Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурной среды и организация совместной социокультурной деятельности детей и родителей




Родителей.

Формирования педагогической культуры родителей.

 

Современный подход к изучению проблемы развития воспитательногопотенциала семьи позволил выделить совокупность психолого-педагогических условий эффективности данного процесса.

 

Первое условиеформирование педагогической компетентности

 

 


 

Второе условиеформирование социальной компетентности детей в

 

быту и семейной жизни; формирование у них ценностного отношения к семье.

Третье условиесоздание педагогически целесообразной

 

Как показал анализ проблемы, в настоящее время идет активный поиск внедрения данных условий в теорию и современную образовательную практику. Так, формированию педагогической компетентности родителей посвящены исследования Л.П.Алексеевой, Е.П.Арнаутовой, Л.С.Барсуковой, В.Н.Бушиной, Г.А.Голицина, А.Д.Кошелевой, Н.В.Кузьминой, Т.С.Леви, Н.Н.Мизиной, И.Е.Пановой, С.С.Пиюковой, В.В.Селиной, Н.Ш.Тюриной, Н.А.Хрустальковой и др.

 

Вопросы формирования ценностного отношения детей к институту семьи нашли отражение в исследованиях следующих авторов: С.П.Акутиной,

 

Б.М.Барлаковой, В.И.Барского, Т.В.Бахуташвили, Асхат Солтан-Муратович Биджиева, М.А.Дмитриевой, Т.А.Васильковой, А.И.Зиминой, Е.И.Зритневой, С.А.Изгораевой, В.Г.Карпикова, В.С.Кукушкина, Н.А.Максименко, Е.Н.Рябухиной, Л.И.Савинова, Н.Н.Уваровой, Е.К.Узденовой и др.

 

Подходы к организации социокультурной среды сопровождения семейного воспитания рассматриваются в работах А.И.Арнольдова, Л.А.Акимовой,

 

Т.И.Баклановой, М.И.Болотовой, Е.Н.Галко, И.И.Гультяева, Н.В.Додокиной, В.З.Дуликова, Т.Г.Киселевой, Н.А.Леваньковой, О.Ю.Мацукевич, Г.В.Сабитовой, Г.Н.Филонова, Н.И.Яковлевой и др.

 

В то же время следует отметить, что совокупность выделенных условий, на

наш взгляд, представляет новизну для решения проблемы развития
воспитательного потенциала семьи как целостного и динамичного феномена.
Итак, подчеркнем принципиально важные позиции, раскрывающие

«развитие» как сущностную характеристику воспитательного потенциала современной семьи.

Развивающий подход к взаимодействию с семьей,необходимостьактуализации ее воспитательного потенциала в современной образовательной практике предполагает:

 

- развитие субъектности семьи, активизацию субъектной позиции родителей

 

в решении задач, связанных с воспитанием, развитием и социализацией детей. «Субъектность» проявляется не в сопротивлении родителей «вееру» педагогических воздействий, в непринятии семьей школы, а в инициативной родительской позиции по отношению к процессу образования (воспитания, обучения) своих детей. Результатом становления у родителей подобной субъектности и ее совмещения со смыслами деятельности педагогического коллектива станет формирование единого ценностно-смыслового пространства учреждения, его уклада, понимание субъектами индивидуальных и социальных смыслов жизнедеятельности своего «Я» и «Я» других субъектов. Основными


 


 

направлениями педагогического сопровождения становления субъектностиродителей в образовательном пространстве являются следующие:

 

со-информирование, со-присутсвие, со-причастие, со-участие.

 

- выстраивание развивающего взаимодействия и формирование оптимальной родительской позиции;

- развитие навыков самонаблюдения, самоанализа опыта общения родителя

 

с ребенком; более ясное видение своих успехов и затруднений; лучшее осознание себя в родительской роли и принятие ответственности за свой личностный рост как родителя;

 

- ориентация на активность самой семьи, способной развивать свои внутренние ресурсы, положительный потенциал, который она может развить тем самым, создавая реальную воспитательную систему внутри себя;

 

- сотрудничество с родителями на основе партнерства; взаимоподдержка и взаимоответственность родителей и педагогов как партнеров образовательной деятельности;

- добровольность включения в совместную деятельность на основе сотворчества, событийности, сотрудничества и т.п.

 

Рассмотрение воспитательного потенциала семьи с позиций развития позволяет обратиться к проблеме его структурно-компонентного анализа, чему будет посвящена следующая глава настоящего пособия.

 

Вопросы и задания к первой главе

 

1. Дайте характеристику основным этапам теоретического осмысления феномена воспитательного потенциала семьи в отечественной педагогике. На ваш взгляд, по каким основаниям выделен каждый этап?

2. Назовите основное отличие современного этапа развития педагогической науки в понимании сущности воспитательного потенциала семьи?

 

3. Кто из отечественных ученых и в какой из названных периодов впервые рассматривает «воспитательный потенциал семьи» как научное понятие и дает его содержательную характеристику?

 

4. Каким образом «воспитательный потенциал семьи» как категория педагогики представлена с точки зрения «теории коллектива»?

5. Дайте определение понятий «социально-педагогическая самоорганизация семьи» и «воспитательный потенциал семьи».

6. Обоснуйте, каким образом воспитательный потенциал семьи связан с ее социально-педагогической самоорганизацией?


 

 


 

7. Докажите, что «развитие» является сущностной характеристикой воспитательного потенциала семьи на современном этапе понимания проблемы. Дайте определение понятию «развитие воспитательного потенциала семьи» в свете современных концепций.

8. В чем заключается идея «наращивания» воспитательного потенциала

 

семьи?

 

9. Перечислите факторы, обеспечивающие реализацию и развитие воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Приведите примеры.

10. Какие основные психолого-педагогические условия развития воспитательного потенциала семьи можно выделить в современной образовательной практике как наиболее эффективные?


 


 

Глава 2. Структура и содержательная характеристика компонентов воспитательного потенциала семьи

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.