Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая эстетика Земпера




КОНЕЦ XIX ВЕКА. ПЕРВЫЕ ТЕОРИИ ДИЗАЙНА

История теории дизайна традиционно начинает­ся с теории английских искусствоведов и художни­ков, поставивших проблему связи искусства с жиз­нью в условиях научно-технического прогресса, пы­тавшихся сделать искусство социально полезным. Движение "Искусства и ремесла" возглавил Уильям Моррис, пропагандировавший средневековую гармо­нию ремесленного труда.

Идеи гармонизации индустриального общества оказали влияние на развитие европейской художе­ственной культуры K.XIX - н.ХХ вв. возникновением сти­ля модерн, способствовали выработке нового направ­ления, предназначенного для массового механизиро­ванного производства товаров широкого спроса.

Активное участие в подготовке первой Всемирной промышленной выставки принимал немецкий архитек­тор Готтфрид Земпер, который в это время находился в эмиграции в Англии. Работая в тесном контакте с ее организаторами - принцем Альбертом и художником- прикладником Г.Колем над общей концепцией выставки 1851 года, Земпер проектирует экспозиции Канады, Егип­та, Швеции, Дании.

Сразу же после окончания выставки Земпер систе­матизировал свои наблюдения о выставке в небольшой брошюре "Наука, промышленность и искусство", с подзаголовком - "Предложения по улучшению вкуса народа в связи со Всемирной лондонской промышленной выстав­кой", вышедшей на немецком и английском языках. Зем­пер выступает как теоретик материальной культуры, ста­вя, в частности, вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архитектуры и прикладных искусств.

Земпер писал о кажущемся фатальном упадке ху­дожественного творчества в сфере промышленного про­изводства, и о необходимости выяснения причин кризи­са буржуазного вкуса... Его взгляды привели к принци­пиально новой постановке вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного худо­жественного творчества. Г.Земпер показал, что наука, технический прогресс предоставляют в распоря­жение художественной практики такие материалы и спо­собы их обработки, которые еще не освоены эстетически. Временные сроки, необходимые для эстетического осво­ения нововведений в процессе исторического развития постоянно сокращаются. Это происходит благодаря все большим разрешающим возможностям техники и все большему художественному опыту, накапливаемому с раз­витием искусства. Однако капиталистическая конкурен­ция стремится использовать все достижения техники чуть ли не моментально, и у современности не остается вре­мени, чтобы освоиться с названными ей благодеяниями и стать хозяином положения.

С 1855 года Земпер возглавляет кафедру архитек­туры в Высшей технической школе в Цюрихе. Здесь в 1860-63 годах был издан главный теоретический труд его жизни "Стиль в технических и тектонических искусст­вах, или Практическая эстетика" - исследование истори­ческих закономерностей формообразования в искусстве, где аргументируется мысль о зависимости формы от функ­ции, материала и технологии создания произведения. Земпер исследует различные виды прикладных искусств, обосновывает первичность "технических искусств" (реме­сел) по сравнению со "свободными" искусствами и архи­тектурой.

Педагогическую и теоретическую работу Земпер со­четал с архитектурной практикой. Он проектирует глав­ное здание цюрихской Высшей технической школы (1858- 64), Концертный зал в Мюнхене (1864-69), Художествен­ный институт, Естественно-научный музей, перестройку дворца Хофбург в Вене (1868-78), ратуша в Винтертуре (1865-66), новый Оперный театр в Дрездене (1871-87). Как архитектор-практик Земпер оставался верным прин­ципам историзма, вдохновляясь образцами зодчества Древнего Рима, итальянского Ренессанса, барокко. В Дрездене, исторический центр которого в значительной степени сформирован постройками Земпера, в 1892 г. ему установлен памятник.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 6692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.