Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм реализации правовых средств




Под механизмом реализации правовых средств принято понимать совокупность методов, приемов и способов осуществления прокурорских полномочий и вынесения актов прокурорского реагирования.

В литературе понятия методы и приемы соотносят как общее и родовое. Под методом понимается определенная совокупность приемов реализации прокурорских полномочий. Прием представляет собой конкретное действие прокурора по реализации определенного полномочия прокурора.

В теории прокурорского надзора приемы обычно подразделяются на организационные, тактические и технические.

Организационные приемы призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о тех или иных правонарушениях, оптимизацию планирования работы, рационализацию прокурорской деятельности по реализации правовых средств. Тактические приемы – это использование подходов, выработанных передовым опытом, логикой, психологией, наукой управления и научной организацией труда для решения вопроса об обоснованности, целесообразности и последовательности применения тех или иных организационных приемов и правовых средств прокурорского надзора. Технические приемы заключаются в рациональном и активном использовании различных технических средств в целях совершенствования организации работы по надзору за исполнением законов, организации труда на научной основе.

Для приема характерно свойство избирательности. При решении конкретной задачи прокурор, как правило, должен выбрать один или несколько приемов, позволяющих, на взгляд прокурора, наиболее эффективно решить поставленную задачу. Приемы представляют собой результат общения практики; они должны строго соответствовать закону. Конкретная совокупность приемов закрепляется в методических пособиях, разработках, обзорах или письмах и носят рекомендательный характер.

Совокупность методов и приемов реализации правовых средств образуют различные методики прокурорского надзора. Для каждого направления прокурорской деятельности характерно применение отдельной специальной методики осуществления надзора или реализации иных функций, возложенных на прокуратуру. При этом, в отличие от конкретных приемов, выбор той или иной методики носит в значительной степени творческий, индивидуальный характер и полностью зависит от усмотрения прокурора.

В теории прокурорского надзора отдельно выделяют так называемые частные методики, под которыми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте или в определенном органе. Примером частной методики может служить Методика проверки законности производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, разработанная для органов транспортной прокуратуры, Методика проведения проверки исполнения законодательства об оружии органами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность и др.

Как правило, частные методики включают в себя:

- руководящие указания Генерального прокурора, а также нижестоящих прокуроров;

- перечень законодательных и иных нормативных актов, применяемых данными органами, с обязательным указанием источников их опубликования;

- перечень подзаконных нормативно-правовых актов, отражающих специфику и характер деятельности органов и их структурных подразделений;

- перечень основных источников информации (сведений) о нарушении законов;

- основные способы фиксации и хранения информации о нарушении закона;

- общие рекомендации по сбору информации о нарушении законов;

- типичные нарушения, допускаемые на подобных объектах;

- особенности подготовки прокуроров к проверки исполнения законодательства на данном объекте;

- примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены к проверке;

- примерный перечень вопросов, выясняемый прокурором в ходе проверки;

- тактические и иные приемы, применяемые в ходе проверки;

- применяемые прокурором правовые средства реагирования на выявленные нарушения законов и др.

В отличие от методики тактика реализация правовых средств представляет собой определение и реализацию прокурором наиболее рациональных приемов и методов оптимально возможного осуществления прокурорских полномочий и вынесения актов прокурорского реагирования с учетом сложившейся обстановки в целях достижения наилучших конечных результатов (полного устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств, привлечения в случае необходимости к ответственности виновных лиц, предупреждения правонарушений в будущем).

Выбор тактики реализации правовых средств зависит от общественной опасности выявленных правонарушений, серьезности последствий, повторности и распространенности указанных правонарушений, характера причин и условий, способствующих нарушениям и от других факторов.

Говоря о механизме реализации правовых средств, необходимо раскрыть существующие формы (порядок) реализации правовых средств. Действующее законодательство закрепляет две основные формы реализации правовых средств: общую и инициативную.

Общая форма реализации правовых средств представляет собой такой порядок, когда для реализации полномочий прокурора или вынесения соответствующих актов необходимо сообщение о правонарушении (повод) и наличие самого правонарушения (основания). Указанная форма закрепляется в ч.2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре применительно к проведению прокурорских проверок: «Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором».

К сожалению, Закон о прокуратуре не определяет, какие именно сообщения о фактах нарушения могут служить поводами для реализации тех или иных полномочий прокурора. Этот вопрос разрешается на уровне директив Генерального прокурора применительно к отдельным направлением осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Такое положение едва ли можно назвать удовлетворительным: поскольку реализация прокурорских полномочий предполагает ограничение определенных прав поднадзорного субъекта, вопросы осуществления прокурорских полномочий в этом случае должны регулироваться на уровне законов, а не ведомственных нормативных актов.

К числу источников информации, могущих служить поводами для реализации полномочий прокурора, сложившаяся практика относит: результаты проведенных прокурорских проверок; материалы проверок иных контролирующих органов; жалобы, заявления и иные обращения граждан и юридических лиц; материалы уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел; сообщения СМИ.

Общая форма реализация правовых средств применяется при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Инициативная форма заключается в реализации прокурорских полномочий и вынесении актов прокурорского реагирования независимо от наличия сигналов или сообщений о правонарушениях. Прокурор сам, по своему усмотрению, основанному на требованиях закона и фактических обстоятельствах, реализует соответствующие полномочия и выносит необходимые акты. Инициативная форма применяется в отраслях, где деятельность поднадзорных субъектов сопряжена с существенным государственным принуждением или выражается в ограничении основных конституционных прав граждан или иных субъектов. Например, инициативный характер реализации правомочий прокурора носит надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование, за исполнением законов при исполнении назначенных судом уголовных наказаний и иных мер принудительного характера и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.