Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектико-материалистическая школа




Предмет науки государственного (конституционного) права

Общим объектом исследования всех юридических наук является правовая жизнь общества.

Предметом конкретной науки называют те явления объективной жизни, которые ею изучаются. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Это отличает ее от других наук, показывает ее место среди них, выполняемую роль.

Существует иное представление об объекте и предмете исследования. Объектом называют объективную действительность, которая может быть не познана. К предмету относят те явления, которые находятся во внимании науки конституционного права [42].

В науке государственного (конституционного) права существуют различные школы, основанные на различной методологии и решаемых задачах. Они так же отличаются своим предметом исследования.

Диалектико-материалистическая школа (не путать с марксизмом-ленинизмом) ставит задачу изучения всех элементов правовой жизни страны, а именно:

1) Нормы государственного (конституционного) права России (субъективного и объективного естественного права, позитивного официального и реального права.

2) Источники государственного (конституционного) права России (формы выражения норм, которые могут иметь вид правовых документов или быть обычаями, политическими доктринами).

3) Вытекающие из норм права правоотношения с их субъектами (государственные и общественные учреждения, человек, гражданин), объектами, содержанием.

4) Реализацию норм государственного (конституционного) права России в различных формах поведения субъектов права. Из суммы этого поведения складывается общественный и государственный (конституционный) строй.

5) Типичные нарушения норм государственного (конституционного) права России (девиации и деликты).

6) Меры юридической защиты норм государственного (конституционного) права России и меры конституционной ответственности за их нарушения.

7) Историю развития государственного права страны и его будущее.

8) Методы познания выше перечисленных явлений. При этом наука вырабатывает свою систему терминов.

Акцент делается на реальном позитивном праве и его реализации (материалистический подход). В не демократических странах ученые находятся под жестким давлением управленцев и часто не могут говорить то, что думают. От ученых конституционалистов требуется особое мужество[43].

В.В. Невинский отмечает: «Наука конституционного права и всякий познающий правовое положение человека и гражданина в современной России должны видеть реальную ситуацию, учитывать ее в своих исследованиях» [44].

Диалектический подход предполагает, что исследователь видит динамику развития общества, субъектов права (развитие населения от состояния охлоса к народу), правосознания (исторический подход). Здесь исследуется не только нормы государственного (конституционного) права, но и причины (экономические, социальные, политические, духовные) их возникновения, реализации или не реализации. Правовая жизнь рассматривается как система правовых явлений.

Ученый должен беспристрастно описывать правовую жизнь общества. Но это очень трудно сделать, когда речь идет об изучении политико-правовых явлений.

Диалектико-материалистическое направление, по мнению автора, очень близко к юридико-социологической школе[45], которая появилась на Западе в начале 19 века. Она имеет немного сторонников в России, но распространена, например, во Франции. В юридических вузах Франции преподается курс «конституционное право и политические институты»[46], который совмещает изучение норм Конституции и политической жизни страны, фактически совмещая юриспруденцию с политологией.

Диалектико-материалистический подход следует отличать от марксизма-ленинизма, особенно в советском его варианте. Из признания того, что государственное право реализует интересы доминирующих групп общества (классов) не следует, что классы должны уничтожать друг друга в смертельной схватке. Цивилизованные общества научились находить компромисс между классами и закреплять его в нормах права, создавать нормы обеспечивающие солидарность (Е. Дюркгейм, Э. Буржуа, Л. Дюги), а не взаимоисключение.

Диалектико-материалистический подход предлагается использовать и в учебной дисциплине «государственное (конституционное) право России»[47].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.