Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы художественного конструирования изделий




Художественное конструирование - метод проектирования изделий промышленного производства.

Основной целью художественного конструирования является активное преобразование окружающей человека среды, эстетизация материальной сферы труда и быта.

В сфере деятельности дизайнера существуют различные направления (специализации), из которых наиболее распространены следующие: приборостроение, машиностроение, средства транспорта, изделия легкой промышленности (быт) и т.д. Процесс художественного конструирования изделий промышленного производства и технических систем чрезвычайно сложен. По методике этот процесс во многом аналогичен процессу архитектурного проектирования, а в отдельных случаях еще сложнее. Готовых рекомендаций о том, как сделать определенное промышленное изделие совершенным в техническом и художественном отношении дать нельзя. В каждом отдельном случае требуется конкретный подход, зависящий от определенных условий. Однако существуют принципы и объективные закономерности, вытекающие из закономерностей природы, которые в какой-то мере являются общими для разнообразнейших областей технического и художественного творчества, в том числе и для дизайна.

В художественном конструировании рассматривают три основных принципа для создания изделий.

1. Комплексное, одновременное решение утилитарно-функциональных, конструктивно-технических, экономических и эстетических вопросов;

2. Учет окружающей среды и конкретных условий;

3. Единство формы и содержания (образность).Рассмотрим каждый из принципов в отдельности.

Комплексное, одновременное решение утилитарно-функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических вопросов.

Определяющими, подчиняющими себе все остальные, являются вопросы утилитарно-функциональные. Вещь, сделанная человеком, имеет определенное назначение и выполняет определенные функции. При решении формы изделия в целом и отдельных его частей необходимо в первую очередь стремиться к тому, чтобы эта форма в максимальной степени соответствовала его утилитарно-функциональному назначению. Поэтому проектирование и конструирование любой вещи следует начинать с изучения ее утилитарного назначения и функции.

Итак, чтобы наиболее полно раскрыть первый принцип, перечислим и рассмотрим основные факторы:

Факторы формообразования изделий:

1. Функциональность - стремление к достижению прогрессивных параметров, технического совершенства конструкции и ее наибольшего соответствия заданным требованиям.

2. Конструктивность - достижение предельно возможной простоты и целесообразности конструкции, ее максимальной компактности (малогабаритности) и минимальной массы.

3. Технологичность - обеспечение простоты и удобства изделия, сборки и регулировки деталей, узлов и конструкций в целом.

4. Экономичность - обеспечение высокой экономической эффективности конструкции в производстве и эксплуатации.

5. Набожность - повышение эксплуатационных качеств изделия и четкости его работы при нормальных режимах, гарантийной долговечности, простоты и безопасности монтажа и обслуживания.

6. Эргономичность - обеспечение удобства обслуживания и ремонта.

7. Эстетичность - достижение цельности, соразмерности и выразительности формы изделия, наилучшего ее соответствия функциии назначению изделия (не в ущерб технологичности и экономичности).

Все это можно кратко выразить следующей формулой:

польза+удобство+красота.

Каждый член этой формулы представляет собой совокупность определенных факторов: первый - технико-экономический; второй -эргономический; третий - эстетический. Поэтому в процессе художественного конструирования полноценный результат может быть получен только при взаимопонимании и творческом сотрудничестве дизайнера, инжененра-конструктора, технолога, эргономиста и других.

Учет окружающей среды и конкретных условий. Изделие должно соответствовать окружающей среде и конкретным условиям. Рассмотрим несколько примеров, раскрывающих этотпринцип:

планировка и конструкция автобуса, предназначенного для внутригородского транспорта, и автобуса для рейсовых переездов на далекое расстояние должна быть различной. В первом случае необходимо обеспечить более свободные проходы за счет сидячих мест, две двери или три (в зависимости от габаритов автобуса) - вход и выход. Во втором случае, наоборот, необходимо использовать максимально площадь для сидячих мест с одним входом и выходом. В этом случае необходимо учитывать конкретные условия. Транспортные средства передвижения в условиях крайнего севера и юга из-за разных климатических условий должны быть различны. По конструктивному решению и по материалу, транспортные машины должны создаваться с учетом температурно-влажностного режима и других конкретных условий.

Вопрос выбора цвета для окраски производственных помещений и оборудования нельзя решать в общем виде без учета конкретных условий. Известно, что выбор цвета в интерьере зависит от характера производственного процесса, абсолютных размеров оборудования, величины и загруженности производственной площади, освещенности помещений и другое.

Таким образом, ни одно явление, ни одну вещь нельзя брать и рассматривать изолированно, в отрыве от конкретных условий, т.к. все взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Единство формы и содержания (образность). Этот принцип, с точки зрения художествено-эстетической, социальной, является наиболее сложным и ответственным в художественном конструировании. Например, известно, что на протяжении веков формируется архитектура различных зданий и сооружений, сообразуя с их содержанием. В историческом процессе развития архитектурные формы изменялись вместе с прогрессивным развитием науки, техники, искусства и социальным условиям жизни людей. Эти изменения форм и образность в утилитарных искусствах сказывались главным образом при появлении новых материалов и конструкций, новых социально-экономических и бытовых условий, при развитии производственных сил общества. Образ различных типов зданий и изделий дизайна формируется в сложном творческом процессе с учетом основных принципов, в том числе и принципа единства формы и содержания.

Для изделий промышленного и прикладного искусства, а также для архитектурных объектов, т. е. там, где функциональная целесообразность входит существенным элементом в состав художественно-образного решения, единство формы и содержания прежде всего означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения объекта, утилитарной сущности изделия, его социальной значимости. В этом главная и специфическая особенность соответствия формы и содержания для изделий промышленного искусства. Для некоторых объектов промышленного искусства, таких, как станки, строительно-дорожные машины, медицинское оборудование и др., где функциональные процессы довольно сложны и многоплановы, выбор главной темы в поиске характера формы, выявление наиболее существенных черт и раскрытие основной функции объекта является наиболее сложным и существенным моментом в процессе создания выразительной формы. Когда модернизируется изделие с уже хорошо знакомой функцией или когда проектируется новое изделие с нетрадиционной утилитарной сущностью, нужно, чтобы в характере решения ясно прочитывалось, для чего предназначено данное изделие. Определенная прочитываемость функции в изделии является не только прочной основой его эстетических достоинств, но также способствует оптимизации рабочего процесса, стимулирует более качественное выполнение работы, облегчает обращение со сложными техническими объектами. И, наоборот, запутанная, сложная форма зрительно утомляет человека.

Вывод: рассмотрев, очень коротко, все три принципа художественного конструирования, мы видим, что реализация какого-то одного принципа в изделии невозможна, они все тесно взаимосвязаны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 5457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.