Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество товаров




Различные товары одного и того же назначения способны в разной степени удовлетворять потребности пользователя, т. е. обладать различным качеством.

Мерой потребительной стоимости, характеризующей полез­ность товара, является его качество. Поэтому вполне естественно, что одной из важнейших задач товароведения, изучающего пот-


ребительные стоимости товаров, является раскрытие закономерно­стей формирования качества товара на всех этапах его жизненного цикла: при проектировании, производстве, хранении, транспорти­ровке, реализации и потреблении.

Под качеством понимают совокупность свойств товара, обус­ловливающих его способность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с его назначением. При этом качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств, а также степенью соответствия товара функциональным, органолептиче-ским, эстетическим и другим требованиям, определяющим воз­можность удовлетворения тех или иных потребностей человека. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет такие потребности.

Каждый товар обладает присущей только ему совокупностью свойств. Свойства товара представляют собой его объективные особенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, по­требления или эксплуатации.

Следует отметить, что между понятиями "эксплуатация" и "потребление" имеются различия. Так, термин "потребление" применяется к товарам, которые при использовании сами расхо­дуются (например, лакокрасочные материалы, парфюмерная про­дукция и т. п.).

Термин "эксплуатация" применяется обычно по отношению к товарам, у которых при использовании расходуется ресурс ра­боты. К таким товарам относятся обувь, одежда, аудио-видеоап­паратура и т. п.

Качество конкретных товаров составляют те свойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей в соответ­ствии с их назначением.

Товар может обладать полезными свойствами, но не отличаться высоким качеством, если он не соответствует требованиям удов­летворения определенных потребностей.

Следует отметить, что часто используемое на практике опре­деление качества товара как соответствие его требованиям норма­тивно-технической документации не раскрывает полностью его сущности.



Глава 1

Свойства товаров характеризуются показателями качества, ко­торые в свою очередь классифицируют по ряду признаков.

Наиболее важной представляется классификация по количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные показатели качества.

Единичный показатель качества описывает одно простое свойство товара, например фактуру ткани, стойкость запаха ду^ хов и т. д.

Комплексный показатель качества товара является характерис­тикой нескольких его свойств.

При этом следует отметить, что если хотя бы один из единич­ных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплекс­ный показатель, а товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.

В зависимости от совокупности свойств, характеризующих качество товара, комплексные показатели подразделяют на груп­повые, интегральные и обобщенные.

Групповой комплексный показатель характеризует группу прос­тых свойств или одно сложное свойство. Групповой комплексный показатель оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.

Обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым производится оценка ка­чества (например, по всем потребительским свойствам).

Обычно проводят сравнительную оценку качества товара, сравнивая показатели его качества с базовыми показателями, т. е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

За базовые показатели принимают, как правило, показатели лучших образцов товара того же назначения, в наибольшей степе­ни удовлетворяющие потребности пользователей товара. По мере совершенствования производства и повышения требований потре­бителей базовые эталонные товары, с присущими им показателями качества, заменяются другими - более перспективными.

Базовые показатели качества также могут быть единичными и комплексными. Отношение показателя качества к соответству-


Теоретические основы товароведения

ющему базовому показателю характеризует относительный пока­затель качества товара.

Как указывалось ранее, оценка качества товара по существу является установлением соответствия товара общественным по-гребностям. Однако количественная оценка потребностей весьма затруднительна и поэтому на практике оценивается не само ка­чество товара, а уровень его качества.

Уровень качества является относительной характеристикой качества товара, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответ­ствующих показателей.

При определении уровня качества сравнивают обычно сово­купность показателей качества оцениваемого товара с аналогичной совокупностью базовых показателей:

Как уже отмечалось, комплексный показатель характеризует ряд свойств товара, однако значимость (весомость) этих свойств для каждого вида товара различна. Поэтому для учета неодина­ковой значимости свойств при расчете комплексного показателя вводятся так называемые коэффициенты весомости свойств, ха­рактеризующие важность того или другого свойства. Чем важнее свойство, тем больше коэффициент его весомости.

 

Комплексный показатель качества, как правило, выражают в виде суммы произведений значений показателей качества на ве­личину коэффициента их весомости:


Глава 7


Теоретические основы товароведении


 


Отношение величины комплексного показателя качества товара к величине комплексного показателя базового образца характеризу­ет уровень качества продукции. Если это отношение равно едини­це, то представленный товар имеет такой же уровень качества, как и базовый (эталонный) образец; если отношение меньше единицы, то уровень качества анализируемого товара ниже качества базо­вого образца; если отношение этих показателей больше единицы, то анализируемый товар по своему качеству превышает качество эталонного (базового) образца.

Интегральный показатель качества товара представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации това­ра к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.

Интегральный показатель качества к) связан с показателями свойств, определяющими стоимость и потребительную стоимость следующим соотношением:

где 3, 3, З.з - соответственно затраты на производство и эксплуа­тацию товара; производство товара; эксплуатацию товара;

К0 - показатель, характеризующий основные потребительские свойства товара.

Между тем определение интегрального показателя качества то­вара и суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потреб­ления достаточно сложно и возможно не для всех видов товаров.

Численные значения показателей качества оцениваемого товара определяют с помощью объективных или эвристических методов оценки.

К объективным методам оценки показателей качества това­ров относятся методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих пока­зателей от установленных требований.

В группу таких методов входят измерительный, регистраци­онный и расчетный методы.


Измерительный метод основан на использовании для опре­деления показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических измерений. Достоинством этого метода являются объективность, точность и возможность выра­зить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т. д.

К недостаткам этого метода относятся использование в ряде случаев достаточно сложного оборудования, а также потери образ­цов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.

Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуа­тации, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов.

Недостатком этой группы методов являются их трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.

Расчетный метод определения показателей качества товаров основан на получении информации расчетным путем. При исполь­зовании этого метода те или иные показатели качества определя­ются не с помощью непосредственного определения показателя, а путем их расчета с использованием формул и различных мате­матических моделей.

Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.

К эвристическим методам относят органолептический, эксперт­ный и социологический методы.

Органолептический метод определения показателей свойств товаров, отличающийся простотой и возможностью проведения в любых условиях без применения специального оборудования, базируется на использовании органов чувств человека- обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса. С помощью этого метода можно оценивать, например, твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкальных инструментов, вид изделий и т. д.

Недостатком этого метода являются невозможность получения точного числового значения показателей качества и применение для оценки только балльной системы.


Глава 1

Экспертный метод оценки качества товара - это метод, осно­ванный на решении, принимаемом экспертами. Экспертный ме­тод можно считать одной из разновидностей органолептического метода, использующего для оценки качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). При этом точность по­лученных в балльной системе оценок в значительной мере зависит от классификации экспертов и правильности организации прово­димой экспертизы.

Социологический метод оценки качества основывается на изу­чении мнений широкого круга потребителей об уровне качества рассматриваемого товара. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, кон­ференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.

Важное значение для производства товаров надлежащего ка­чества и управления качеством имеет контроль качества товаров, представляющий собой процедуру проверки соответствия пока­зателей качества товаров требованиям нормативно-технической документации и договоров поставки. Одной из задач контроля становится выявление дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара требованиям, указанным в документах.

Дефекты продукции могут быть выявлены как при органолеп-тическом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могут быть обнаружены только в процессе эксплуатации.

В зависимости от возможности выявления дефекты могут быть явными и скрытыми.

Явный дефект товара - это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида конт­роля, предусмотрены соответствующие правила, методы и сред­ства. Многие явные дефекты обнаруживаются уже при визуальном контроле продукции.

Скрытый дефект товара - это дефект, для выявления которо­го в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплуатации товара (изделия).


Теоретические основы товароведения

По происхождению дефекты можно классифицировать на про­изводственные и непроизводственные. Производственный дефект образуется в процессе производства товара, как правило, вслед­ствие нарушения технологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственный дефект - это дефект товара, появившийся после завершения процесса производства товара, т. е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.

Исходя из возможности устранения дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.

К устранимым дефектам относят дефекты товара, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимые дефекты - это дефекты товара, устранение которых технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Важна также значимость дефекта, представляющая собой относительную величину, определяемую видом, размером, мес­тонахождением дефекта и характеризующуюся степенью его влияния на уровень качества товара по сравнению с другими дефектами.

По степени влияния на качество предусмотрена градация де­фектов на критические, значительные, малозначительные.

Критический - это дефект, при наличии которого использо­вание товара по назначению практически невозможно или недо­пустимо.

Значительные дефекты товара существенно влияют на воз­можность использования товара по назначению, на его качество и длительность эксплуатации.

Малозначительные (незначительные) дефекты существенно не влияют на использование изделия по назначению и на его дол­говечность.

В результате сплошного или выборочного контроля качества продукции выявляется годная продукция и брак. Годная продук­ция (товар) - это товар, удовлетворяющий всем установленным требованиям. Браком считается продукция, передача которой по­требителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативными документами.


 


 


Деление продукции на годную и брак относится к любым то­варам. Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление по сортам, группам сложности, группам качества, мар­кам, номерам и т. д. Например, товары легкой и текстильной про­мышленности, исходя из уровня производственного исполнения, подразделяются по сортам. Подразделяют на сорта и продукцию фарфоро-фаянсовой промышленности. Сорт представляет собой градацию товара определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленную нормативной документа­цией.

Деление на сорта проводится в зависимости от наличия де­фектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств.

При отнесении товара к тому или другому сорту учитывают вид и характер дефектов, их размер и местоположение на изделиях. Сорта устанавливают по балльной или ограничительной системе. Наиболее распространенной является балльная система, при ко­торой нормативными документами для каждого из сортов ограни­чивают вид дефектов, их количество, размеры, местоположение на изделии. При балльной системе отклонения от нормы стандарта по контролируемым показателям и параметрам дефектов оценивают в условных единицах - баллах.

Путем сравнения суммы баллов, полученных изделием при контроле, с нормативными требованиями стандартов, предусмат­ривающими для каждого сорта допустимую сумму баллов, товар относят к тому или иному сорту.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенден­ция к уменьшению количества сортов или вообще к отказу деления товаров на сорта.

Изделия из пластмасс, мебель и технически сложные изделия на сорта не делят, сохранив лишь градацию на годные и негодные товары.

Как указывалось выше, для оценки уровня качества ряда групп товаров применяются другие градации. Например, туа­летное мыло и духи, исходя из уровня потребительских свойств, определяемых рецептурой (составом), подразделяют на группы


качества; цементы, исходя из их прочностных показателей, делят на марки; а писчую бумагу в зависимости от белизны, плотности и других свойств, определяющих уровень ее качества, делят на номера.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Под классификацией товаров понимают разделение заданно­го множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил.

Классификация играет важную роль в любой области человече­ской деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в род­ственные группы большое количество товаров, находящихся в сфе­ре обращения, что дает возможность упорядочить терминологию, облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ас­сортимента товаров, совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т. п.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на от­дельные части в зависимости от имеющихся общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням - от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объ­ектов,

Для классификации товаров используют два метода: иерархи­ческий и фасетный.

При иерархической системе классификации товары подраз­деляют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруп­па, вид, подвид и т. п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

В качестве примера на рис. 1.3 приведена иерархическая сис­тема классификации клеев.


 





Глава 1


Теоретические основы товароведения

Подобным образом классифицируются другие виды клеев, на­пример, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термо­пластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т. д.

При фасетной системе классификации предусматривается раз­деление товаров на отдельные независимые друг от друга парал­лельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.

Фасетная классификация отличается большой гибкостью и по­зволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые пред­ставляют интерес в каждом конкретном случае.

Вышеуказанная группа "Клеи" может быть, например, с при­менением фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 1.4.

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасет­ного методов классификации.

В настоящее время существует несколько систем классифика­ции товаров.

Широкое применение в торговом процессе имеет торговая клас­сификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.


 


Рис. 1.3. Классификация клеев

Клеи классифицируют:

- на природные (1);

- синтетические (2).
Природные клеи (1) подразделяют:

- на животные (1.1);

- растительные (1.2);

- минеральные (1.3).

В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).

К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т. д.


Рис. 1.4. Схема классификации клеев по назначению:

1 - клеи для древесины; 2 - клеи для кожи; 3 - клеи универсальные; 4 - клеи канцелярские; п - прочие


 

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные то­вары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трико­тажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галан­терейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

Вышеперечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные и керамические товары.

Общую группу товаров культурно-бытового назначения не­редко разукрупняют на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т. д.

В связи с тем что в торговой практике достаточно широко ис­пользуется организация торговли с учетом потребностей покупате­лей, в торговой классификации предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам (например, "Товары для детей", "Одежда", "Товары для строительства", "Товары для дома" и т. п.).

Учебная классификация предусматривает для более подроб­ного и последовательного изучения курса товароведения деление непродовольственных товаров на одежно-обувные товары и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подраз­деляют на группы, принятые в торговой классификации.

В течение длительного времени широко применялась прейску­рантная система классификации, предусматривающая выделение 144 прейскурантных групп.

Нередко в товароведении используются стандартные класси­фикации, представленные в государственных и отраслевых стан­дартах.

Важное значение имеет экономико-статистическая система классификации, базирующаяся на Общероссийском классифика-


торе продукции ОК 005-93 {ОКП) (ранее Общесоюзный класси­фикатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Согласно ОКП всю продукцию объединяют в классы (с 01 по 98) по отраслевому принципу и виду исходного сырья. Деление продукции проводят по десятичной системе. Каждый класс делят на 10 подклассов, подкласс - на 10 групп, группу - на 10 подгрупп, подгруппу - на 10 видов.

Эти пять категорий составляют высшие классификационные группировки. Вид подразделяют на разновидности: подвиды, мар­ки, модели и др.

На основе ОКП проводят кодирование товаров.

Кодирование товаров представляет собой процедуру присвое­ния товарам определенного цифрового, буквенного или буквенно-цифрового номера - кода.

Согласно экономико-статистической системе продукции при­сваивают десятичный цифровой код. Шесть цифр кода применяют для обозначения высших классификационных группировок. При этом первые две цифры обозначают номер класса, третья - номер подкласса, четвертая - номер группы, пятая - номер подгруппы, шестая - номер вида продукции.

Последние четыре цифры кода служат для внутривидовых обозначений и указывают на конкретные марки, типоразмеры, модели.

К сожалению, в торговле применение ОКП затруднено, т. к. в этой системе специально не выделены классы товаров народного потребления, а эти товары разнесены по разным классам.

Низшей степенью классификации является присвоение товару определенного артикула. Артикул представляет собой условное обозначение, присваиваемое товару в целях отражения его осо­бенностей и отличия от другого аналогичного по виду товара по несущественным признакам.

Использование артикулов заменяет подробное описание това­ров особым обозначением, тем самым ускоряя ведение торговой документации, учета товаров, облегчает изучение спроса и состав­ления заказов на поставки товаров.


Глава 1


Теоретические основы товароведения


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.