Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние художественного конструирования




Чисто экономические факторы неуклонно вели к зарождению пока еще непрофессионального дизай­нерского проектирования. Показательно в этом смысле победоносное «шествие» так называемого венского стула «то­нет», названного по имени изобретателя особого рода тех­нологии изготовления стула, мастера, а впоследствии фаб­риканта — Тонет. Он наладил массовый выпуск деревянной мебели из нескольких типов элементов. Его кресла, стулья, шезлонги, дешевые, легкие, прочные, завоевали буквально мировое признание.

 

Рисунок 1.4 – М. Брандт. Модели чайников (Баухауз. 1924 г.).

 

Во главе «Баухауза» стал его организатор, прогрес­сивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса. В короткое время «Баухауз» стал подлин­ным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер.

Начало деятельности «Баухауза» проходило под влия­нием утопических идей о возможности переустройства обще­ства путем создания гармонической предметной среды. Ар­хитектура рассматривалась как «прообраз социальной со­гласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обуче­ние разделялось на техническую подготовку и художественную подготовку. Занятие ре­меслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий ху­дожник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ог­раниченного «машинизма», поскольку современное произ­водство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленно­го училища, студент «Баухауза» работал не над единич­ным предметом, а над эталоном для промышленного произ­водства.

 

Рисунок 1.5 – Кресла (Баухауз. 1919—1923 гг.).

 

Не приходится говорить о том, что изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предме­та на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом вариан­те— из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, все это подчерк­нуто контрастно и заострено. Текучесть силуэта можно проследить в изделиях из керамики, но это выражение свойств материала — обожженной глины. Какими аморфны­ми показались бы по сравнению с ними предметы времен модерна! Но основная разница между ними даже не в сопо­ставлении энергии баухаузовских вещей с нарочитой вяло­стью модерна. Напряженные поиски новых конструктивных решений «Баухауза» ведет замечательный архитектор Мис ван дер Роз, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после прихода нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи Надь, навсег­да уезжают из страны.

Значение «Баухауза» трудно переоценить. Он не только был примером организации обучения дизайнеров, но и под­линной научной лабораторией архитектуры и художествен­ного конструирования. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.

ЗАРОЖДЕНИЕ ДИЗАЙНА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Первое десятилетие существования Советского госу­дарства оставило нам богатое своими достижениями и про­тиворечиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры. Не менее примечательно и то, что революция создала социальные предпосылки художественного конструирования в те годы, когда наша промышленность, как и все народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного твор­чества в производство был поставлен в общегосударствен­ном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художест­венной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно-техниче­ские работники производства.

В опубликованной этой комиссией декларации, в част­ности, говорилось, что она «разрабатывает и согласует различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВСНХ... руководит художествен­ной стороной строительства... организует повсеместно ху­дожественный надзор... ее ведению подлежит художественная часть всех производств» и т. д. Далее в декларации гово­рилось, что «народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз; во всем должен проявляться целе­сообразный комфорт; нуж­но украсить отдых тру­дящегося человека и дать ему уютный домашний очаг».

Вскоре был поставлен вопрос и о подготовке спе­циальных художников с техническим уклоном. По­становлением Совнаркома за подписью В. И. Ленина, опубликованным 25 дека­бря 1920 года, были созда­ны Московские государст­венные высшие художест­венно-технические мастер­ские (сокращенно ВХУТЕ МАС). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имею­щее целью подготовку «ху­дожников-мастеров высшей квалификации для промышлен­ности». Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результа­те слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 г.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась доволь­но быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922—1923 годам, хотя дисциплины худо­жественного и технического циклов часто вступали в проти­воречие, их соотношение менялось, что приводило к извест­ной изоляции их друг от друга. Все это можно понять — создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, где студенты получали обще­художественное образование, были названы основным отде­лением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, на­ряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, предвосхи­тил все вводные курсы современных дизайнерских школ.
ТЕМА 2. КОМПОЗИЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

План:

1. Понятие композиции.

2. Виды композиции.

3. Графические средства построения композиции

4. Пластические средства построения композиции.

5. Свет.

6. Геометрические формы построения композиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.