Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного выбора




Теория общественного выбора: «новая политическая экономия». Парадокс Кондорсе (парадокс голосования). Теорема о невозможности К. Эрроу. Выбор свободный и рациональный. Общественный выбор и угроза Левиафана.

Теория общественного выбора

Отметим, что теорию общественного выбора называют иногда " новой политической экономией ", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители ϶ᴛᴏй теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Отметим, что теория общественного выбора (public choicetheory) — ϶ᴛᴏ теория, изучающая различные способы и методы, посредством, кᴏᴛᴏᴩых люди используют правительственные учреждения в ϲʙᴏих собственных интересах.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в ϲʙᴏей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений):

MB>МС,

· — предельные выгоды (marginal benefit);

· — предельные издержки (marginal cost).

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — ϶ᴛᴏ арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. При этом государство — ϶ᴛᴏ рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории будет общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. По϶ᴛᴏму основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые.

Парадокс голосования

Последователи теории общественного выбора наглядно показали, что нельзя целиком и полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.

Парадокс голосования (paradox of voting) — ϶ᴛᴏ противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на базе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

К.-Дж. Эрроу сформулировал аксиоматические правила рационального поведения и явно показал, что ни один процесс принятия коллективного решения не отвечает определенным нормам. Согласно теории невозможности Эрроу, не существует демократической социальной функции благосостояния, которая осуществляет связь между индивидуальными преимуществами и общественным выбором - процессом, с помощью которого индивидуальное видение трансформируется в коллективное решение и одновременно отвечает таким требованиям:

1) принцип Парето-оптимальности. Решение не может быть принято, если при этом существует и может быть реализована альтернатива, улучшающая жизнь другим индивидам и никому не ухудшает;

2) переходность. Если социальный выбор А имеет преимущество перед альтернативой Б, а выбор Б - перед альтернативой В, то А лучше, чем В;

3) независимость посторонних альтернатив. Человек выстраивает преимущества независимо от действий, которые на данный момент он не может осуществить;

4) отсутствие диктатора. Среди участников коллективного выбора нет такого индивида, каждое преимущество которого всегда превышает преимущества всех других членов и становится обязательным элементом социального порядка.

К.-Дж. Эрроу доказал, что четыре условия находятся в противоречии. Итак, ни одна социальная схема благосостояния не может отвечать всем требованиям одновременно.

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫЙ. Согласно теории принятия решений, выбор средств, гарантирующих достижение цели с минимальными затратами и минимальными нежелательными последствиями.

ВЫБОР СВОБОДНЫЙ. Выбор, не определяемый ничем, кроме собственной воли.

УГРОЗА ЛЕВИАФАНА

Проблемам государства и его роли в обществе Бьюкенен посвящает труд "Пределы свободы между анархией и Левиафаном" (1975). В нем он разграничивает государство-защитника и государство-производителя. Конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация), по мнению Бьюкенена, предопределяет законодательное установление государства-защитника. Эта структура определяет права собственности и контроля индивидов за ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение государства-защитника – это переход от анархии к политической организации. В экономической сфере торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами могут способствовать взаимной выгоде участников этого процесса. Что касается государства-производителя, то в идеале оно стимулирует постконституционный контракт между гражданами по их спросу на товары и услуги, потребляемые совместно. Однако поведение индивидов и их деятельность в политической структуре общества как политиков, руководителей или бюрократов способствует усилению роли государства в постконституционной стадии. Это приводит к угрозе Левиафана, то есть угрозе автократического государства. Выход из этого Бьюкенен видит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые бы ограничивали определенное политическое поведение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.