Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отграничение от симптоматической дислексии




Отграничение от психического инфантилизма

Дети с этим синдромом характеризуются чрезмерной детскостью интересов и поведения, недостатком серьезности, це­ленаправленности, работоспособности и выдержки, неумением сосредоточиться на заданной работе, нередко житейской «лег­ковесностью», беспечностью и беспомощностью (МнухинС. С, 1968). Таким образом, имеют место чрезмерное влияние эмоций на мышление, преобладание воображения и фантазии над логи­ческими процессами, недостаточная зрелость суждений. При хорошей экстрапирамидной моторике, проявляющейся плавнос­тью и ритмичностью движений, точные и дифференцированные движения им удаются хуже. Рост отстает, телосложение гармо­нично и грацильно, пропорции между длиной туловища и ко­нечностей соответствуют более ранней ступени развития. От об­щего психического недоразвития инфантилизм отличается боль­шей живостью психики, интересов к окружению, жаждой впечатлений, отсутствием инертности, более высоким уровнем логических процессов, большей инициативностью и самостоя­тельностью в играх; яркостью эмоций, большим их влиянием на интеллектуальную деятельность, стремлением показать себя с лучшей стороны; отсутствием диспластичности в телосложении, большей плавностью и ритмичностью движений, выразительно­стью мимики (Певзнер М. С, 1966; Юркова И. А., 1958).

На первом плане клинических проявлений при этом синдроме отмечаются трудности в запоминании букв, неспособ­ность в течение нескольких лет овладеть беглым безошибочным чтением, успешно выполнять письменные работы при более удов­летворительном освоении математики и остальных предметов.

В процессе чтения у детей отмечаются затруднения при вос­произведении по зрительной памяти, они не угадывают знако­мого слова по начальным буквам или слогу, смешивают звуки, переставляют буквы, делают ошибки при распознавании фоне­тически сходных букв, замене семантического характера. При письме отмечаются искажение букв, связей между ними, про­пуск последних (или даже слов), неправильное изображение их элементов. Письменная продукция очень неровная, беспо­рядочная, с элементами зеркальности. У большинства детей, кро­ме того, имеются нарушения темпа речи, у многих нарушена координация, особенно тонкой моторики, повышена двигательная активность. Дети плохо ориентируются в сторонах своего тела, затрудняются выполнять операции, состоящие из ряда последо­вательных актов, не могут перечислить дни недели и месяцы в прямом, а тем более в обратном порядке, плохо овладевают временными и пространственными представлениями (Мну­хинС. С, 1934; Прокопова Е. Д., 1954).

Для всех характерно нарушенное внимание в виде недоста­точной его устойчивости и концентрации. Расстроена кратко­временная память, снижен объем слухоречевой или зрительно-пространственной памяти на ряды элементов или комплексы фи­гур, а нередко имеют место оба эти нарушения (Корнев А. Н., 1978). Легко выявляются уменьшение словарного запаса, затруднение в подборе синонимов, в объяснении предъявляемых слов, огра­ничен набор обобщающих понятий, недостаточны перцептивные возможности, нарушены пространственная ориентация и конст­руктивный праксис. Дети хуже устанавливают причинно-след­ственные отношения, снижена и способность к абстракции.

При электрофизиологических исследованиях обнаруживают­ся преимущественное поражение неспецифических подкорково-стволовых систем, нарушение регуляции центральных и вегета­тивных компонентов ориентировочной реакции, снижение общей мощности биоэлектрической активности мозга. Наряду с недо­статочностью всей психической активности имеются признаки дисфункции надъядерных корковых систем, которые, по-видимо­му, могут объяснить нарушения произвольного контроля тонкой моторики, речедвигательных функций (Исаев Д. Н. и др., 1974).

Наибольшее сходство этот синдром имеет с астенической формой общего психического недоразвития. Основной отличи­тельной особенностью последней является низкий интеллек­туальный уровень. Кроме того, при ней имеет место большая Дисгармоничность всей структуры психики с более грубыми Речевыми, праксическими, мнестическими или эмоционально-

волевыми, расстройствами, значительно нарушающими при­способление больных. Наиболее распространенная стеническая форма недоразвития может быть отдифференцирована на осно­вании отсутствия в ее клинической картине диссоциации меж­ду интеллектуальным развитием и формированием школьных навыков. При ней нет грубых нарушений во временных и пространственных представлениях, в конструктивных способно­стях, в воспроизведении последовательных рядов представлений или движений. Поведение, как правило, определяется уровнем психического развития, оно достаточно организовано и устой­чиво при неплохом прилежании и выносливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.