Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие» как сущностная характеристика воспитательного потенциала семьи




Совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

Семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главным образом, усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения.

 

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами сделана попытка дать авторское определение исследуемого понятия.

 

Под «воспитательным потенциалом семьи» мы будем понимать

 

 

На современном этапе развития проблемы появилась возможность систематизировать накопленный теоретический материал относительно структуры и содержания воспитательного потенциала семьи.Анализ трудовученых позволяет сделать вывод, что воспитательный потенциал обладает


 


 

сложной структурой и, по сути, есть совокупность многих обстоятельств, факторов, условий, определяющих состояние семейной среды.

Кроме того, исходя из понимания семьи как саморазвивающейся системы возникает необходимость рассмотрения воспитательного потенциала семьи в аспекте его развития. Описанию теоретических подходов к сущности развития воспитательного потенциала семьи посвящен следующий параграф данного пособия.

 

 

 

Необходимость развития воспитательного потенциала семьи можно обосновать: во-первых, тем, что родители испытывают сложности в решении проблем семейного воспитания и нуждаются в поддержке компетентных лиц в процессе развития своих воспитательных возможностей. А, во-вторых, тем, что в педагогически образованных родителях нуждаются дети, которые имеет право на эффективные условия для своего развития в процессе семейного воспитания.

 

Нельзя не согласиться с позицией А.А.Чуприной, которая рассматривала необходимость в полной мере представлять реальное состояние воспитательного потенциала семьи, видеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях для более точного определения пути его дальнейшего совершенствования и превращения огромных неиспользованных резервов, таящиеся в семье, в активно действующие воспитательные факторы [130].

 

Так, при рассмотрении воспитательного потенциала семьи с точки зрения целостного развивающего феномена следует обратить внимание на его свойства. Наибольший научно-практический интерес для нашей работы имеют выводы Л.Н.Константиновой,определяющей следующие свойства компонентоввоспитательного потенциала семьи:

- динамичность (воспитательный потенциал семьи может наращиваться,

 

накапливаться,развиваться,обогащаться,раскрываться);

 

- социальность (изменения воспитательного потенциала семьи,продиктованные развитием общества, принятой «социальной нормой»);

- многофакторность (зависимость воспитательного потенциала семьи отразличных составляющих этого сложного феномена);

- способность обогащения (формирование новых или совершенствованиереальных структурных компонентов воспитательного потенциала);

- системность (изменение определенных составляющих воспитательногопотенциала приводят к разного рода его изменениям в целом);

 

- детерминированность (воспитательный потенциал обусловленхарактером функционирования других связанных с ним систем и отношений);


 

 


 

- противоречивость (несоответствие возможностей одного структурногокомпонента воспитательного потенциала состоянию другого);

- целостность (единство всех системообразующих элементоввоспитательного потенциала) [58].

На наш взгляд, эти свойства наиболее точно отражают специфику воспитательного потенциала семьи, поскольку исходя из оценки современной социокультурной ситуации сегодня следует говорить не только о «воспитательном потенциале семьи» как педагогическом феномене, но и об эффективности его реализации, которая обусловлена многими социальными, политическими, экономическими, демографическими и другими факторами. Реализацию и развитие воспитательного потенциала семьи обеспечивают факторы:

 

- во-первых, внешние: совокупность ресурсов, вовлеченных в формирование образа жизни семьи и не вовлеченных по каким-либо причинам, но обладающих реальной возможностью участвовать в этих процессах (образовательные, культурно-досуговые учреждения, средства массовой информации, центры поддержки семейного воспитания и т.п.);

 

- во-вторых, внутренние: способность членов семьи к воспитательной деятельности; семейная самоорганизация; имеющиеся у семьи воспитательные ресурсы и наличие возможности и готовности членов семьи в целом к развитию воспитательного потенциала.

Особенно важным является то, что для достижения эффективности реализации воспитательного потенциала семьи важна мобилизация внутреннихресурсов самой семьи (мотивация,знания,опыт,отношение,деятельность,рефлексия и т.п.).

Итак, наиболее важной особенностью воспитательного потенциала семьи в нашем исследовании является рассмотрение воспитательного потенциала в качестве динамичной структуры, способной к обогащению, накоплению,

 

раскрытию,в совершенствовании и развитии которой заинтересованы как самиродители, так и общество в целом.

Важно также отметить, что в свете современных исследований (Л.В.Матвеева, И.А.Сидорина и др.)актуальной становится идея «наращивания» воспитательной функции семьи, «приращения» воспитательного потенциала, определяющих вектор его развития [108].

Так, Л.В.Матвеева, рассматривая музыкальное образование в контексте решения задач развития воспитательного потенциала семьи, выдвигает идею




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.