Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, специфика, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности




Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности является самостоятельным направлением в рамках отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, представляющим собой наблюдение за соблюдением указанными органами Конституции РФ, исполнением ими требований законов, действующих на территории РФ, а также обеспечением и охраной прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Закон о прокуратуре не выделяет надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в отдельную отрасль, хотя специфика и содержание прокурорской деятельности позволяют это сделать. Нормативное объединение этих двух направлений в одну отрасль, скорее всего, объясняется тем, что проводимые органами дознания и предварительного следствия расследование преступлений практически всегда сопровождается или обеспечивается оперативно-розыскной деятельностью. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность довольно часто осуществляется и вне рамок расследования преступлений или производства по уголовному делу.

Специфика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), прежде всего, обусловливается особенностями самой оперативно-розыскной деятельности, предполагающей гласные и негласные методы получения информации, широкое использование конфиденциальных источников информации, скрытое вторжение в конституционные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, не знающих об этом и поэтому лишенных возможности обжаловать неправомерные действия органов, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ). В этой связи прокурорский надзор в этой сфере носит инициативный характер. По общему правилу для осуществления надзорных полномочий прокурору не нужно наличие специального повода, он реализует свои полномочия по собственной инициативе. Исключение составляет лишь разведывательная и контрразведывательная оперативно-розыскная деятельность органов ФСБ, службы внешней разведки и оперативных подразделений Министерства обороны РФ, где оперативные документы могут быть истребованы прокурором только по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, свидетельствующих о нарушении закона данными органами.

Наконец, осуществляя надзор за законностью ОРД, прокурор не наделен распорядительной властью по отношению к органам, осуществляющим ОРД. Прокурор не вправе самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления органов и должностных лиц, производящих ОРМ. Он также не вправе отстранить сотрудника от осуществления ОРМ, использовать полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством, применительно к надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Основное значение прокурорского надзора за законностью ОРД заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также исполнения требований законов, действующих на территории РФ, правоохранительными органами при реализации их полномочий по осуществлению ОРД независимо от их ведомственной принадлежности. Кроме того, надзор осуществляется также с тем, чтобы ОРМ были направлены, прежде всего, на предупреждение, а затем уже на своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений; на то, чтобы результаты ОРД, полученные в ходе производства по уголовному делу, активно использовались в качестве доказательств в соответствии с требованиями УПК РФ.

В этой связи основными задачами при осуществлении данного вида надзора являются:

1) охрана и защита конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при производстве ОРМ;

2) соблюдение Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, при проведении ОРМ;

3) предупреждение и пресечение нарушений в деятельности органов, осуществляющих ОРД;

4) обеспечение мер для раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.