Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макетирование изделий




ТЕМА 6. МАКЕТИРОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ

План

1. Макетирование изделий.

2. Макетирование интерьера.

3. Макетирование территорий.

4. Материалы для макетирования.

 

Литература

1. Художественное конструирование / З.Н. Быков [и др.]; под. ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минервина. – М.: Высшая школа, 1986. – 239 с.

2. Художественное проектирование / Б.В. Нешумов [и др.]; под. ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

 

Изготовление макетов практикуется в художественном проектировании на всех основных этапах разработки изделий, интерьеров, благоустройства территорий. В зависимости от характера задачи, решаемой на том или ином этапе, макеты бывают поисковые (при разработке форэскизов и эскизного предложения) и чистовые. Последние должны давать полную информацию об объёмно-пространственном решении объекта. Чистовой макет, точно имитирующий будущее изделие, в том числе в отношении размеров, цветового решения, фактуры и др., называется моделью.

Вопрос о степени точности воспроизведения всех особенностей формы изделия на разных этапах разработки решается различно. Так, форма многих изделий должна макетироваться в натуральную величину и с максимальной точностью уже на этапе разработки форэскиза. Это главным образом мелкие предметы, которыми манипулирует человек, — инструменты, ручки управления, посуда и т. п. Большей частью даже в моделях многих изделий внутреннее их устройство не воспроизводится, если в условиях нормальной эксплуатации с ним не должно быть непосредственного контакта, например у телевизоров, кофемолок и др. Во всех остальных случаях компоновка и вид внутреннего устройства или пространства так или иначе должны быть отработаны на макетах.

Формы предметов разнообразны, как и их. функциональное назначение. В зависимости от сложности их объемно-пространственного строения опреде­ляются материал и технология изготовления макета.

Эскизный проект компактного изделия, состоящего, однако, из нескольких составных блоков (машины, механизмы, приборы и др.), начинается с поисков наилучшей компоновки этих блоков и в ряде случаев внешней оболочки, объединяющей их. На этой стадии работы незаменим метод макетного поиска. Компоновку составляющих внутренних блоков целесообразно искать путем различного пространственного сочетания и скрепления отдельных объемов, мы резанных из пенопласта.

После того как решение найдено, начинается пластическое совершенствование полученного общего объема, его скульптурных качеств. Для этого нужно пенопластовую основу покрыть слоем пластилина и затем моделировать поверхность руками или специальными инструментами (стеками, лопаточками и др.), используя хорошие пластические свойства этого материала.

В тех случаях, когда проектом не предусматривается изменение внутреннего строения изделия или объем его полый, макетирование с самого начали ведется в пластилине.

Для уменьшения расхода пластилина и повышения жесткости модели сере дина объема заполняется деревом или пенопластом. Следует правильно рассчитать толщину слоя пластилина, чтобы в процессе моделировки поверхности. заполнения не оказалась снаружи.

Реже в качестве основного материала для эскизирования компактных изделий используется пенопласт. Его можно обтачивать и состругивать, но обратный процесс увеличения, наращения объема затруднен.

В чистовых макетах пластилин уже нельзя считать основным материалом, хотя в некоторых случаях его применяют, в частности для макетов средств транспорта (автомобилей, тракторов, вагонов, компактных машин и др.). Цвет пластилина и маслянистость его поверхности иногда мешают образному раскрытию темы. Поэтому чаще пластилиновый макет переводят в гипс. Гипсовый макет, кроме своих внешних качеств, в отличие от пластилина, более формоустойчив, может быть покрашен в любой цвет, передает мельчайшие детали формы.

Бумага, как материал для чистового макета, может применяться в тех случаях, когда объем состоит из прямоугольных форм и тел вращения. Сложные пластические переходы формы моделировать с ее помощью трудно. Пи бумажные детали могут с успехом использоваться в сочетании с деталями из других материалов. Так, мебель из щитовых элементов можно макетировать из бумажных или картонных плоскостей и вырезанных пенопластовых или поролоновых («мягких») деталей.

Компактные детские игрушки, макеты которых выполняются в натуральную величину, часто требуют особых внешних качеств — теплоты, мягкости. Это непосредственно связано с функциональными и образными особенностями такого рода вещей. Здесь целесообразно применять пенопласт, поролон, а иногда оклейку разного рода синтетическими материалами.

Легкие и прочные макеты можно выполнить из оргстекла или полистирол*! Плоские формы при этом склеиваются из пластин, а гнутые получаются метолом вакуум-формовки на специальных машинах. Этот метод позволяет макетирован! полую или тонкостенную форму разного рода емкостей, абажуров для осип и тельных приборов, деталей мебели и др.

Большая часть предметов обладает сложной пространственной структурой, и их макетирование имеет, по сравнению с компактными предметами, сини особенности. Это почти малая архитектура, с каркасом и заполнением, несомыми и несущими элементами. Таково пространственное строение многих видов мебели, разного рода игровых конструкторов, некоторых игрушек, наглядных пособий и др. Для изготовления, например, игрового конструктора, состоящего из компактных узлов, можно применить проволоку или склеенные из бумаги трубки, пенопласт, пластилин, кусочки дерева. Если конструктор должен состоять из щитов или панелей, то материалом для макета может послужить картон или гонко нарезанные пластины из пенопласта. Из них, скрепляемых проволокой или клеем, легко макетируются подобные структуры.

Эскизные поиски ведут, пользуясь и другими комбинациями материалов. Наклеив из бумаги или картона несущий каркас мебели, мягкое заполнение макетируют из натурального текстиля, поролона. Из пенопласта можно вырезать и несущие и несомые элементы той же мебели, скрепить их булавками пли склеить. Вариантов использования самых разных материалов вообще очень много. Но чистовые макеты, несмотря на их различную сложность, чаще всего делают из какого-нибудь одного материала. Например, склеенные из бумаги, пни могут воспроизводить форму почти любого строения, если эта форма не со­держит пластически сложных деталей. Продуманные конструкции из бумаги или картона с правильно рассчитанными ребрами жесткости обеспечивают макету достаточную прочность, формоустойчивость. Скульптурные детали мо­гут быть выполнены из папье-маше.

Гипсовые макеты позволяют воспроизводить сложные пространственные структуры, но для них обязателен металлический каркас. Его параметры должны быть точно рассчитаны, а детали надежно скреплены (связаны, спаяны). Кар­кас прочно прикрепляется к подмакетнику, но нигде не должен быть видим.

Макеты из листовых полимерных материалов привлекают своими идеально ровными поверхностями и позволяют добиться изящности выгнутых или от­формованных деталей. Их изготовляют в определенной последовательности.

Сначала заготавливаются отдельные детали (вы­резанием или выпиливанием по выкройке), пла­стические детали вытачиваются или формуются, затем производится сборка макета. Отдельные законченные детали склеиваются, поверхность окончательно отделывается (рис. 126). При этом могут использоваться разные краски, кроме тех, которые составлены на растворителе, химически активно взаимодействующем с данным полиме­ром. Наилучшее качество красочного покрытия дает техника напыления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.