КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Субъекты и организационные структуры инновационных процессов (деятельности)
Инновационный потенциал сотрудников организации. Управление инновациями в кадровой работе. Роль инноваций на современном этапе развития. 4. Необходимость разработки и внедрения нововведений в практику кадровой работы 5. Основные направления внедрения инноваций в кадровую работу. 6. Концепция инновационного процесса в кадровой работе 7. Анализ существующей системы разработки и внедрения нововведений в кадровой работе на предприятии.
Литература 1. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 2. Аукуционек С.П., Батяева Е.А. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. – М.: Наука, 2000. 3. Ахмадеев М.Г. Инновационно-информационная деятельность в рамках ИК // Вестник Академии управления «ТИБСИ». – 2000. - № 4. 4. Глоссарий терминов кадрового бизнеса // www.dominants.ru 5. Инновационная деятельность МП // www.dist-cons.ru 6. Инновационный менеджмент. / Под ред. Морозова Ю.П., Гаврилова А.И., Городнова А.Г. – М.: ЮНИТИ, 2003. 7. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 8. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под. ред. П.Н Завлина, А.К Казанцева, Л.Э Миндели. Изд. 2-е. - М: ЦИСМ, 1998 9. Инновация // www.kiev.ua 10. Кадровые нововведения. Управление инновациями в кадровой работе. Кадровая реформа // www.mnogosmenka.ru 11. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы // www.garant.ru 12. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 5. 13. Основы организации инновационной деятельности // www.uprav.ru 14. Поскряков А.А. Инновационная культура // www.sociology.mephi.ru/poskryakov.html
15. Реформа кадровая // Справочник по управлению персоналом. – 2002. - № 9 16. Семенович Б. Инновационный менеджмент. – Ростов на Дону, 1999. 17. Словарь основных терминов и понятий // www.rsuh.h1.ru 18. Теория и практика управления научно-инновационной сферой в регионе. Хучек М. Холдинговые компании в Польше. // Вопросы экономики. – 1995. - № 8. 19. Управление персоналом. Кадровые нововведения. Кадры // www.glossary.ru 20. Управленческие нововведения в США. Проблема внедрения, - М.: Наука, 1986 21. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учеб. для вузов по эконом. и управлен. спец. — М.: ИНФРА-М, 2001. 3.1 Государственная инновационная политика (государственное регулирование инновационных процессов). Государственные приоритеты в сфере инновационного менеджмента в кадровой работе. 3.2 Типы и виды организационных структур по разработке и реализации проектов нововведений на предприятиях и организациях. 3.3 Субъекты новаторской деятельности. Кадровая элита. 3.1 Регулирование инновационной деятельности осуществляется на государственном и региональном уровнях, а также на уровне отдельных учреждений. Выделяют следующие виды государственного регулирования инновационных процессов [9]: - организационное регулирование: поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры[1]; кадровая поддержка инновационной деятельности; стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка; содействие развитию международного сотрудничества в этой сфере; защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях; - экономическое регулирование: развитие рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции; проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложений на рынке инноваций; создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
- финансовое регулирование: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере; - правовое регулирование – установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантия охраны их прав и интересов, в том числе прав на интеллектуальную собственность. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" (от 1.12.1999) [16]. Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как «инновационная деятельность» и «государственная инновационная политика». Федеральный закон определяет основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования содержит четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций [11]. Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов [16]: 1. признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
2. обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; 3. концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; 4. создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; 5. создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; 6. государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности; 7. активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере; 8. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности Реализация государственной инновационной политики осуществляется в следующих приоритетных направлениях [11]: 1. работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. 2. работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям; 3. научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры); 4. направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства. Основными функциями государственных органов по регулированию инновационной деятельности выступают [10]: 1. Координация инновационной деятельности. Государство определяет общие стратегические ориентиры инновационных процессов и содействует кооперации и взаимодействию различных структур в осуществлении инноваций.
2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. 4. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям. 5. Формирование инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем – одного из основных каналов распространения нововведений, оказывает инноваторам: юридические, консультационные и другие услуги. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать им помощь в поиске партнеров, в заключении сделок под государственные гарантии. 6. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь главное – создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций. 7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов и обеспечивает их социальную защиту. 8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер нововведений. Инновационная политика в кадровой работе – это вид государственной, региональной, корпоративной и общественно-политической деятельности в сфере обновления человеческих ресурсов, связанный с установлением, отражением в нормах права и исполнением базисных властных нормативно-политических установок, направленных на реализацию интересов государства, регионов, национального капитала и общественно-политических структур в обновлении кадров [5]. На сегодняшний день инновационная политика в кадровой работе является одной из слабо разработанных сторон общей кадровой политики в РФ. Инновационная политика в кадровой работе — одна из форм политической деятельности и тем самым отличается от управления персоналом и развития кадров. На любом уровне и в любой социально-экономической системе эта политика всегда выражается в совокупности основных нормативных установок, которые призвана реализовать система управления. Разработка инновационной политики в кадровой работе выступает особой и сложной сферой, ее задачи отличаются от управленческой деятельности в области кадров, что необходимо учитывать в кадровой работе. Прежде чем управлять развитием персонала, надо иметь соответствующую инновационную кадровую политику, которая как бы предшествует управлению персоналом, хотя и тесно интегрирована с ним. Инновационная политика в кадровой работе включает стратегические и тактические цели развития кадров, принципы и приоритеты этого развития, систему конкретных нормативно-политических установок по основным проблемам, направлениям, формам и методам обновления человеческих ресурсов [5].
3.2 Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационными процессами [8]: 1. Специализированные подразделения (советы, комитеты, рабочие группы) по разработке инновационной политики [11] — коллективы (постоянные или временные) преимущественно в крупных организациях, задачей которых является определение ключевых направлений инновационного процесса и подготовка конкретных предложений для принятия управленческих решений по стратегическим направлениям инновационного процесса; 2. Отделения и центральные службы развития новшеств, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки и внедрения. Среди них можно выделить: а) отдел менеджмента инноваций — подразделение, которое исходя из целей организации по инновационной деятельности и состояния ресурсов на основании технико-экономических ресурсов оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим менеджментом проект плана (программы) работ по инновациям [13]. б) службы координации инноваций - самостоятельные подразделения, осуществляющие контроль и координацию инновационной деятельности в рамках организации в целом, согласование целей и направлении организационно-технического развития, разработок планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за разработкой инноваций и их внедрением, рассмотрение программ создания инноваций. 3. Проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса; Рабочие группы по реализации инновационных проектов решают новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями. Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Необходимо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы, поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений. Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический ("рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и другие) [4]. Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации. При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: компетентность и опыт; наличие специальных знаний в проблемной области; возможность привлечения к работе; власть и авторитет в организации; способность разрешать конфликтные ситуации; отношение к делу; личный интерес и мотивация. 4. Отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей. 5. Центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке. Центры инновационного развития корпоративных структур [7] представляются в качестве самостоятельных организаций, деятельность которых ориентирована на решение вопросов организации управления инновационными процессами, обеспечение эффективного перевода корпоративной структуры на инновационный путь развития на основе освоения новых технологий и внедрения нововведений. 6. Венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью. 7. Специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие. 8. Аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д. 9. Экспертные группы по оценке инновационных проектов оценивают научный и технический уровень проекта, возможности его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива) [12]. Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, необходимостью комплексного использования различных технологий [8]. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках: · отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах; · инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма; · финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений. В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры, где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры и лаборатории. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью [8]. Организация кадровых нововведений - совокупность структурных подразделений, групп и лиц, постоянно или временно входящих в систему кадрового управления, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации кадровых нововведений [5]. Рассматривая вопрос о формах организации разработки и реализации проектов кадровых нововведений, следует выделить конкретные организационные формы, решающие проблему коммуникации в системе "разработка кадрового нововведения - внедрение кадрового нововведения" [15]: 1) группа связи - предназначена для определения (оценки) возможности позитивных результатов разработки того или иного проекта кадрового нововведения в процессе и по мере завершения кадровых НИР[2]; 2) передача персонала из кадровой службы в подразделение, разрабатывающее кадровое нововведение, в целях непосредственного знакомства с проектами будущих кадровых нововведений для их возможной корректировки и последующей успешной реализации; 3) проблемная группа - временная многофункциональная группа специалистов из разных подразделений, создаваемая для преодоления разрыва между разработкой и реализацией кадрового нововведения; Целевые группы специалистов (временные творческие коллективы) отличаются от кружков качества тем, что действуют на основе заранее сформулированной задачи и всегда носят временный характер. Они могут создаваться на разные сроки: от 2-3 и более лет. Перед целевыми группами ставятся более сложные цели [6]. 4) кружок качества - небольшая группа рабочих или/и специалистов (около 10 человек), работающих совместно на одном производственном участке или выполняющих одно задание. Кружок образуется на добровольных началах и 2-4 раза в месяц обсуждает пути улучшения организации, повышения производительности и качества труда; предпринимательской (в том числе инновационно-кадровой) деятельности, когда инициативный и творческий работник (интрапренер) имеет возможность сам осуществлять нововведение. Особенно энергично интрапренерство развивается в инновационных структурах, делающих ставку на талант и творческий потенциал человека, на организационную культуру, поддерживающую и поощряющую развитие новых идей в рамках фирмы. Выделяется пять основных видов интрапренера-новатора [15]: а) подрывающий консервативные основы интрапренер - разрабатывает новые формы деловой активности, используя бездействующие (резервные) мощности и ресурсы (в том числе кадровые); б) несущий идеи интрапренер - разрабатывает возможности внутрифирменного производства тех продуктов и услуг (включая подготовку новых кадров), которые прежде приобретались на рынке; в) самостоятельный и выводящий из кризиса интрапренер - ведет свое подразделение по новому направлению посредством операций на открытом рынке в качестве независимого контрагента; г) интрапренер корпоративной культуры (в том числе кадровый интрапренер) - модифицирует организационную культуру для поддержки творческой инициативы и инноватики; д) проектирующий интрапренер - предпринимает инновации, чтобы сделать основной бизнес фирмы более эффективным. Формы и методы организации и управления инновационной деятельностью должны соответствовать уровню и специфическим возможностям корпоративных структур. Также следует подчеркнуть, что эффективность организации и управления инновационной деятельностью в корпоративных структурах может быть достигнута только в случае, если инновационное развитие станет общей стратегической целью всей корпоративной структуры, а не частными функциональными задачами отдельных хозяйствующих субъектов. Учитывая особенности корпоративных структур, стратегическое управление инновационной деятельностью следует осуществлять централизованно и скоординировано, обеспечивая оптимальный баланс интересов всех участников, а ответственность за руководство разработкой и реализацией стратегического плана должна находиться на уровне высшего управленческого звена [7]. 3.3 Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры [4]. Они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, иметь инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и другие), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Инновационные менеджеры управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений. Главная цель инновационного менеджера - снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Инновационный менеджер – это человек, которого выделяет среда в нестабильном мире, который может найти прочное основание в окружающем его мире [3]. Творчество - это деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Такая деятельность предполагает творца как субъекта деятельности. Любое нововведение начинается с творческой идеи. Творческий процесс трудно спланировать, однако инновационный менеджер должен обеспечить: 1) адекватность творческих возможностей в организации на всех уровнях; 2) оценку творческого потенциала всего персонала; 3) анализ того, насколько каждая работа открывает возможности для творчества; 4) максимально возможное соответствие задач и решающих их специалистов; 5) создание обстановки, где творческие идеи воспринимаются открыто и не отвергаются сразу, поощряются творческие решения в рамках продолжающихся проектов. Всех субъектов инновационного процесса (новаторской, инновационной деятельности) можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие [4]. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Авторы инноваций - физические лица, играющие ведущую роль в осуществлении инновационной деятельности. Штат информационно-консультационной службы (ИКС[3]) всех уровней при осуществлении инновационной деятельности или в подборе инновационного пакета сталкивается с интересами авторов инноваций. Даже если инновационный проект является собственностью государства, авторы интеллектуальной собственности не теряют своих прав, и это обстоятельство может служить источником конфликтных ситуаций, если сотрудники ИКС не будут выполнять соответствующие процедуры, оговоренные действующим законом [1]. В роли ранних реципиентов выступают лица, первыми освоившие новшество, они стремятся к скорейшему продвижению новшеств. Раннее большинство – предприятия и организации, которые первыми внедрили новшество. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к их моральному устареванию. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. В инновационном процессе действуют как минимум два субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Представляется, что сотрудники организации выступают именно как потребители, пользователи нововведений, а работники кадровых служб эти новшества применяют на практике. Руководители (менеджеры) как субъекты управления должны проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. Исполнители (сотрудники организации) как объекты управления должны реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В инновационной деятельности задействованы руководители и специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Можно выделить следующие группы сотрудников – участников инновационной деятельности [14]: 1. "Вольный сотрудник" – сотрудник, который по своему должностному статусу должен заниматься новаторством. 2. "Золотые воротнички" – высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Они в основном работают по найму – в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Иногда они работают по контракту сразу в нескольких фирмах. 3. "Научно-технические привратники", или "информационные звезды", которые относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. 4. «Альтернативный персонал" представляют собой внештатных временных сотрудников, к услугам которых прибегают при нехватке собственного персонала, что позволяет избежать значительного сокращения штата в периоды спада. Элита (франц. élite - лучшее, отборное, от лат. eligo - выбираю) это лучшие представители общества или какой-нибудь его части; в немарксистской социологии - это лица, принадлежащие к так называемому высшему классу; группа лиц, осуществляющая власть в обществе или организации (например, правящая элита) [2]. Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей (в зависимости от случая) [2]: а) люди, получившие наивысшие оценки в области их деятельности; б) люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь; в) боговдохновленные личности, обладающие харизмой; г) творческое меньшинство общества; д) люди, пользующиеся в обществе наибольшим статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |