Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовлетворенность ребенка отношениями с родителями можно рассматривать как залог воспитательного успеха родителей




Супружеских). Можно с уверенностью сказать, что это ведущий аспект эмоционального компонента воспитательного потенциала семьи. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к психолого-эмоциональным, педагогическим аспектам жизни семьи, в которой важной основой воспитания являются разносторонние внутрисемейные отношения. Внутрисемейные отношения – компонент семейных отношений, включающий в себя отношения между семьей и обществом. Приоритет внутрисемейных отношений

 

заключается в том, что эмоциональные связи отношений между членами семьи определяют возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи. Различное серьезноеотклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, и ее воспитательных возможностей. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование и развитие личности свидетельствуют работы современных психологов и педагогов-

 

практиков (А.Я.Варга, Т.В.Лодкина, В.С.Мухина, А.С.Спиваковская, Е.Л.Тихомирова, Ю.Хамяляйнен, И.Г.Швец и др.)

Особую роль в структуре внутрисемейных отношений с точки зрения влияния на воспитательный процесс в семье играют супружеские взаимоотношения. По мнению большинства исследователей,супружескиеотношения являются относительно самостоятельным воспитательным фактором, активно влияющим как непосредственно, так и опосредованно на чувства и ценностные ориентации ребенка. Если в отношениях родителей присутствуют грубость, пошлость, цинизм, бессердечие, равнодушие, недоверие и неуважение друг к другу, гипертрофируются, а нередко и совсем утрачиваются представления ребенка о светлых идеалах любви, дружбы, уважения и почитания старших. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психике и поведении личности ребенка. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям, активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, отзывчивость, самостоятельность, способность к сопереживанию.

 

Немаловажное значение в структуре внутрисемейных отношений играют детско-родительские отношения. Специфика взаимоотношений между детьми и


 


 

родителями определяется главным образом тем, что забота родителей необходима прежде всего для поддержания самой жизни ребенка, а родительская любовь – поистине жизненно необходимая потребность маленького человека. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка.

 

По мнению А.А.Чуприной, внутрисемейные отношения родителей и детей оказывают самое непосредственное влияние на духовное развитие ребенка. Это влияние опосредуется воспитательной деятельностью взрослых: с одной стороны, мерой родительской любви определяется степень внимания к ребенку, забота о его будущем, стимуляция к учебным успехам и достижениям; с другой – успех, результативность воспитательных усилий находятся в прямой зависимости от установки со стороны детей на носителя данных усилий, от степени идентификации с ним. Несомненно, что степень идентификации будет более высокой в том случае, если ребенок любит своих родителей. Именно любовь к родителям как ответное чувство на родительскую любовь,внимание и заботуспособствует тому, что значительно легче достигаются цели, предписания и требования взрослых, касающиеся ребенка. Положительные семейные взаимоотношения в известной мере становятся и тем внутренним «табу», которое предохраняет подростка от недостойных поступков [130].

 

Большинство исследователей, особенно зарубежных (Т.Харрис, Т.Гордон и др.), подчеркивают важность детско-родительских отношений в структуреэмоциональных связей между взрослыми и детьми, отмечая, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует отметить, что дети, имеющие близкие, теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще делятся с ними своими проблемами (рассказывают о ситуациях, связанных с проявлением определенных эмоций, переживаний) и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей. Современные исследователи семьи обращают внимание на то, какое разрушительное влияние оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация родителей на собственных переживаниях. Все вместе взятое создает у ребенка чувство недоверия к взрослым, собственной ненужности.

 

Итак, в аспекте проблемы данного исследования для нас важно положение о том, что внутрисемейные отношения являются сильнейшим специфическим воспитательным фактором и в то же время весьма уязвимым в воспитательном отношении местом семьи, так как нарушения в отношениях между членами семьи значительно снижают воспитательный потенциал семьи в целом.

 

Раскрывая содержательную характеристику внутрисемейных отношений как ведущего показателя эмоционального компонента в структуре воспитательного потенциала семьи, следует обратить внимание на тот факт, что внутрисемейные


 


 

отношения выступают в форме межличностных отношений, возникающих в процессе непосредственного общения. Именно поэтому коммуникабельностьвыступает важнейшей характеристикой внутрисемейных отношений. Исходя из этого, мы обозначаем эмоциональный компонент воспитательногопотенциала семьи как эмоционально-коммуникативный. Процесс эффективнойкоммуникации в семье – предмет изучения диссертационных исследований

 

В.Н.Бушиной, С.А.Сидориной, С.В.Теряевой, Е.Г.Чигвинцевой, А.Ю.Черняевой и др.

Описывая сущностную характеристику эмоционального компонента,

 

следует отметить особенности коммуникативной деятельности в семье как основу межличностных отношений. Именно родители являются основным источником передачи ребенку знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, усваивает моральные нормы и учится действовать в социальных ситуациях. Однако становление гармоничных взаимоотношений в семье невозможно без эффективной, доверительной коммуникации. Как отмечает А.Ю.Черняева, она выступает основой формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности.

Значение эмоционально-коммуникативного компонента, как отмечает С.А.Сидорина,заключается во взаимовлиянии родителей и детей,происходящим врамках символического понимания (через интонации, мимику, жесты). Форма и стиль коммуникации, как правило, перенимаются родителями в более или менее осознанном виде из опыта семьи и субкультурной среды, из которой они происходят.

 

Опираясь на исследования С.В.Теряевой, А.Ю.Черняевой, Е.Г.Чигвинцевой, к

 

показателям, характеризующим коммуникативные процессы в семье как эффективные, относят следующие: устойчивую обратную связь родителей и детей, дающую информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия; доверительные отношения между членами семьи; эмпатию; способность слышать, слушать и понимать собеседника; удовлетворение потребности ребенка в признании и принятии его родителями; психологическую и эмоциональную близость с родителями, регулирующую их симпатию и комфорт; умелое выстраивание диалога с ребенком; ориентацию на сотрудничество с ребенком.

 

К механизмам, позволяющим строить коммуникацию в семье на высоком доверительном уровне, относят: 1) взаимопонимание (объединение интересов сторон, выработка сходного видения задач в конкретной ситуации; высокий уровень доверия между родителями и детьми; родители достаточно осведомлены о ребенке); 2) координацию (поиск средств общения, которые в наибольшей степени соответствуют намерениям и возможностям родителей и детей); 3)


 


 

согласование (достижение согласия в намерениях родителей и детей;эмоциональная близость). В нашем исследовании данные характеристики эффективной коммуникации будут положены в основу сформированности эмоционального компонента воспитательного потенциала семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.