Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период 1922-1936 становления прокуратуры РСФСР




Советский период

Устав уголовного судопроизводства,

Устав гражданского судопроизводства

 

Первый документ определял:

1. Структуру и состав органов прокуратуры. Прокуратуру возглавлял Министр Юстиции, одновременно замещающий должность Генерал-прокурора, ему подчинялись обер-прокуроры и их товарищи при Сенате (осуществлял судебные функции, например, через кассационный департамент), прокуроры и их товарищи при судебных палатах и окружных судах.

2. Устанавливал дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на прокурорские должности («О лицах прокурорского надзора»), в частности стаж юридической работы – 4 (товарищ прокурора окружного суда), 6 (прокурор окружного суда, товарищ прокурора судебной палаты), 8 (прокурор судебной палаты) и 12 (обер-прокурор Сената).

 

Устав уголовного судопроизводства устанавливал, что:

1. Основной функцией прокурора в уголовном судопроизводстве выступает уголовное преследование. Содержание данной функции выражалось:

Ø В праве и обязанности прокурора на ВУД. Основная масса дел возбуждалась прокурорами окружных судов, прокуроры судебных палат возбуждали уголовные дела лишь по незначительным составам (государственные преступления).

Ø Прокурор составлял обвинительный акт по материалам уголовного дела.

Ø В обязанности прокурора поддержания обвинения. В первой инстанции по уголовным делам прокурор выступал в качестве стороны государственного обвинения.

2. прокурор также осуществлял надзор за органами предварительного следствия и полицейского дознания, а также надзор по арестантским делам (ст.278-287 УУС).

В таком виде институт прокуратуры просуществовал до 1917.

1. Период 1917-1922 Декретом СНК от 24.11.1917 «О суде» институт прокуратуры был упразднен.

28 мая 1922 года третья сессия ВЦИК IX созыва утверждает Положение «О прокурорском надзоре». Согласно положению прокуратура РСФСР входила в состав НКЮ на правах отдела и являлась органом осуществления надзора за соблюдением законности.

Основные функции прокуратуры заключались в:

1. осуществлении надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц;

2. осуществление надзора за деятельностью следственных органов, а также органов ГПУ;

3. поддержание обвинения в суде;

4. наблюдение за законностью содержания заключенных под стражу.

Предварительным расследованием преступлений занималась следственная часть, входящая в подотдел государственного обвинения отдела прокуратуры РСФСР при НКЮ.

Таким образом, советская модель прокуратуры предполагала осуществление двух функций: надзор за законностью и уголовного преследования.

Образование СССР в 1922 вызвало необходимость создания единой союзной прокуратуры. Первая Конституция СССР 1923 года учреждала должность Прокурора ВС СССР.

Положение О ВС СССР и Прокуроре ВС СССР 1929 закрепляла за Прокурором при ВС СССР обязанность по руководству деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществление надзора за законностью деятельности ОГПУ. Формально подчиняясь прокурору ВС СССР, фактически республиканские прокуратуры, включая прокуратуру РСФСР, были независимы, и входили в состав республиканских НКЮ.

Следующий этап развития органов прокуратуры (1936-1992) связан с принятием Конституции 1936 г., разработанным на ее основе и утвержденным Президиумом Верховного Совета Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955.

Историческое значение данного этапа заключается в образовании единой самостоятельной централизованной система органов прокуратуры под руководством Генерального прокурора СССР.

Положение 1955 года состояло из шести глав. Первая –содержала общие положения, раскрывающие понятия осуществляемого прокуратурой надзора за исполнением законов, его задачи, основные направления деятельности, принципы организации и деятельности прокуратуры. Главы со второй по пятую посвящались отдельным отраслям ПН

Положение закрепляло следующие отрасли надзора:

Ø за исполнением законов учреждениями, организациями, должностными органами и гражданами СССР;

Ø за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия;

Ø за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов;

Ø за соблюдением законности в местах лишения свободы.

Содержание шестой главы определяло структуру органов прокуратуры, порядок назначения и прохождения службы работников прокуратуры.

Формирование советской самостоятельной централизованной системы органов прокуратуры окончательно завершилось в 1979 с принятием Закона о СССР о прокуратуре.

Закон состоял из 4 разделов: 1)общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Закон закреплял четыре отрасли ПН:

Ø общий надзор;

Ø надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

Ø надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

Ø надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура Российской Федерации

Первый российский закон о прокуратуре был принят 17 января 1992 года, закон состоял из 6 разделов и 47 статей.

Раздел 1 излагал общие положения: функции и направления деятельности, принципы организации и деятельности, правовые основы

Раздел 2 закреплял систему, структуру и состав органов прокуратуры.

Разделы 3 и 4 раскрывали содержание основных функций прокуратуры.

Раздел 5 регулировал вопросы кадрового обеспечения, а также меры правовой и социальной защиты работников прокуратуры, материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Раздел 6 содержал нормы, регулирующие финансовые и материально-технические вопросы деятельности прокуратуры.

Данный закон впервые обозначил такую функцию прокуратуры как «участие прокурора в рассмотрении дел судами», до принятия закона считалось, что прокурор осуществляет надзор за деятельностью судов.

Принятие Конституции 1993 года обусловило необходимость пересмотра ФЗОП 1992 года. 17 ноября 1995 года ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О прокуратуре»» была принята новая редакция закона о прокуратуре. Особенности редакции ФЗОП 1995 заключались в следующем:

Ø восстановила функцию координацию деятельности ПОО по борьбе с преступностью;

Ø на ГП РФ возложена функция международного сотрудничества;

Ø было закреплена новая отрасль ПН- надзор за конституционными правами и свободами граждан;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.