Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрение и разрешение жалоб и иных обращений в органах прокуратуры




Правовые средства надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует все правовые средства, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.

Кроме того, ст. 27 Закона о прокуратуре устанавливает, что прокурор также:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;

- принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон;

- принимает меры по возмещению причиненного ущерба;

- в случае обнаружения отдельных признаков преступления направляет мотивированное постановление о передаче материалов по подследственности;

- возбуждает производство об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП);

- незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (как альтернатива предыдущему);

- приносит протест;

- приносит представление;

- предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В литературе спорным является вопрос о праве прокурора приносить предостережение. Буквальное толкование Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что вынесение данного акта в этой отрасли надзора не предусмотрено. Некоторые авторы считают, что вынесение предостережения возможно. Поскольку на практике зачастую весьма трудно разграничить данные отрасли надзора, представляется, что не исключено вынесение предостережения также при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

Рассмотрение и разрешение жалоб и иных обращений граждан в органах прокуратуре регулируется ст. 10 Закона о прокуратуре, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также:

Приказом Генерального прокурора РФ № 120 от 26.12.2006 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ»;

Приказом Генерального прокурора РФ № 74 от 09.04.2003 «О введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры»;

Приказом Генерального прокурора РФ № 93 от 28.12.1998 «О введение в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».

Обращения в органы и учреждения прокуратуры могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.

Под обращением принято понимать изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица. Различают следующие виды обращений граждан: предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение – это рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах.

Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Под жалобой следует понимать просьбу заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Ходатайством является изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.

В органах и учреждения прокуратуры РФ рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. По обращению, не содержащему сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес), ответ не дается. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, за исключением преступлений, совершенных работниками органов прокуратуры, они направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация об этом подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры. Копии таких обращений формируются в надзорные производства. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, и последующем поступлении обращения в органы прокуратуры оно рассматривается как первичное в соответствии с настоящей Инструкцией.

Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в срок не позднее семи дней автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником управления, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в соответствующие органы, об этом в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

Решение об оставлении обращения без ответа по существу принимается начальником отдела Генеральной прокуратуры РФ, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, военным прокурором или прокурором специализированной прокуратуры и их заместителями по рапорту исполнителя.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

При устранении причин, препятствующих разрешению обращения по существу, заявитель вправе вновь обратиться в органы прокуратуры.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров военных и иных специализированных прокуратур.

При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре.

По каждому обращению в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, в прокуратурах субъектов Федерации, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах может быть выполнено одно из следующих решений:

принятие к производству;

прекращение производства;

передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

направление в другие органы;

приобщение к ранее поступившей жалобе.

Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящую прокуратуру с установлением контроля либо без такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Первичные обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена на месте, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться.

При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости в указанных органах либо у должностного лица могут быть затребованы документы или материалы о результатах рассмотрения обращения.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается.

При рассмотрении и разрешении обращений в необходимых случаях истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора РФ (в аппарате Генеральной прокуратуры РФ), заместителем Главного военного прокурора (в Главной военной прокуратуре), прокурором субъекта Федерации, приравненным к нему военным прокурором и прокурором иной специализированной прокуратуры или их заместителями, прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором или прокурором специализированной прокуратуры либо их заместителями. Сообщение об этом в 30-дневный срок со дня регистрации обращения направляется автору за подписью исполнителя.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

"направлено" - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре РФ - Генеральный прокурор РФ, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, а в прокуратурах субъектов Федерации, городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В случае, если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов (объединений) - не позднее 7 дней со дня их поступления.

В случае, если обращение требует проверки, о ее проведении в семидневный срок со дня регистрации обращения сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора РФ, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта РФ, приравненного к нему военного прокурора и прокурора иной специализированной прокуратуры.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ, городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры РФ и входящих в ее состав институтах.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору о принятом решении.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей при необходимости может быть продлен соответствующим прокурором либо его заместителем, но не более чем на 15 дней.

Ходатайство о продлении срока проверки по обращению оформляется не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

При возвращении проекта ответа на доработку устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то автору обращения за подписью начальника отдела незамедлительно направляется соответствующее уведомление.

Ответ на обращение, поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Если по обращению принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

Подробная аргументация в ответах на обращения, связанных с расследованием уголовных дел, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

В прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лицо, его замещающее.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления и отдела, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - заместитель прокурора, прокурор или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ начальник отдела, а повторных обращений - начальник управления, главного управления и заместитель Генерального прокурора РФ.

Ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника главного управления, управления, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы.

В органах и учреждениях организуется личный прием граждан.

При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Посетители, направленные на прием к прокурорам управлений и отделов с первичными жалобами, принимаются незамедлительно.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры РФ и входящих в ее состав институтах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по обращению принимается и ответ на него дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель на личном приеме. Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования. Содержание ответа отражается в карточке личного приема, книге учета посетителей.

На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка "с личного приема".

Регистрация приема ведется на специальных карточках либо в книге учета посетителей, в которой отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме.

Все письменные обращения с личного приема после их регистрации направляются по принадлежности в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

В каждой прокуратуре устанавливается ящик "Для обращений и заявлений", который в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ размещается в приемной, в иных прокуратурах - в доступном для заявителей месте.

Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре РФ работниками экспедиции, а в других прокуратурах - специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп "Из ящика для обращений и заявлений", указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

Аналогичный порядок организации приема граждан применяется в прокуратурах субъектов Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.