Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилевые направления в индустриальном формо­образовании конца XIX в




Создаваемые принципиально новые по своему функциональному содержанию объекты довольно часто полу­чали и затем долгое время имели архаичный внешний вид своего прототипа. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же от­вечали лишь за ее эстетический вид. До конца не пони­мая сути формообразования в условиях машинных тех­нологий пришедшие в промышленность архитекторы, ин­женеры и художники несли свои традиционные методы работы и свои семантические образы.

Инженерный стиль относится прежде всего к "по­исковым" инженерным разработкам, опытным лаборатор­ным образцам, как правило, вновь создаваемых предме­тов и механизмов (станков, рабочих инструментов, раз­личных технических устройств).

Такой опытный образец зачастую представляет со­бой своеобразный "функциональный макет", носит рабо­чий характер, является как бы промежуточной стадией и подразумевает последующую работу художника-дизайнера. После чего он приобретает эстетически законченный вид. Такое формообразование для "внутреннего пользова­ния" находится вне коммерческого спроса, а поэтому, и не зависит от моды. Авторы решают здесь в основном». сугубо утилитарно-функциональные задачи; художественно-эстетические проблемы, вопросы эргономики, технологии тиражирования и многое другое либо ото­двигаются на второй план, либо не принимаются во внимание вообще.

Следуя законам рациональности в организации фор­мы, такое формообразование существует практически вне общепринятых художественных канонов и стилей, и его название как "инженерный стиль" можно дать ему лишь с определенной условностью. Для таких кустарно изго­товленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, "неприлизанность", угловатость, подчинен­ность строгой логике функции и конструкции форм. Од­нако в таких рукотворных "инженерных" формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и неко­торой наивности. Это рациональное "инженерное" направ­ление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем подхвачено художниками и дизайнерами, превра­тившись в стиль "функционализм", оказавший решаю­щее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофессиональном уровне "инженерный стиль" существует до сих пор.

Архитектурный стиль принесли с собой в индуст­риальное формообразование пришедшие сюда на рубеже XIX-XX вв. архитекторы. В его основе лежат классичес­кие архитектурные каноны ордерных систем, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полка- ми, капителями и прочими архитектурными элементами.

Архитектурный стиль был достаточно распростра­ненным на начальном этапе индустриального формообразования и применялся для крупных тяжеловесных, под стать архитектурным, форм: механизмов, мебели, транс­портных средств. Хороший для монументальных ста­тичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамичес­ких элементов предметной среды как механические стан­ки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных ар­хитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным.

Художественный китч (от нем. Kitsch, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Относится к художественной промышленности второй пол. XIX - нач. XX вв. Выражается в промышленной ими­тации уникальных ручных изделий).

Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции мас­сового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашенные на промышленные предприятия ху­дожники в целях повышения эстетических качеств вы­пускаемых изделий, не понимая сути индустриального формообразования, занимались стайлингом внешней фор­мы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мыш­ления как разработчиков, так и потребителей, отсут­ствия аналогов, такой стайлинг сводился к примитивно­му украшательству, имитации трудоемкого ручного тру­да. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не толь­ко привели к неоправданному удорожанию продукции, но и показали дурной вкус с эстетической точки зрения.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.