударением

 


для согласных - перед гласным

слабая: для гласных - в безударном положении

 

для согласных - в конце слова или в

середине перед согласным

Поэтому учитель при обучении грамоте должен помнить, что при звуковом или звукобуквенном анализе при выделении звука нельзя брать слов со звуками в слабой позиции: [а]са, ду [ п ].

6. На этапе обучения слоговому чтению дети знакомятся со слогами различной структуры: ГС, СГ, ССГ и т.д. Самыми легкими для детей являются обратные, затем прямые слоги. При слогоделении мы ориентируемся на принцип восходящей звучности, поэтому открытые слоги наиболее характерны для русского языка. К сожалению, учителя нередко смешивают правила переноса с принципом слогоделения, что при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (ку-сты, у-зкий, те-традь, ша-шки). Именно такое, естественное деление на слоги надо закреплять у детей.

В некоторых букварях авторы дают единицы чтения нит-ки, Ан-тон, и дети, учатся читать закрытые слоги, присоединяя примыкающий согласный в начале или конце прямого слога.

 

 

Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте

 

Выбор методики

В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность к звуковым методам, ибо от­правным и структурирующим элементом в них избирается изуче­ние звука, звуковой формы слов. В качестве основных подходов к выделению, а затем и изучающему рассмотрению речевых звуков намечается аналитический, синтетический путь или чаще всего соединенное аналитико-синтетическое рассмотрение характерных качеств и признаков, присущих отдельным звукам и их комплек­сам, образующим слоги и слова.

В процессе исторического развития методики обучения грамо­те отстоялся ряд фундаментальных моментов и позиций, которые в той или иной форме, временных рамках, подборе материалов и средств работы с ними обнаруживаются почти в любой системе обучения грамоте.

Одни из этих позиций относятся к структурной организации всего процесса обучения грамоте в целом и в его ведущих направ­лениях формирования умений и навыков первоначального чтения и письма, развития и совершенствования устных форм речи - оп­ределения основных ступеней (этапов, периодов) работы, их со­держания и затрат времени, нужного для полного освоения деть­ми программного материала.

Другие позиции связаны с установлением, рассмотрением и детализацией конкретно-методических способов отработки того материала, который «привязан» к каждому из этапов обучения.

Третьи позиции определяют и освещают возможности при­менения наиболее значимых и ценных дидактических средств и т.д.

Действующая в настоящее время официальная (и потому ста­бильная) учебная программа по русскому языку для начальных классов, составной частью которой является курс обучения гра­моте, может быть реализована посредством различных систем за­нятий по усвоению детьми программных требований, предъяв­ляемых к обучению грамоте.

Добукварный период

В каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо ис­ключений выделяется особая подготовительная ступень.

 

Работа со слогом, слогоделение

При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.

«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог про­фессор Н.И. Жиикин, - реализуется в слогах (выделено автором. -В.Г.), так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Слоговые движения появляются у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию.

Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку» (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. - С. 55).

На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних соглас­ных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас­тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные.

Наиболее трудным моментом при формировании представле­ния о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила од­нозначного решения теория слога, видимо, потому, что в слоге кроются два начала - артикуляционное и акустическое, фонети­ческое и фонологическое.

В наше время известно несколько теорий слога. Наиболее распространенные из них две. Они таковы. Теория сонорности (звучности) считает, что слог складывается из звуков, имеющих разную степень звучности (сонорности) и строится по закону восходящей звучности. Суть его такова: если звуки обо­значить, например, цифровыми индексами, показывающими степень звучности, то индексом 4 можно измерить гласные, об­ладающие самой высокой мерой звучности, сонорные соглас­ные - 3, звонкие шумные - 2, глухие шумные - 1; граница слога обозначается /. Тогда в любом слове, например учебники, можно обнаружить такую картину: 4/142/34/14. Если все представить в графике, то можно наглядно изобразить это таким образом:

 

Можно по графику увидеть, что в этом слове четыре пика сонорности, образованные четырьмя волнами звучности, следова­тельно, в слове четыре слога, границы между ними проходят так: у-чёб-ни-ки. Исключением в этой теории будет слогораздел при сочетании двух сонорных, из которых первый - йот (й): майский (343/1 143). Граница слога в подобных сочетаниях будет проходить так: спо-кой-по (114/143/34), сой-ка (143/14). Вообще же граница между слогами, как правило, проходит после максимально звуч­ного, т.е. гласного.

Теорию мускульного напряжения активно разраба­тывал академик Лев Владимирович Щерба - глава ленинградской лингвистической школы. Слог, по этой теории, рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульно­го напряжения речевого аппарата. В каждом слоге мускульное на­пряжение нарастает и достигает максимума, а затем падает. С вол­ной мускульного напряжения идет и волна звучности. Эта теория позволяет проводить границу слогораздела в одном и том же слове по-разному в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, руч-ка.

Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с члене­нием слова для переноса, а также не всегда совпадает и с морфо­логическим членением слова. В методике русского языка сложи­лись две позиции по выбору предпочтительного способа слогоде­ления. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к ме­тодической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой традиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела бази­руется на теории мускульного напряжения.

Сторонники первой позиции считают, что традиционное деле­ние слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: июй-ка, мос-тик, гвоз-дик, бас­ня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой пози­ции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произ­ношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», пре­рывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кук...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Бетенькова Н.М., Ф о н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - С. 7).

Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), а не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, а лишь по смысловой аналогии (например, слова водичка, водяной, водолаз, водный связаны по смыслу, так как они все «про воду», и потому корни в них пи­шутся одинаково» (Борисенко И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998.-С. 10-11).

Если взять, к примеру, простейшее слово ручка то, согласно пер­вой позиции, слоги в нем будут такие: 23/14 = ру-чка; по второй по­зиции: руч-ка. Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, кото­рая всегда значима, несет в себе смысловое значение, а слог не име­ет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упро­щается чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как соглас­ный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ).

В методике обучения грамоте существует давняя традиция - од­но из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознава­ние слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечи­вает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами.

Проблема звукослияний всегда давала о себе знать в обуче­нии грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. К ее решению ведут разные пути, и методикой накоп­лено немалое число эффективных способов формирования у де­тей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остает­ся пристальное внимание к слоговому сочетанию типа С+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный откры­тый слог, или слияние).

В русском языке практически все слова складываются из 19 струк­турных типов слогов: 1) Г - а, и, у (а-ист, по-э-зи-я, и-рис, у-ха); 2) СГ (мы, ты, да, но); 3) ГС - из, ил, он, ум (по-эт, па-ук, ум-ный, ор-ган); 4) СГС (бак, мел, вал, вес, дом, пар-ma, за-вод, мазь); 5) ССГ (бра, все, где, два); 6) ГСС (акт, альт, иск, уст, геро-изм); 7) ССС (мгла, мзда, ткни, бы-стро); 8) ССГС (блин, бьют, взор, гнев, волк, па-стух); 9) СГСС (борец, ветвь, жизнь, мудр, про-цент); 10) ГСС (астр, искр, остр); 11) СССГС (вклад, мстить, страх); 12) ССГСС (блеск, плеск, гроздь); 13) СГССС (быстр, горсть, верст, фильтр, центр); 14) ССССГС (взгляд, вскрыть, всхлип); 15) СССГСС (взвизг, вскользь, страсть); 16) ССГССС (спектр, сфинкс); 17) СГСССС (монстр, царское, правительств); 18) ССССГСС (всплеск, взблеск); 19) ССГСССС (братств, убранств) (Моисеев А.И. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1980. - С. 73).

Каждый из них, за исключением слогов типа Г и ГС, в свою структуру включает слияние - СГ. Это обстоятельство сообщает слиянию надежную зрительную опознавательность, что превра­щает его в хорошую опору при чтении, когда ученик быстро узна­ет знакомое буквосочетание (СГ) и одновременно вспоминает его звуковое соответствие, дочитывает и причитывает к нему те со­гласные звуки, которые примыкают к СГ спереди и сзади в рамках одного слога. Гласный в слиянии, являясь вершиной слога, как бы выстраивает звуковое наполнение согласных букв, входящих в состав слога и произносимых в укладе гласного звука.

 

 

Знакомство с ударением

Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение выполняет роль важного средства звуковой органи­зации слов и речи в целом.

Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), «обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др.

В методике начального обучения имеется много разных спо­собов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложе­ние произнести слово так, чтобы один из слогов звучал с боль­шей силой в сравнении с другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каж­дый из слогов слова с возвращением после всякого такого пере­несения к произнесению слова с правильным ударением. На­пример, ученикам демонстрируется картинка с изображением воробья. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово во­робей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит ска­зать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и за­писывает на доске слово с обозначением ударного слога: воро­бей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «рас­тяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли при­вычно и правильно произносится это слово? После отрицатель­ного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению слова с верным ударением.

Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуе­мых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные при­знаки каждого звука русского языка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.