Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы деятельности прокуратуры на современном этапе




В 1999 году был внесен ряд изменений и дополнений (ФЗ от 10.02.1999)

Было закреплено новое направление деятельности – надзор за деятельностью судебных приставов.

 

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ образует система установленных законами и международными актами положений, определяющих ключевые вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ и полномочия ее должностных лиц. Статья 3 закона о прокуратуре устанавливает, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В литературе правовые основы традиционно классифицируют в зависимости от юридической силы и содержания правовых норм, регулирующих устройство и деятельность прокуратуры.

Несмотря на то, что ст. 3 Закона о прокуратуре не содержит упоминание об общепризнанных нормах международного права, в иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры, высшее место занимают акты, содержащие данные нормы. Их основная особенность заключается в том, что они непосредственно не направлены на регулирование отношений по организации и устройству прокурорских органов, однако они содержат требования, которые ложатся в основу актов, прямо регулирующих указанные вопросы, включая Конституцию РФ. Число актов, содержащих общепризнанные нормы международного права, невелико и включает в себя:

Всеобщую декларацию прав и свобод человека (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966г.;

Международный пакт об экономических социальных и культурных правах от 19.12.1966 г. и др.

Среди актов, прямо определяющих правовое положение прокуратуры в системе органов государственной власти, высшей юридической силой безусловно обладает Конституция РФ.

Статья 129 Конституции РФ устанавливает:

«1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

Статья 129 Конституции РФ обладает основополагающим значением для формирования нормативно-правовой базы функционирования отечественной прокуратуры. Определяя принципиальные основы организации и деятельности прокурорских органов, она предусматривает принятие отдельного федерального закона для конкретизации правового регулирования деятельности прокуратуры.

Кроме ст. 129 важное значение для регулирования деятельности прокуратуры имеют: положения п. 2 «о» ст. 71 Конституции РФ, устанавливающие исключительную компетенцию Российской Федерации в решении вопросов, касающихся организации и деятельности прокуратуры; требования п. «е» ст. 83, п. «з» ч.1 ст. 102 – определяющие порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ; нормы п. «л» ч.1 ст. 72 – относящие вопросы кадрового обеспечения прокуратуры к совместному ведению Федерации и субъектов.

Определенное отношение к правовому регулированию деятельности прокуратуры имеют конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, основанные на положениях Конституции РФ и федеральных законах, о правоустанавливающих нормах, принятие которых допустимо в соответствии с требованиями ст.ст. 71-73 Конституции РФ.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации содержат положения о процедуре согласования с органами государственной власти субъектов кандидатуры на пост прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации и о наделении прокуроров субъектов Федерации правом законодательной инициативы и возможностью обращения в органы конституционной юстиции.

Основным средством правового обеспечения организации и деятельности прокуратуры является Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года в редакции Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. В настоящий момент этот закон действует в редакции Федерального закона № 214-ФЗ от 24.07.2007.

Закон о прокуратуре определяет цели, задачи, основные направления деятельности прокуратуры РФ, основные принципы её организации и деятельности, полномочия прокуроров, устанавливает порядок формирования органов прокуратуры, закрепляет систему и структуру органов и учреждений прокуратуры, а также меры материального, социального и финансового обеспечения прокурорских работников. В законе также установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение.

Помимо Закона о прокуратуре полномочия прокурорских работников также закрепляются в материальном и процессуальном законодательстве РФ: уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном, уголовно-исполнительном, таможенном кодексах, кодексе об административных правонарушениях. Кроме того нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся во многих других законодательных актах. В качестве примера можно привести такие, как Закон РФ «О милиции» (ст.ст. 38, 39); ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности» (ст.24); ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ФЗ РФ «О внешней разведке» (ст.25); ФЗ РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 22); ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.ст. 7, 10, 33); ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» (ст.ст. 13,14); ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 29); ФЗ РФ «О ратификации Европейской Конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» (ст. 4) и ряд других.

Деятельность органов прокуратуры определяются также международными и межгосударственными соглашениями и договорами, такими, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, об экстрадиции и др. Следует иметь в виду, что, поскольку правовая природа международных договоров и соглашений различна, не все из них могут влиять на правовое регулирование деятельности прокуратуры. К примеру, межведомственные международные соглашения, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти, не могут определять правовые основы деятельности прокуратуры. В тоже время, соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с соответствующими органами зарубежных стран, содержит правовые нормы, регулирующие деятельность прокуратуры в вопросах оказания правовой помощи и борьбы с преступностью. Примером могут служить: Соглашение между Генеральной прокуратурой РФ и прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве от 07.12.1995 г.; Соглашение между Генеральной прокуратурой РФ и Генеральной прокуратурой Республики Туркменистана о правовой помощи и сотрудничестве от 07.12.1995 г.

Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируются в актах Президента РФ. К примеру, Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 об утверждении «Положения о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Указ Президента РФ от 30 июня 1997 № 659 об утверждении «Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации».

Говоря о роли подзаконных нормативно-правовых актов в регулировании прокурорской деятельности, следует учитывать положения ст. 3 Закона о прокуратуре, гласящей, что на прокуратуру не может быть возложено выполнений функций, не предусмотренных федеральными законами, в том числе указами Президента РФ. Вместе с тем указами Президента РФ, при наличии к тому оснований и до принятия изменений и дополнений в федеральных законах, может формироваться, конкретизироваться реальный механизм исполнения законов, реализации мер, вытекающих из международно-правовых актов, заключенных Российской Федерацией.

Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре решения Конституционного Суда РФ не могут быть отнесены к источникам правового регулирования прокурорской деятельности. Однако они оказывают существенное влияние на режим правового регулирования деятельности органов прокуратуры.

Во-первых, Конституционный Суд РФ истолковывает законодательство, непосредственно регламентирующее вопросы организации и деятельности прокуратуры. В частности, рядом постановлений Конституционного Суда РФ были разрешены вопросы: о принципах организации и деятельности прокуратуры; о полномочиях прокурора по надзору за исполнением законов; о предметном содержании деятельности органов прокуратуры.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ дает конституционно-правовую оценку законов, хотя и связанных с деятельностью прокуратуры, но относящихся к другим отраслям права. Речь идет, главным образом, о решениях Конституционного Суда, касающихся осуществления прокурорских полномочий в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводствах.

Таким образом, с учетом юридической силы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры, можно классифицировать следующим образом: 1) Общепризнанные нормы международного права; 2) Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов РФ; 2) Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; 3) Иное федеральное законодательство; 4) Международные договоры и соглашения Генеральной прокуратуры РФ; 5) Указы Президента РФ.

В зависимости от содержания правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, подразделяются на три основные группы: 1) регулирующие устройство прокуратуры; 2) регулирующие деятельность прокуратуры; и 3) применяемые в деятельности органов прокуратуры. Эта классификация носит условный характер, т.к. указанные нормы зачастую содержатся в одних и тех же актах. К примеру, Закон о прокуратуре содержит в себе все три приведенные группы норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.