Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление теоретических взглядов на феномен воспитательного потенциала семьи в отечественной педагогике




 

Анализ исследования проблем семейного воспитания, развития воспитательного потенциала семьи, взаимодействия образовательных учреждений с родителями в историческом аспекте обстоятельно представлен в исследованиях

 

Л.Ц.Ваховского, А.Ю.Гранкина, В.И.Додонова, А.Т.Кокоевой, Е.Н.Пивненко, К.А.Писарева, Ф.А.Фрадкина, Е.А.Чередовой, А.А.Чуприной З.С.Шитиковой и др.

 

На наш взгляд, условно можно выделить четыре этапа теоретического осмысления феномена воспитательного потенциала семьи в научных исследованиях:

 

1 этапконецXIXв. – 1917г. XXв.

2 этап1917 – 1950-е гг. XXв.

3 этап1950 – 1993гг. XXв.

4 этап1993 –началоXIв.

 

Кратко остановимся на характеристике каждого выделенного этапа. Первый этапконец XIX в.1917 г. XX в. Значительное влияние на

изучение воспитательных возможностей семьи в этот период оказали идеи представителей русской философской и социологической мысли - Н.А.Бердяева,

 

А.И.Введенского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьёва, М.М.Троицкого, В.Фридровского, Н.Г.Чернышевского и др. Философскиеконцепции мыслителей дореволюционной России отражали дух времени, раскрывали представления о внутренней связи социальных условий народного бытия и нравственных общезначимых норм и моральных критериев, о возможностях правильно организованного воспитания и обучения личности, призванного содействовать прогрессивному развитию Отечества. Семейные правоотношения регулировались нормами православия. Среди ценностей воспитательной деятельности в семье, отражающих содержание, условия, средства и методы семейного воспитания и помогающих родителям достичь наилучшего результата в воспитании православного христианина, философы подчеркивали

 

духовно здоровую семью как первооснову социального опыта, построенную в соответствии с иерархическим принципом на основе любви, веры, целомудрия, самопожертвования; православных традиций, благочестивого примера родителей и т.п.

Институт семьи провозглашался священным, семейное воспитание практически полностью выполняло социализирующую функцию и подготавливало человека к жизни в обществе, стимулировало воспроизводство населения, способствовало воспитанию патриотических чувств и преданности


 


 

Родине. В основе семейного воспитания были семейные ценности и священность родственных отношений. В философских концепциях отражалась идея построения воспитания в школе по образцу семьи с целью успешного достижения поставленных задач. Семейное воспитание рассматривали как важнейшийнравственный долг, а непременными условиями успеха считали культуру родителей, дух сотрудничества и уважения, мягкость отношений.

 

Важно подчеркнуть следующее – труды философов во многом явились исходным материалом и методологической базой исследований семьи и семейных отношений для представителей самых различных научных направлений, в том числе и педагогики.

 

Следует отметить, что именно в этот период выдающимися отечественными педагогами (К.Н.Вентцель, М.И.Демков, Л.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Д.Д.Семенов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) разрабатываются научные основы семейной педагогики, создается теоретическая база руководства семейным воспитанием, характеризующаяся гуманно-демократической направленностью. В связи с этим воспитательные возможности семьи становятсяпредметом пристального изучения. Основной вопрос семейной педагогики данного периода – влияние уклада жизни семьи, систематического и целенаправленного воспитательного воздействия взрослых членов семьи, главным образом, матери на воспитание детей в семье.

 

Заметим, что в этот период, государственная политика и педагогическая общественность признавали приоритет семейного воспитания над общественным. Учитывая особую роль семьи в воспитании детей, на научной основе изучаются

 

условия и факторы развития личности ребенка в семье, условия успешности семейного воспитания. Среди значимых факторов авторы выделяют примерродителей, взаимную любовь супругов, обстановку доверия, материнскую привязанность и отцовскую ласку, семейное благополучие, повышение педагогической культуры родителей и т.п.

 

Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, в рассматриваемый период было положено начало разработки проблем семейного воспитания как отдельного научного направления, как отрасли научной педагогики. Крупнейшими педагогами были сформулированы цели, определены задачи воспитания и обучения детей в семье, предложены научно обоснованные средства и методы педагогического воздействия родителей на детей. Таким образом, положения педагогов-классиков остаются крайне актуальными для современной российской педагогики и могут быть трансформированы в систему развития воспитательного потенциала современной семьи.

 

Второй этап становления теоретических взглядов на феноменвоспитательного потенциала семьи в отечественной науке – 1917-1950-е гг. XX столетия. Значительный вклад в изучение воспитательного потенциала семьи вэто время внесли ученые Е.А.Аркин, И.А.Арямов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и др.


 


 

Важное значение в этот период придается приоритету общественноговоспитания над семейным. Считалось,что общественному воспитаниюнеобходимо привить семейный дух по типу семейных отношений между родителями и детьми. Государство в рассматриваемый период, определяло содержание семейного воспитания, директивными документами закрепляло важность согласованных действий семьи и школы, а школа при этом являлась неоценимым помощником родителям в реализации воспитательной функции в семье. В этот период школа как наиважнейший социальный институт оказывала определенное влияние на процесс семейного воспитания, не учитывая особенностей семьи и ее воспитательного потенциала. Школа выступала фактически основным источником и транслятором психолого-педагогических знаний для родителей.

 

На первых порах социалистическое воспитание отвергло многое, если не все, что было накоплено дореволюционной педагогикой, в области воспитания детей в семье. Но уже к середине 1920-х гг. возобновился разговор о развитии семейной педагогики, о необходимости проведения культурно-просветительской работы среди родителей, об использовании различных форм взаимодействия с семьей. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи (Е.А.Аркин, Н.К.Крупская, Л.И.Красногорская, Е.И.Радина, Е.А.Флерина и др.).

 

Так, к 30-м гг. XX в. в связи с обновлением содержания образования, связанным с переоценкой дореволюционных идей педагогов-классиков,

утверждением идеологии социализма, установлением нового типа семьи – советской семьи, нравственной основой которой явился общественный интерес

 

– долг по отношению к государству, – возникла потребность в разработкенаучно-педагогических рекомендаций по семейному воспитанию для родителей. Начинает складываться система родительского просвещения с целью разъяснения задач новой школы, формулируются основные положения концепции взаимодействия школы и семьи в сфере воспитания ребенка, развивается тенденция воспитательного сотрудничества педагогов и родителей.

 

Именно к 30-м гг. XX в. появляются первые публикации исследований, посвященных развитию воспитательных возможностей семьи в духе советского

времени (Е.А.Аркин, А.Б.Залкинд, Н.К.Крупская и др.). С 1924 г. выходит в свет периодическое издание «Педагогические курсы на дому» (50 выпусков в год). В конце 1920-х гг. издается журнал «О наших детях» (о воспитании детей в семье). Наряду с выпуском научно-популярной литературы для матерей издавались плакаты, устраивались передвижные выставки, демонстрация диапозитивов и кинофильмов, передач по разным вопросам семейного воспитания. В публикациях содержались требования всестороннего подхода к изучению воспитательных возможностей семьи. При этом на первое место выдвигались факторы материального порядка. Среди условий, от которых зависела успешность реализации воспитательного потенциала семьи, ученые данного периода


 


 

выделяли согласованность и единство педагогических требований по отношению к ребенку, продуманную организацию всей жизни семьи и ребенка, связь семьи со школой, а также формирование собственного активного педагогического мышления родителей.

 

Далее следует отметить, что именно с 30-х – вплоть до конца 50-х гг. XX в.

 

наблюдалось отрицательное официальное отношение к воспитательным возможностям семьи, их игнорирование.Кроме того наблюдался спадисследовательского интереса к вопросам семейного воспитания, которое рассматривалось либо в русле взаимодействия с общественным, либо с позиции критики. Приоритет общественного воспитания исключал родителей из педагогического процесса. Семья изучалась не как потенциальный или реальный союзник общественной системы воспитания и обучения, а, скорее, как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу, и с влиянием которого нужно бороться. Такое пренебрежительное отношение к семейному воспитанию, его недооценка и весьма противоречивые взгляды на его роль и место в духовном воспроизводстве общества привели к тому, что изучение семьи и ее воспитательного потенциалабыло почти приостановлено. Это обернулось значительным ослаблениемреализации воспитательного потенциала семьи и навязыванием семье новой воспитательной системы, ориентированной на нормы коммунистической морали, согласно которым подчинение личных интересов интересам общества было неоспоримым требованием жизни. Основными педагогическими ценностями семейного воспитания первой половины XX столетия явились следующие: ориентиры на многодетную семью, нравственную глубину и единство семейного коллектива, ответственность, родительский авторитет, дисциплину, режим дня, труд.

Третий этап изучения феномена воспитательного потенциала семьи– 1950-1993 гг. XX столетия. В этот период признается единство общественного исемейного воспитания при приоритете общественного, государство диктовало содержание и цели семейного воспитания, происходила идеалогизация и политизация школы и семьи. В отечественной педагогике начинается экспериментальное изучение семьи, рассматриваются вопросы,связанные сфункциями семьи, аспекты взаимодействия школы с семьей, пути повышения педагогической культуры родителей. Все большее внимание уделяетсяформированию гуманно-личностной концепции семейного воспитания.

 

Воспитательная функция советской семьи в данный период считается более значимой, чем в предыдущие годы. Яркие представители научно-

педагогической общественности этого периода – Ш.А.Амонашвили Б.Т.Лихачев З.И.Равкин, М.М.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский и др. Особое вниманиетеоретики семейной педагогики уделяли вопросам свободного времени родителей, их самообразованию, общественной деятельности, воспитания детей.


 

 


 

С 1950-х гг. эти вопросы широко начинают освещаться в журнале «Семья и школа». Академия педагогических наук РСФСР издавала серию «Педагогические советы родителям». Издательство«Учпедгиз» -серию«Родителям о воспитании».

 

В 1960-е гг. большую роль в пропаганде педагогических знаний средиродителей, населения играл Сектор семейного воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. В 1960-е гг. его возглавлял член-корреспондент АПН РСФСР А.Н.Волковский. В состав сектора входили крупные российские педагоги-ученые (свыше 160 ученых) и председатели школьных родительских комиссий. Члены сектора работали над решением актуальных проблем родительской педагогики, разрабатывали методику пропаганды педагогических знаний среди родителей, обобщали передовой опыт по проблемам семейной педагогики. В 1961 г. при АПН РСФСР был создан Дом пропаганды педагогических знаний и передового опыта. Его возглавил видный деятель педагогической науки – Э.Н.Моносзон. В обязанности Дома входила также координация деятельности проблемного Совета по семейному воспитанию и издание печатных работ. Под руководством Э.Н.Моносзон осуществлялась разработка материалов радиобесед цикла «Взрослым о детях», а затем передач радиостанции «Маяк» для родителей.

В 60-70-е гг. XX века в изучение воспитательных возможностей семьибольшой вклад внесли ученые – А.Н.Волковский, И.А.Каиров, К.Н.Корнилов,

И.А.Печерникова, М.Н.Скаткин и др.Распространенными в этот периодстановятся термины «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органичное сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие общественного и семейного воспитания» и т.п.

В 1970 гг. в связи с повышением требований к воспитанию,возрастаниемобщей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала на основе научного осмысления накопленного опыта, анализа перспектив дальнейшего развития семьи и школы исследователями разработана система педагогического просвещения родителей, даны практические рекомендации по работе с семьей (Д.Д.Бакиева, С.М.Гарбей, Д.О.Дзинтере,

Л.В.Загик, В.М.Иванова, Л.Ф.Островская, Н.А.Стародубова и др.). Базовым длясоставления программ «педагогического всеобуча родителей», типовых программ «родительского университета» и лекторий, «материнских школ» явилось пособие «Примерное содержание воспитания учащихся» (И.С.Марьенко), а также рекомендации ученых (Р.Г.Гуровой, О.С.Богдановой, Л.Ю.Гордина, Ю.К.Бабанского).

Однако разработанные в 70-80 гг. XX в. программы педагогического просвещения родителей (И.В.Гребенников, А.М.Низова, И.Ф.Свадовский, Н.Г.Морозова, И.Г.Майорова, Т.М.Куриленко и др.),цель которых–повышениевоспитательных возможностей семьи, – носили универсальный характер, их

содержание было крайне идеологизировано и не отвечало потребностям


 


 

родителей в вопросах семейного воспитания, было далеко от индивидуальных запросов и интересов семьи в прогнозировании и проектировании ее собственного жизненного пути.

 

Следует отметить, что именно на 70-80-е гг. XX века приходится огромное

 

количество исследований в области изучения воспитательного потенциала семьи как феномена и научного понятия,изучаются отдельные стороны икомпоненты воспитательного потенциала семьи. Огромную роль в этом сыграли

исследования И.В.Бестужева-Лады, К.Л.Биктамирова, Э.К.Васильевой,
И.В.Василюк, И.В.Гребенникова, Т.П.Деусовой, С.Э.Карклиной, Т.А.Марковой,
Г.М.Миньковского, Н.И.Монахова, Г.В.Мухаметзяновой, И.Невского,

А.М.Низовой, С.А.Расчетина, М.И.Сангилова, А.С.Спиваковской, А.Я.Студенте, А.Г.Харчева и др.

Одним из первых определение «воспитательный потенциал семьи» и его содержательную характеристику в этот период дает И.В.Гребенников (1971), определяя воспитательный потенциал семьи как «комплекс условий и средств, которые в совокупности составляют педагогические возможности семьи» [34]. Обстоятельный анализ воспитательной функции семьи представлен А.Г.Харчевым и В.Г.Алексеевой (1974) [122].Попытка содержательного анализа понятия«воспитательный потенциал семьи» в рассматриваемый период была сделана А.М.Низовой (1976).По ее мнению, «воспитательный потенциал семьихарактеризуется не только ее внутренним миром, но и богатством и многообразием ее связей с внешним миром» [85]. Философские основания решения проблемы реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социализма находят свое отражение в диссертационных исследованиях

 

М.Сангилова (1989), Я.Арцимович (1990).Следует отметить,что вдиссертационном исследовании М.Сангилова «Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации в условиях социализма» сделана попытка содержательно рассмотреть воспитательную роль семьи, возможные пути совершенствования взаимодействия основных субъектов воспитательной деятельности [103]. Вопросы повышения воспитательного потенциала семьи рассматриваются в исследовании Н.Е.Кожановой (1991),изучающей данный аспект в системе деятельности учителяначальных классов. Однако, на наш взгляд, как феномен и научное понятие «воспитательный потенциал семьи» представлен в данных исследованиях недостаточно, а пути совершенствования воспитательного потенциала семьи в данных работах основаны на формирующих, а не развивающих подходах к взаимодействию с семьей.

 

В целом, по мнению ученых данного периода (50-93-е гг. XX в.), воспитательный потенциал семьи определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей своей воспитательной функции, характером возможной системы воспитательных отношений. Заслуживаетвнимания попытка авторов теоретически обосновать воспитательные возможности семьи и их реализацию на практике, определить компонентный состав


 


 

воспитательного потенциала семьи, дать научный анализ факторов и условий, влияющих на успешную реализацию и развитие данного феномена. Однако следует отметить, что исследователи представляют разнообразную иерархию отдельных качественных характеристик и составляющих воспитательного потенциала семьи, но не делают попыток синтезировать их в единую структуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.