Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты




финансовой отчетности (МСФО)

 

Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) определяют основные направления учета и оценки соответст­вующих объектов учета. Разрабатываются они Комитетом по междуна­родным бухгалтерским стандартам при участии ООН, ее Экономиче­ского и Социального Совета, Комиссией по транснациональным кор­порациям, Межправительственной рабочей группой экспертов по меж­дународным стандартам учета и отчетности и ряда других организаций. Основное назначение международных стандартов – гармонизация учета и отчетности в различных странах.

Одним из направлений дальнейшей реформы бухгалтерского учета в нашей стране является обязательный переход организаций на между­народные стандарты финансовой отчетности в течение 2004–2007 гг.

Трансформация предполагает формирование финансовой отчетно­сти по МСФО посредством корректировок показателей (статей) бух­галтерской отчетности без осуществления учетных записей всякий раз, когда организации требуется такая отчетность. Особенность трансфор­мации заключается в необходимости корректировки показателей от­четности не только в рамках одной формы отчетности, например, бух­галтерского баланса, но и в сквозной корректировке всех связанных показателей отчетности из других форм отчетности.

В 2005 г. для российского бухгалтерского сообщества произошло максимально возможное сближение российских национальных стан­дартов бухгалтерского учета и МСФО.

Первые шаги в этом направлении Правительство сделало еще в 90-х гг. На основе отечественного и международного опыта в 1998 г. ут­верждена Программа реформирования бухгалтерского учета, в кото­рой основной упор делался на международные стандарты финансо­вой отчетности (МСФО), поскольку они воплотили все лучшее, что накоплено в мире в области финансовой отчетности.

Министерство финансов Российской Федерации 1 июля 2004 г. одобрило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу.

Пока Правительство не ставит задачу перехода всех российских предприятий на международные стандарты. В Концепции отмечается, что по МСФО будет составляться консолидированная отчетность, ко­торая вводится первоначально только для публичных компаний начи­ная с отчетов за 2005 г. Прежде всего это общественно значимые компании, деятельность и состояние которых затрагивают интересы широкого круга лиц. К этим организациям в первую очередь отно­сятся открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовых рынках, банки и финансовые институты. Движение в от­ношении других компаний должно происходить постепенно после всесторонней подготовки.

Совершенно иной подход предусмотрен для индивидуальной от­четности юридических лиц, которая будет составляться по россий­ским стандартам.

Нужно продолжать совершенствование и российских стандартов, чтобы отчетность по ним гарантировала пользователям качественный, надежный, достоверный продукт, или, иными словами, полезную фи­нансовую информацию для принятия правильных экономических ре­шений. Для этого в Концепции поставлена задача активно использо­вать МСФО при создании российских стандартов.

Работа по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и отчетности ведется по двум направле­ниям: первое – продолжение издания новых положений по бухгалтер­скому учету по тем вопросам, которые еще не урегулированы, второе – уточнение уже принятых актов для того, чтобы они в большей сте­пени обеспечивали полезность бухгалтерской информации.

Встает вопрос о преимуществах МСФО перед российскими стан­дартами отчетности.

Российский бухгалтерский учет последние десять лет активно прогрессирует. Бухгалтерская отчетность российских компаний пре­доставляет пользователям массу необходимой и полезной информа­ции, но все же сегодня она пока еще не обеспечивает полноту, досто­верность и объективность информации в такой степени, в какой ееобеспечивает отчетность по МСФО.

Главное, что отчетность, построенная на МСФО, снабжает пользо­вателей информацией не только о прошлом, но и о будущем. А все национальные бухгалтерские стандарты отчетности, в том числе и российские, не обладают в полной мере таким качеством. Современ­ная рыночная экономика требует информации, позволяющей предви­деть будущие экономические процессы, а почерпнуть ее можно только из финансовой отчетности.

Кроме того, МСФО построены на принципе прозрачности, их ос­новная цель в предоставлении достаточного объема финансовой ин­формации, полезной разным пользователям. Российские же стандарты пока не обеспечивают полную прозрачность компаний. В этом и за­ключаются основные преимущества МСФО перед российскими стан­дартами.

Одна из самых проблемных областей – подготовка кадров. Пред­стоит многое сделать для того, чтобы развернуть широкую и качест­венную подготовку кадров, которая включает также пересмотр учеб­ных программ высших учебных заведений и дополнительного образо­вания. В Концепции говорится и о разработке специальных программ для подготовки пользователей финансовой информации, в том числе составленной по МСФО.

В Концепции упоминается о заинтересованных пользователях фи­нансовой информации – тех, кто непосредственно использует бухгал­терскую отчетность, финансовую информацию для принятия эконо­мически значимых решений. Их можно разделить на две основные ка­тегории: внешние пользователи – те, кто предоставляет финансовые ресурсы – работники предприятия, регулирующие органы, контр­агенты предприятия, общество в целом, и внутренние пользователи – управленческие службы, высшее руководство предприятия. По мне­нию директора Департамента регулирования государственного фи­нансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина России Л. З. Шнейдмана: «…подготовка пользователей отчетности по МСФО не менее важна, чем бухгалтеров. Как известно, спрос рождает предложение. Чтобы сформировать спрос, надо обу­чить пользователей, а именно менеджеров, руководителей предпри­ятий тому, как управлять компанией на основе информации, подго­товленной по МСФО. Надо готовить финансовых аналитиков к работе с отчетностью по МСФО».

В дискуссии по проблемам перевода российских организаций на МСФО предлагаются два принципиально различных варианта пере­вода. Первый – это позиция Минфина России, другой – позиция рабо­чей группы Межведомственной комиссии и Методологического со­вета по бухгалтерскому учету при Минфине России.

Точка зрения Минфина заключается в том, что переход на форми­рование консолидированной финансовой отчетности в обяза­тельном порядке необходим для социально значимых групп органи­заций. И в первую очередь – для открытых акционерных обществ, ак­ции которых котируются на открытых фондовых рынках капитала.

Ведущие отечественные специалисты в области бухгалтерского учета считают, что в большинстве случаев составление консолидиро­ванной отчетности по международным стандартам необходимо только тем организациям, которые заинтересованы в привлечении ка­питалов. Остальным организациям достаточно составлять сводную консолидированную отчетность по российским правилам.

По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтер­ского учета и отчетности Министерства финансов Российской Феде­рации А. С. Бакаева, необходимость перехода на МСФО возникла в связи с тем, что в настоящее время пользователями бухгалтерской от­четности, в первую очередь инвесторами, предъявляется много жалоб к качеству составления бухгалтерской отчетности. Главная претензия – составляемая большинством российских организаций отчетность не прозрачна.

На практике разработанные Министерством финансов Российской Федерации указания, положения и методические рекомендации вы­полняются очень плохо. Именно поэтому у Правительства Россий­ской Федерации сложилось негативное мнение о бухгалтерской от­четности, формируемой отечественными предприятиями. Было вы­сказано суждение, что определяемые ими показатели не дают правди­вой характеристики деятельности; отчетность, формируемая по рос­сийским правилам, не прозрачна и не понятна пользователям, а зна­чит не нужна. Именно поэтому появилась точка зрения, что только отчетность, формируемая по международным правилам, будет ин­формативна и абсолютно прозрачна.

А. С. Бакаев полагает, что недостаточное соблюдение российских правил составления отчетности вызвано, в первую очередь, нежела­нием руководителей и менеджеров демонстрировать подлинную кар­тину деятельности управляемых ими предприятий. Такое нежелание имеет свои причины: первая – дополнительная информация об орга­низации может привести к дополнительному давлению на нее со сто­роны деловых партнеров, увеличению налоговой нагрузки и т. п.; вторая причина несоблюдения правил составления бухгалтерской от­четности – недостаточная квалификация многих бухгалтеров. Зачас­тую бухгалтеры не знают нормативных документов, на основании ко­торых сами же формируют бухгалтерскую отчетность. Такие недос­татки имеются и у специалистов, обладающих аттестатом профессио­нального бухгалтера; третья причина – позиция большинства ауди­торов, осуществляющих проверку достоверности такой отчетности. В настоящее время аудиторы проверяют не столько бухгалтерскую от­четность, сколько достоверность налоговых расчетов. При этом ауди­торы полагают, что они подтверждают бухгалтерскую отчетность в той степени, которая соответствует нормативным требованиям. Этим аудиторы нарушают закон "Об аудиторской деятельности", где напи­сано, что они должны подтверждать достоверность бухгалтерской, а не налоговой отчетности на соответствие законодательству Россий­ской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.