Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи




Умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности.

Компетентностный подход предполагает новые методы и формы работы с родителями, где приоритетное значение отдается активным формам, основанным на субъект-субъектном взаимодействии.

 

Итак, опираясь на положения синергетического, системного и компетентностного подходов к рассмотрению сущности воспитательного потенциала семьи, отдельные компоненты данного феномена мы будем рассматривать с точки зрения родителей как ведущих воспитателей и с точки зрения детей, оказывающих влияние на родителей и на процесс семейного воспитания в целом.

 

С целью осмысления содержания воспитательного потенциала семьи в следующих параграфах представим сущностную характеристику каждого компонента.


 

 


 

В нашем исследовании аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи представлен следующими критериями:

- во-первых, соблюдением и выполнением членами семьи духовно-

 

нравственных норм и принципов поведения; - во-вторых, ценностным отношением родителей к семье (отношение к

ребенку как к ценности; ответственное отношение к родительской роли);

 

- в-третьих, ценностным отношением детей к семье( отношение кинституту семьи как к ценности; ответственное отношение к родителям).

Аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи следует рассматривать с позиций ценностного подхода, который определяет семью в качестве социально значимого явления, выработанного человечеством, представляет ее в развивающемся социуме и одновременно подходит к семье как к субъектной (личностной) ценности (С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробицкий, М.С.Каган,

 

А.М.Коршунов, Е.Н.Шиянов и др.).

 

Следует отметить, что семья как ценность и ее ценностные ориентации является объектом исследования различных наук – философии, психологии, педагогики, социологии и др. Относительно семейного воспитания в данном аспекте наибольший интерес для нас представляют работы С.П.Акутиной,

 

Л.В.Архангельского, И.В.Бестужева-Лады, В.С.Бондаревской, Т.И.Власовой, И.В.Власюк, Л.О.Володиной, Т.В.Геворкян, М.А.Дмитриевой, Е.Г.Ермолаевой, Е.И.Зритневой, Х.Келли, А.В.Кирьяновой, Ш.Курильски-Ожвен, А.В.Орлова, В.Б.Ольшанского, В.А.Петровского, Е.Н.Рябухиной, Т.В.Семеняка, А.С.Спиваковской, Г.С.Сухобской, Н.Н.Уваровой, Е.К.Узденовой и др. Опираясь наисследовательские позиции данных авторов, раскроем содержание выделенных критериев в аксиологическом компоненте воспитательного потенциала семьи.

 

Характеризуя первый критерий – соблюдение и выполнение духовно-нравственных норм и принципов поведения в семье, заметим,что онпредставлен ценностями, ценностными ориентациями всех членов семьи.

 

Ценности –это некие идеалы или конечные цели,основные оценочныестандарты желаемого; положительная или отрицательная значимость объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Ценности создают своеобразное ядро внутренней позиции человека (Ф.Знанецкий, Н.В.Иванова, В.Вильямс, М.Рокич, Ф.Франкл и др.)

 

Ценностные ориентации –совокупность мотивов,интересов,потребностей,норм поведения, определяющих направленность и содержание деятельности, социальную активность личности; общий подход человека к миру, самому себе, а также придающих смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам человека (М.А.Дмитриева, С.Г.Степанец). Как отмечает Е.К.Узденова,

ценностные ориентации представляют собой действия, направленные на глубокое


 


 

овладение личностью социальными ценностями, обогащающими ее внутренний мир и сопутствующие ее целостному развитию. Следует заметить, что

 

ценностные ориентации личности формируются при усвоении социального опыта на основе выработанных ценностных отношений и являются их актуальным выражением [120].

 

В контексте нашего исследования важным является понимание того, что соблюдение нравственных норм и принципов поведения в семье зависит от сформированности духовно-нравственных ценностей у всех ее членов (родителей, детей, прародителей). Как отмечает С.П.Акутина, духовно-нравственные ценности –это высшие ценности человека,главной категорией,ихопределяющей, является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, т.е. воспринимает как добрые, благие, хорошие. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Особенностью духовно-нравственных ценностей как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения [4].

 

Поскольку семья, как справедливо замечает Е.Н.Рябухина, с одной стороны

 

– «источник» социального опыта, а с другой – «опосредователь» приобретаемого ребенком социального опыта вне семьи,необходимоотметить, что именно в семье закладываются духовно-нравственные ценности всех ее членов. Считаем необходимым рассмотреть те духовно-нравственные ценности, которые закладываются в семье и проявляются в определенном поведении всех ее членов.

 

Обратимся к пониманию сущности семейных ценностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Рассматривая семейные ценности в широком смысле, следует отметить, что это наиболее значимые идеалы или конечные цели воспитания и развития детей, а также способы их достижения с позиций социокультурной среды семьи: реализация потребностей передачи культуры старшего поколения младшему. В узком смысле семейные ценности представляют собой нравственные и этические императивы (требования), выработанные в семье и проявляющиеся во внутрисемейных отношениях, семейных традициях, обычаях, приоритетах. Они непосредственно сказываются на удовлетворении духовных потребностей членов семьи, воспитании и развитии детей. Семейные ценности имеют важное значение в социокультурной и духовной характеристике родителей, определении ими перспектив в воспитании своего ребенка и обеспечении их достижения (выбор средств и способов) [57].


 

 


 

Опираясь на позицию С.П.Акутиной, Т.В.Семеняка под семейными

духовно-нравственными ценностями в нашем исследовании мы будем понимать духовно-нравственные ориентиры, отражающие воспитательный идеал и определяющие цели, содержание, условия, средства и методы семейного воспитания.

С.П.Акутина содержательно раскрывает виды семейных духовно-нравственных ценностей, выделив: 1) абсолютные (заглавные) ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота,

 

соборность); 2 ) видовые духовно-нравственные ценности: природно-

 

географические ценности (природные условия и ресурсы, труд); 3) общественно-государственные ценности (Родина,гражданственность,свобода и равенство,безопасность, правда, достоинство, мир); 4) культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство,дети,мать(материнство),отец(отцовство),дом(домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды).

 

Таким образом, важным для нас является следующий вывод: от того, в какой степени будет сформировано отношение к этим ценностям (абсолютные, видовые духовно-нравственные, общественно-государственные, культурно-национальные) у всех членов семьи, зависит успешность воспитательного потенциала в целом.

 

В процессе раскрытия содержания аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи для нас важно понимание семьи как основной среды формирования социальных, в том числе и духовно-нравственных, норм у детей. Формирование этих норм всегда связано с наличием ценностей, с одной стороны, и устойчивых, повторяющихся, постоянных оценок, с другой. В своем поведении, принятии решений, в суждениях родители исходят из тех или иных ценностей, ориентируется на них. Направленность семейного воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Выделяют семейные ценности самодостаточного типа – социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу и инструментального типа – это ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания, умения, навыки. Они формируются в родительской семье и развиваются в течение всей семейной жизни человека [51].

Для понимания сущности семейных ценностей как регуляторов духовно-

 

нравственного поведения в семье следует обратиться к их классификации.Среди классификаций ценностей семьи,данных в педагогических исследованиях,наиболее удачными, на наш взгляд, следует признать классификации, приведенные в исследовании Е.И.Зритневой и Е.К.Узденовой.

 

Е.И.Зритнева выделяет ценности семьи на основе характерныхпотребностей личности:

- ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшегоокружения: социальная значимость семьи, традиционность роли семьянина,


 


 

признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и др.;

- ценности, удовлетворяющие потребность в родительстве,в отцовстве иматеринстве: принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребенка как ценности;

 

- ценности,связанные с удовлетворением потребности в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным, и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношениях близких людей и т.д.;

 

- ценности, удовлетворяющие физиологические потребности:сексуально-интимные отношения супругов;

- ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность изащищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т.д.;

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие егокруг: общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями;

- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматическиепотребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.п. [50].

В исследовании Е.К.Узденовой данная классификация дополняется ценностями, логически выражающими образ жизни любой семьи, ее жизнедеятельность, опору на духовно-нравственные ориентиры:

- ценности, связанные с нравственной культурой межполовых отношений(чувствительность, терпимость, эмпатия, искренность);

- ценности,связанные с соблюдением общечеловеческих норм морали(честь, достоинство, долг, верность);

- ценности,связанные с соблюдением и сохранением традицийэтнической культуры;

- ценности, связанные с соблюдением духовной культуры семьи(культурные обычаи, традиции, касающиеся религиозной культуры семейного воспитания) [120].

Не менее важными для нас являются важнейшие особенности семейных ценностей, суть которых в следующем:во-первых,эти ценности уникальны,неповторимы, их не могут полностью заменить никакие другие блага; во-вторых, они включают все человеческие свойства и качества; в-третьих, они оказывают влияние друг на друга – чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи и наоборот.

Таким образом, качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как


 


 

высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи и др.). Развитие личности ребенка в семье так или иначе ориентировано на усвоение этих ценностей.

 

Также, вслед за Л.А.Володиной, отметим, что семья способна создавать собственную систему ценностей в процессе повседневной жизнедеятельности вконкретных социальных условиях в результате сознательного принятия, отторжения и самотворения значимых предпочтений общественной жизни [23]. Учитывая данный факт и специфику семейного воспитания, заключающуюся в ярко выраженном интимном, персонализированном характере отношений, следует отметить, что в каждой семье складывается собственная система ценностей.

Так, с точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров в конкретной семье, выделяют типы таких семей:

семьи, в которых семейным ценностям (а не личным или общественным) отдается приоритет;

 

где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;

 

имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой – семейным ценностям;

 

где определенное время сохраняется приоритет семейных и личных ценностей;

 

с «плавающими» ценностями – преобладание в одни периоды ценностей семьи, в другие – личных [52].

 

Логика дальнейшего рассуждения требует обратить внимание на семью как ценностный объект. Так, по утверждению И.В.Власюк, Т.В.Геворкян,

Е.И.Зритневой, Н.Н.Уваровой семью как ценностный объект социальной

 

действительности следует рассматривать в двух ракурсах :во-первых,какнесущую, имеющую смысл определенных ценностей (супружество, родительство, родство, любовь); во-вторых, как собственно ценность, смысл которой определяется как социальный объект, имеющий значение. Исходя из этого, считаем важным изучить аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи с точки зрения рассматриваемых ракурсов. В контексте нашего исследования семью, вслед за С.Л.Рубинштейном, мы определяем как

 

ценностный духовно-нравственный союз (сообщество),состоящий из родителейи детей (возможно одного ребенка), обладающий устойчивым постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве [50].

 

Немаловажное значение в описании сущностной характеристики аксиологического компонента имеет тот факт, что общение в семье порождает целый спектр интимно-эмоциональных, т.е. глубоко личных, сокровенных и задушевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как


 


 

супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность. Им в большей мере, чем другим, присущи личный контакт, сердечность, отзывчивость, солидарность, искренность, взаимное доверие, понимание, забота друг о друге. По справедливому замечанию А.А.Чуприной, совокупность этих духовных ценностей,

 

лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи, и составляетнравственно-эмоциональную, духовную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность [130].

Таким образом, важным для изучения воспитательного потенциала семьи является понимание семьи как одного из наиболее значимых объектов в

 

системе общечеловеческих ценностей, следовательно, семья, как ценность, сама формирует ценности и закладывает основы духовности и нравственного поведения. Как отмечает И.А.Сидорина, семья способна не только защититьребенка от бед и неудач, от несовершенства окружающего мира, но и дать ему

 

нравственный стержень, нравственную опору, которая обеспечит духовноездоровье, определит спокойный уравновешенный характер, радостное восприятие жизни, творческое отношение к любимому делу [108].

 

В контексте реализации воспитательного потенциала семьи, следует отметить, что духовно-нравственные ценности семьи проявляются в понимании

 

родителями целей и задач воспитания, принятии собственной родительской роли, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом и собой по воспитанию детей.

 

Итак, следующий немаловажный критерий аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи – ценностное отношение родителей к семье,

проявляющееся, во-первых, в отношении к ребенку как к ценности, во-вторых, в виде родительской ответственности (отношение родителей к статусу родителя, к себе как родителю, к своей родительской роли, к своей воспитательной деятельности).

 

Реализация аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи проявляется в ориентации родителей на осознанное (ответственное)

 

родительство,где родительство и,соответственно,ребенок,диктуются какценности. Изучению данного феномена посвящен ряд психолого-педагогических исследований С.П.Акутиной, М.О.Ермихиной, Е.А.Нестеровой, Е.Г.Смирновой и др.

 

Родительская ответственность – особая социальная позиция родителя, выражающаяся в принятии и реализации им конкретных норм ответственного поведения в условиях семейного воспитания (ответственность за семью в целом, ответственность в отношениях между супругами, ответственность за воспитание детей и т.п.). В исследованиях М.О.Ермихиной, Н.Н.Мизиной описаны показатели родительской ответственности: на когнитивном уровне - представления об ответственном и безответственном поведении родителя, установки и ожидания относительно распределения ответственности между супругами за воспитание


 


 

детей и.п.; на эмоциональном уровне – эмоциональные переживания, оценка себя как родителя с точки зрения ответственности; на поведенческом уровне – контроль своего поведения в соответствии с занимаемой ролью в семье.

 

В русле задач нашего исследования наибольшую ценность представляет подход С.П.Акутиной, которая рассматривает ответственное родительство как духовно-нравственную и социальную потребность личности и ее ориентацию на ценностное воспитание детей; подготовку к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства [3]. Необходимо отметить, что подготовка

человека к осознанному родительству начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности; содержание ответственного родительства определяется родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи и родительского дома.

 

Для описания родительской ответственности как важнейшего показателя сформированности аксиологического компонента в структуре воспитательного потенциала семьи для нас наибольший интерес представляют выделенные в психолого-педагогических исследованиях типы родительских отношений,сложившихся в семье: отношение родителей к статусу родителя,к себе какродителю, к своей родительской роли, к своей воспитательной деятельности, к ребенку. Охарактеризуем эти типы отношений.

Во-первых, отношение к родительству (своему статусу как родителю) характеризуется как восприятие молодыми людьми, создавшими семью социальной роли родительства. Оно определяет социальную значимость для них родительства и через ее призму – перспективу своего отношения к родительству в виде чувства гордости, счастья и радости, побуждающего к стремлению стать таким, или чувства опасности – справлюсь ли я с этим. Однако оно может быть и негативным, способствующим отношению к родительству как к бремени нежелательности иметь детей.

 

Во-вторых, отношение мамы,папы к себе как родителю характеризуется непосредственным проявлением родителем себя в воспитательной деятельности: ответственное – побуждающее к проявлению внимания к ребенку, постоянному педагогическому самосовершенствованию; безответственное – самоотстранение, ведущее к бессилию, неудачности, разочарованию, отверженности.

 

В-третьих, отношение к своей родительской(отцовской,материнской)

 

роли: принятие(адекватное),что способствует повышению личнойответственности и стремлению наиболее полно ее выполнять; отвержение (неадекватное), что ведет к самоустранению от воспитания, отрыву родителей от ребенка.

 

По мнению Е.И.Захаровой, отношение родителей к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку. Родитель, положительно оценивающий свою роль,проявляет терпимость к ребенку,


 


 

спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Исходя из этого необходимо подчеркнуть ведущую роль аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи при реализации родителями воспитательных задач.

 

В-четвертых, отношение родителей к своей воспитательнойдеятельности: ответственное,критичное,способствующее поиску наиболеецелесообразных форм и способов воспитательной деятельности или безответственное, безразличное.

В-пятых, отношение к ребенку: эмоционально уравновешенное: либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо отстраненно равнодушное. Возможно и противоречивое отношение к ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей.

 

Характеризуя отношение родителей к ребенку, мы понимаем, насколько важно положение о том, что в семьях с высоким воспитательным потенциалом реализуется гуманистическая направленность принятия ребенка. Для нас справедливо утверждение Д.А.Белухина о том, что гуманистическая

 

направленность означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности ребенка, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение значения понятия блага человека; акцент на ребенке; стремление ускорить его развитие [57].

 

Следующий аспект, на который необходимо обратить особое внимание в рамках нашего исследования, – это рассмотрение аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи с точки зрения детей. Итак, третьим критерием аксиологического компонента мы считаем ценностное отношение детей к семье, которое проявляется,во-первых, в отношении детей к институту семьикак к ценности; во-вторых, в ответственном отношении к родителям.

Как уже отмечалось выше, в ряде диссертационных исследований семья рассматривается как ценностный объект социальной действительности в двух социокультурных ракурсах: социальной ценности семьи, а также ценностей родителей и детей. Разделяя позицию Е.И.Зритневой, мы принимаем в качестве главной социальной ценности семьи - социальную необходимость в семье, что является условием функционирования социальной структуры всего общества. Следовательно, считаем важным показателем аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи признание детьми ценности семьи.

Не зря в последние годы внимание ученых привлек вопрос формирования

 

ценностного отношения к институту семьи, к родительству у детей и к необходимости формирования научной парадигмы воспитания будущего семьянина в современном мире(С.П.Акутина,Б.М.Барлакова,В.И.Барский,Асхат Солтан-Муратович Биджиев, М.А.Дмитриева, Т.А.Василькова, А.И.Зимина, Е.И.Зритнева, С.А.Изгораева, В.Г.Карпиков, Т.А.Куликова, В.С.Кукушкин, Н.А.Максименко, Е.Н.Рябухина, Л.И.Савинов, Ю.В.Тягуновой, Н.Н.Уварова, Е.К.Узденова и др.).


 


 

Опираясь на исследовательские позиции данных авторов, отметим, что рассмотрение семьи как ценности предполагает ее определение как социального объекта, существующего благодаря реальному поведению людей, направленному на ее воспроизведение и поддержание в качестве значимой специфической социокультурной единицы, которой дорожат люди и к которой они обращаются как к последней инстанции при решении жизненно важных вопросов.

 

Существенный вклад в изучение проблемы формирования ценностного отношения детей к семье внесла Е.И.Зритнева, отметив, что данный процесс представляет собой педагогическую работу по привитию ценностей культуры семьи и быта, формированию культуры семейных отношений и начинается с первых лет жизни ребенка. Вслед за Е.И.Зритневой отметим, что ценностные ориентации позволяют построить в сознании ребенка идеальную модель семьи и семейной деятельности, которая выступает как ориентир саморазвития и самосовершенствования личности ребенка.

 

Вслед за Ю.В.Тягуновой под «ценностным отношением детей к семье» мы будем понимать осознанную, значимую, избирательную, иерархическую и психологическую связь с семьей, являющуюся результатом оценочной деятельности, проявляющуюся в стремлении к созданию семьи в будущем, к получению поддержки со стороны членов семьи и волевой готовности отстаивать сложившиеся убеждения о социальной и личностной ценности семьи.

 

В контексте изучаемой проблемы считаем необходимым обратиться к исследованию Т.В.Геворкян, рассматривающей семью как фактор развития ценностных ориентаций подростков. По мнению автора, развитие ценностных ориентаций подростков в современной семье происходит через актуализацию индивидуальной значимости семейных традиций (связана с педагогическиинициируемой организацией совместной деятельности членов семьи, направленной на утверждение личностно значимого для подростка статуса общечеловеческих ценностей, развития ориентации на семью как ценность);

 

организацию совместной деятельности детей и взрослых по практической реализации базовых семейных ценностей (направлена на утверждениеприоритетов диалогического сотворчества, активное участие семьи и образовательного учреждения в разнообразных социальных проектах гуманитарного содержания); обеспечение организационно-педагогического сопровождения процесса ценностного взаимодействия [27].

 

В исследовании И.В.Власюк, рассматривающей семью как ценность, ценностное отношение к семье у детей формируется за счет, во-первых, социальной регуляции полоролевых, родственных и межпоколенных взаимоотношений, а с другой за счет поведенческого стандарта, разделяемого в обществе и формирующего у человека предпочтительную ориентацию поведения и деятельности [20]. Данный факт следует учитывать в процессе развития воспитательного потенциала семьи, поскольку отношения, в которые вступают


 


 

взрослые и дети одной семьи, всегда оказываются воспитывающими для детей, независимо от того, осознается это взрослыми и детьми или нет.

Таким образом, среди основных показателей сформированности ценностного отношения к семье ученые выделяют следующие: ориентация на чувство любви, уважения, взаимной и моральной ответственности; на ценности семьи и рода, на взаимосвязь с родительскими семьями; на выполнение основных бытовых семейных обязанностей; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач.

 

Обобщая вышесказанное, отметим, что аксиологический компонент определяет возможности семьи, связанные с формированием фундаментальных ценностных ориентаций детей.

 

В исследованиях последних лет все чаще встречается понятие «ценностный потенциал семьи». В рамках исследования семейные ценности указывают на личностное значение семьи, отражают предпочтительное отношение индивида к выбору своих устремлений, а ценности семьи – на социальное значение семьи как исторически сложившейся формы взаимодействия полов и поколений. По утверждению многих исследователей только семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, сфере притязаний личности. Данный компонент предполагает возможности семьи в формировании фундамента идейного, эстетического, нравственного и философского опыта человека.

 

Значимость аксиологического компонента заключается в том, что ценностные ориентации объединяют людей в семью, создают перспективу ее развития, определяют цели и пути воспитания детей (В.Н.Дружинин,

 

Р.В.Овчарова). Кроме того,исследователи (Л.В.Архангельский, И.В.Бестужев-Лада, М.И.Болотова, И.В.Власюк, А.Ф.Воловик, С.И.Голод, А.В.Кирьякова,

 

В.А.Петровский) приходят к выводу,что чем ярче ориентационно-ценностноеединство семьи, тем выше ее воспитательный потенциал.

На наш взгляд, аксиологический компонент необходимо считать одним из ведущих в системе компонентов воспитательного потенциала семьи, поскольку он раскрывает для детей саму ценность семьи и формирует у них ценностные ориентации, которые станут фундаментом для всей жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.