Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический менеджмент предприятия




Понятие «менеджмент», вошедшее в наш лексикон с началом рыночных преобразований, формально аналогично понятию «управление» вообще, хотя при его определении чаще делается акцент на функции управления на уровне предприятия, корпорации или иного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке.

Экологический менеджмент (ЭМ) – специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные процессы и объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и др. потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы. Система ЭМ – это совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии (от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).

Необходимость ЭМ на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением экологических проблем, которые касаются как производственников, так и всех живущих на земле. ЭМ (эко-менеджмент) предприятия охватывает все аспекты управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды: планирование, организацию, мотивацию, контроль. ЭМ не сводится только к деятельности специализированной природоохранной службы предприятия, а касается всего работающего персонала и практически всех видов производственно-хозяйственной деятельности, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, распределение, маркетинг и т.д.

В XX в. ЭМ предприятия чаще всего рассматривался его администрацией как досадная необходимость по обеспечению обязательных государственных требований и практически не представлял экономического интереса. На предприятии, как правило, отсутствовала четкая экологическая политика. Вопросами охраны окружающей среды занимались в основном ответственные специалисты (природоохранная служба) в рамках должностных инструкций и обязанностей. Приоритет в природоохранной деятельности отдавался очистным технологиям, то есть действиям на «конце трубы» в соответствии с нормами государственного экологического контроля. Планы и результаты природоохранной деятельности были малодоступны для внешних заинтересованных лиц, практиковалось утаивание отрицательных результатов, отсутствовала независимая экологическая оценка деятельности предприятия третьей стороной (аудит). Все это позволяло просто имитировать эффективное экологическое управление, не афишируя реальную низкую результативность экологической деятельности предприятия.

Только в 1990-е годы начали все более отчетливо проявляться характерные черты нового ЭМ, создающего возможность получения прямых и косвенных экономических эффектов, формируя позитивный имидж фирмы, что положительно сказывается на ее конкурентоспособности. Основными причинами изменений в отношении к ЭМ явились следующие факторы и тенденции последнего десятилетия:

- повысилась требовательность потребителей к экологическим характеристикам товаров;

- во многих странах существенно расширился круг субъектов экологической ответственности. Если раньше ответственность возлагалась на субъектов хозяйствования, загрязняющих окружающую среду, то сегодня в зону ответственности попадают страховые компании и банки, которые более тщательно отбирают клиентов с позиций их экологической благонадежности, чтобы не расплачиваться за возможный причиненный предприятием ущерб, а это создает заинтересованность промышленных компаний в большем внимании к задачам ЭМ;

- многие фирмы сотрудничают только с экологически надежными партнерами, стимулируя этим своих поставщиков, корпоративных клиентов и даже конкурентов в совершенствовании экологического менеджмента.

Все это привело к новым подходам в ЭМ, целью которого становится не просто соответствие предприятия нормам природоохранного законодательства, но и разработка собственной целенаправленной экологической политики, направленной на достижение максимальной экологической безопасности процессов производства и потребления выпускаемой продукции и обеспечение конкурентоспособности.

При внедрении ЭМ решающая роль отводится руководству предприятия, которое несет основную ответственность за систему менеджмента, внедрение экологических аспектов в политику предприятия, предполагающих выделение финансовых средств, специального персонала и определение необходимых мер для успешной работы системы ЭМ.

Важным элементом системы ЭМ является собственно экологическая политика предприятия, которую разрабатывает его руководство и которая отражает признание необходимости охраны окружающей среды в процессе производства продукции (или услуг). Охрана окружающей среды должна входить в общую политику предприятия как одна из стратегических целей. При формулировании экологической политики следует учитывать:

· совокупное воздействие всех видов производственной деятельности на окружающую среду;

· использование энергии, сырья, воды;

· сокращение и устранение отходов;

· уровень шума;

· производственные технологии;

· планирование продукции;

· отношения с клиентами и поставщиками;

· правила поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и их предотвращение;

· экологическую информацию и обучение персонала, а также внешнюю экологическую информацию [4].

Экологическая политика предприятия является основой для выработки оперативных экологических целей всех его подразделений. Эти цели предполагают:

· экономию и снижение потерь сырья, материалов, реагентов, энергии;

· рециклинг материальных ресурсов;

· сокращение потребления и замену чрезвычайно опасных и высоко опасных веществ и материалов;

· переработку и использование отходов производства;

· совершенствование технологических процессов для снижения их воздействия на окружающую среду;

· сокращение брака;

· повышение качества производимой продукции и услуг;

· повышение технологической и производственной дисциплины, сокращение аварийного и «ночного» воздействия на окружающую среду.

На основе экологических целей вырабатывается экологическая программа, которая содержит конкретные мероприятия для их достижения (с указанием сроков выполнения, ответственных исполнителей, объема необходимых финансовых средств). Через реализацию мер, определенных в экологической программе, осуществляется экологическая политика предприятия и действует система ЭМ.

В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14000 система ЭМ предполагает создание специальной документации, включающей руководство по системе ЭМ, рабочие и технологические инструкции или организационные планы. Документация позволяет осуществлять контроль за соблюдением требований системы ЭМ. Для информирования общественности и всех заинтересованных лиц об экологических аспектах деятельности предприятия предполагается ежегодная экологическая отчетность. Экологический отчет служит также отражением процесса совершенствования экологизации субъектов хозяйствования. Проверка и оценка действенности системы ЭМ осуществляется посредством экологического аудита.

В задачу ЭМ входит включение экологических целей в стратегическое планирование. Одним из основополагающих элементов планирования является бизнес-план. В структуре бизнес-плана природоохранной и ресурсосберегающей деятельности должны быть следующие разделы:

1. Возможности эколого-экономических систем.

2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологические ограничения.

3. Рынок сбыта продукции, полученной из отходов производства.

4. План маркетинга.

5. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.

6. Организационный план по кооперации производств и объектов инфраструктуры для увеличения эколого-экономического эффекта.

7. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.

8. Финансовый план.

9. План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.