Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия, способствующие развитию культуры мышления ученика как базового основания его личности




Вопросы

1. Условия, способствующие развитию культуры мышления ученика как базового основания его личности.

2. Алгоритм и содержание деятельности педагога по обеспечению развития культуры мышления ученика.

3. Импровизация и интуиция — составляющие процесса творческой деятельности педагога.

4. Психологические качества, которыми должен обладать и управлять педагог.

Основные понятия: алгоритм, мотивация, модель, культура мышления, целеполагание, импровизация, интуиция, творческая личность, педагогическая импровизация, вдохновение, воображение.

Среди многих факторов, влияющих на развитие культуры мышления ученика как базового основания его личности, можно выделить три основных условия (фактора):

- сформированность мотивации к овладению способами развития культуры мышления;

- наличие модели развития культуры мышления ученика;

- готовность педагога к организации данного процесса.

Рассмотрим кратко реализацию названных условий.

Мотивация — это особый психологический феномен, являющийся высшей формой регуляции человеческого поведения и определяемый как совокупность побудительных сил человека (осознаваемых и неосознаваемых) (А. К. Маркова). Мотивационные подходы в педагогике весьма разнообразны, но центральное место в них занимает признание уникальности человеческой личности. Педагогу предстоит сформировать у ученика потребность в овладении культурой мышления, обеспечивающей улучшение его личностных достижений. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для человека. Педагогу необходимо знать, что и как следует сделать, чтобы ученик ощутил потребность в развитии культуры мышления.

Педагогический процесс в учреждении дополнительного образования детей включает ученика в деятельность, выбранную им для удовлетворения своих внутренних потребностей (научиться петь, танцевать, конструировать, моделировать и т.д.). И это, на первый взгляд, позволяет педагогу меньше внимания уделять мотивации ученика к овладению избранной деятельностью. Однако это не так, вопрос мотивации ученика для педагога всегда остается одним из главных, так как при столкновении с трудностями ученик может потерять интерес к этому виду деятельности. Чтобы этого не произошло, педагогу необходимо дать возможность ученику обрести чувство собственной значимости, выразить себя в работе, проявить свои способности, высказать собственное мнение по конкретным вопросам его деятельности. Педагог ведет ученика к успеху, прививая ему любовь к определенному виду деятельности, постоянно подчеркивая при этом, что успеху предшествует огромный труд над собой и умелая, целенаправленная организация собственной деятельности. Педагог формирует у ученика способность оценивать критически результат собственной деятельности, корректировать ее и стремиться к достижению поставленной цели. Саморегуляция деятельности и личностная саморегуляция — самодетерминация служат показателями результативности культуры мышления.

Создав мотивационные предпосылки, педагогу необходимо сосредоточить внимание на организации образовательного процесса, в ходе которого будут развиваться как интеллектуальные, так и другие личностные характеристики ученика. При организации образовательного процесса следует использовать модель развития культуры мышления как для организации собственной деятельности, так и деятельности учеников.

Каждое занятие для ученика должно быть примером по организации деятельности и должно сформировать в его сознании цепочку последовательных действий в овладении избранной деятельностью. Именно последовательность мыслительных операций и действий, способность ученика направить мышление на построение модели своего самосовершенствования, на овладение новым знанием и составляют культуру его мышления. Уместно еще раз обратиться к модели процесса развития культуры мышления, рассмотренной в первом разделе программы (рис. 2).

Исходя из данной модели, можно представить цепочку последовательных действий при движении к намеченной цели: цель ® планирование содержания, методов, средств деятельности ® осуществление процесса ® диагностика результата ® оценка результата ® коррекция ® запланированный результат.

Алгоритм и содержание деятельности педагога по обеспечению развития культуры мышления ученика

Содержательная составляющая деятельности педагога по развитию культуры мышления ученика представлена на схеме (рис. 6).

При внимательном рассмотрении схемы становится очевидным, что она раскрывает содержание деятельности педагога (правый столбик блоков) при осуществлении процесса, который описан в левом столбике блоков.

При организации занятий педагогу необходимо придумывать не только содержание деятельности учащихся, выбирать методы и средства обучения, но и учитывать психологические факторы (особенности психоэмоционального состояния учащихся и создание комфортности для личности).

Чтобы сделать процесс обучения учащихся успешным, педагог должен иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.

 

Рис. 6. Алгоритм содержания деятельности педагога по

обеспечению процесса развития культуры мышления ученика

Это означает следующее:

- владение технологиями развивающего обучения, обеспечивающими развитие культуры мышления;

- выполнение педагогом требований, предъявляемых к занятиям, развивающим культуру мышления ученика;

- использование ситуационного подхода при организации образовательного процесса (импровизация педагога);

- обеспечение на занятии комфортных условий для развития субъект-субъектных отношений;

- создание на занятии ситуаций для проявления собственной инициативы каждым учеником;

- умение педагога поэтапно выстраивать мыслительную деятельность свою и ученика, учитывая при этом психологические закономерности познавательной деятельности учащихся.

При организации образовательного процесса следует придерживаться следующей этапности:

- диагностика (выбор методов, методики совместно с психологом);

- вводно-мотивационный этап (цель, задачи, анализ изучаемого материала, планирование, программа действий, прогноз, желаемый результат);

- организационно-познавательный этап (отбор методов, способов, форм обучения, развивающих культуру мышления ученика и другие личностные качества);

- контрольно-оценочный этап, коррекция собственной деятельности.

Следует отметить, что для достижения значительных результатов в развитии ученика педагогу необходимо работать в тесном содружестве с психологом. Психолог обеспечит точность диагностики и поможет снять психическое напряжение, возникающее при общении.

При организации образовательного процесса ученика нужно обучить приёмам развития культуры мышления. Прежде всего, надо обучить его целеполаганию. Ученик должен четко усвоить, что его успехи в жизни зависят от его деятельности. А деятельность включает цель, средства, результат и сам процесс. Путь к овладению умением целеполагания пролегает через восприятие учеником целей педагога и формулировку целей собственной деятельности, ее прогнозирование. При обучении целеполаганию следует придерживаться определенной последовательности.

Вначале научить ученика, помочь ему:

- сформировать образ цели, составить план собственной деятельности;

- на основе анализа информации о состоянии дел выяснить проблемную ситуацию и найти пути ее решения;

- принять решение об окончательной цели, превратив ее в мотив деятельности.

Затем в конкретной ситуации предоставить ученику возможность самостоятельно «пройти» этот путь.

Включение в целеполагание — важнейший прием развития культуры мышления. Ставить цели, искать пути их достижения, преодолевая трудности, получать удовольствие от волевого напряжения — все это формирует ученика как личность, ориентированную на успешное развитие своих личностных достижений.

Оказываясь в ситуации выбора, ученик должен грамотно ставить собственные цели и достигать их, действовать рационально и продуктивно. Для того чтобы он умел это делать, его необходимо обучить приёмам целеполагания и организации собственной деятельности. Использование педагогом дидактической эвристики, т.е. организации обучения через открытие, через собственное проникновение ученика в глубины культуры, способствует развитию ученика. Эвристическое обучение нацелено не на передачу знаний, а на формирование обобщающих способов выполнения деятельности на примере решения стоящих перед учеником познавательных задач. Роль учителя в эвристической образовательной деятельности заключается в следующем:

1. Создавая проблемные ситуации, помочь ученику выделить проблему.

2. Помогать формулировать как учебные цели, так и цели по развитию личностных качеств.

3. Организовывать ученика на поиск путей и средств достижения цели.

4. Организовывать работу по составлению программы саморазвития на основе результатов диагностики личностных качеств или уровня развития способностей.

5. Ознакомить ученика с эффективными способами организации самостоятельной деятельности по выполнению программы.

6. Помочь ученику в выборе критериев саморазвития в процессе реализации программы.

7. Нацелить ученика на постоянную рефлексию собственной деятельности.

8. Сформировать внутренний мотив у ученика к процессу самосовершенствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.