Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура семьи, досуговая и социокультурная активность ее членов




Семейной жизни, традиций, досуговых интересов и согласованность действий родителей и детей на основе обоюдного желания взаимодействовать.

Воспитательного потенциала семьи представлен нами как определенный уровень развития семейной самоорганизации, направленной на решение проблем самой семьи. По сути, самоорганизация семьи как важный компонент семейного воспитания представляет собой внутреннее упорядочение уклада

 

 

Таким образом, близкими к нашему пониманию самоорганизации семьи являются следующие понятия: семейный уклад;семейные традиции,общая

 

 

Рассмотрим позиции авторов на сущностную характеристику перечисленных аспектов.

 

Семейный уклад, по сути,характеризует весь процесс жизнедеятельностисемьи. Его изучению посвящены исследования Т.В.Лодкиной, Л.И.Маленковой,

Л.М.Николаевой, О.Е.Черствой и др.

 

Понятие «уклад» впервые встретилось в работах С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, которые описывали родовой и семейный быт,устав семьи,еевнутренний порядок, подразумевающие в своей совокупности единое хозяйственное, социальное и психологическое целое, нормальное функционирование которого обеспечивается отношениями господства и подчинения всех участников. Позднее категория «уклад» была введена в научный обиход.

 

По мнению Л.И.Маленковой, уклад жизни семьи складывается из быта и ведения хозяйства, организации праздников, различных форм досуга, общения с определенным кругом родных, друзей, знакомых семьи, эстетического оформления интерьера. Л.М.Николаева считает, что основой уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением к жизни, труду, детям.

 

Т.В.Лодкина приходит к выводу,что«уклад жизни» –понятие болееширокое и употребляется преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей. Автором предпринята попытка обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с уровнем психолого-педагогической культуры. Опираясь на определение Т.В.Лодкиной, в нашем исследовании под «семейным укладом» мы


 


 

будем понимать интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей.

О.Е.Черствая в своем исследовании дополняет содержание понятия«семейный уклад», представленного Т.В.Лодкиной, еще одной не менее важной сущностной характеристикой – здоровье членов семьи. Итак, О.Е.Черствая выделяет следующие компоненты семейного уклада: 1) семейные традиции; 2)

 

психологический климат семьи; 3) здоровье членов семьи. Заслуживает вниманияавторское описание семейного уклада с точки зрения педагогических воспитательных аспектов для семейной системы. О.Е.Черствая неоднократно подчеркивает необходимость рассмотрения данного феномена как части воспитательного потенциала семьи.

 

С. П. Акутина, рассматривающая проблему семейного уклада в воспитаниидуховно-нравственных ценностей школьников, определяет семейный уклад как совокупность следующих компонентов:

 

обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

 

традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

-отношения (сердечные чувствования и настроения);

 

правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки);

 

распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года. [3]. Социально-образовательное значение семейного уклада для конкретного

 

ребенка, по мнению Е.И.Зритневой, заключается в том, что в процессе жизнедеятельности семьи, жизненного воздействия всего семейного уклада и семейного коллектива у детей складывается представление о семье, о брачно-семейных отношениях, формируются навыки и привычки деятельности и поведения в семье, умения и способы разрешения семейных ситуаций.

 

Семейные традиции –наполняют содержанием характер семейного уклада.Это традиции, играющие важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Наиболее точное определение, на наш взгляд, дано в исследовании Н.А.Каратаевой, которая считает, что семейные традиции – это духовный феномен, присущий сознанию членов семьи, рода, включающий в себя нормы и ценности, не регламентированные юридическими установлениями, и принимающий статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего роль семьи. Таким образом, семейные традиции – это неписаные законы семейной жизни и воспитания.

По мнению Т.В.Геворкян, актуализация индивидуальной значимости семейных традиций является важнейшим педагогическим условием развития ценностных ориентаций подростков в современной семье. При рассмотрении аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи мы отмечали,


 


 

как важно педагогически инициировать организованную совместную деятельность

членов семьи (трудовую, спортивную, художественно-эстетическую,

познавательную, образовательную, творческую), направленную на утверждение личностно значимого для подростка статуса общечеловеческих ценностей и развития ориентации на семью, как ценность [28].

 

Общая культура семьи определяется социокультурным статусом семьи,

напрямую зависит от уровня образования ее взрослых членов.

 

Рассматривая общую культуру семьи, следует обратить внимание на исследование Н.А.Леваньковой, которая выделяет следующие компоненты культуры семьи: культура поведения в семье; культура проявления любви, заботы друг о друге; культура достижения общей цели; культура построения дома как построения жизни; культура организации совместных событий; культура осуществления совместной деятельности; культура оказания взаимопомощи и достижения успеха. Особенное внимание уделяется такой составляющей,как культура быта семьи,которая представляет собой гармоничное единстводеятельности личности по совершенствованию культурно-бытовой среды, семейно-бытовых отношений и качества исполнения своей семейной роли [68].

В исследовании И.А.Сидориной представлены типы семей в зависимости от уровня сформированности социокультурного статуса. Выделяют семьи: 1) с

высоким социокультурным статусом: семья справляется с рольюхранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы организации досуга; семья ориентирована на всестороннее развитие ребенка; 2) с низким социокультурнымстатусом: духовные потребности семьи не развиты,круг интересов органичен,отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции), семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный)

 

образ жизни; 3) со средним уровнем социокультурного статуса

 

( промежуточные признаки) [108].

 

Таким образом, социокультурный статус семьи определяется традициями, культурно-ценностными ориентациями, организацией семейного досуга.

 

Досуговая и социокультурная активность семьи –следующая

характеристика организации жизнедеятельности семьи. О важности культурно-досуговой составляющей в структуре воспитательного потенциала семьи говорят в своих исследованиях Е.В.Бондаревская, Н.В.Додокина, А.А.Калантаров, И.П.Клементович, Н.А.Леванькова, Е.И.Наседкина и др.

 

Так, опираясь на культурологический подход, авторы считают, что культура семьи развивается в процессе изменений социально-культурной среды, окружающей семью, что позволяет рассматривать семью как особую культурную среду и выявлять возможные способы ее развития. Исследователи справедливо


 


 

отмечают, что социокультурная среда семьи должна способствовать формированию у ребенка опыта семейных традиций, его вхождение в пространство культуры, организацию отдыха, развлечений, праздников, творчества. При этом под «социокультурной средой семьи» в целом ученые понимают совокупность взаимосвязанных, экономических, социальных и культурных отношений к обучению и воспитанию в семье, наличие и содержание которых позволяет родителям продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и влиять на социальные процессы и детей [63].

 

Так, Е. П.Арнаутова, Н.В.Додокина, В.М.Иванова, Р.К.Сережникова,

 

содержательно изучающие структурные компоненты воспитательного потенциала семьи, отдельно выделяют культурно-досуговый компонент, предполагающий наличие культурно-ценностных ориентаций семьи, традиций в организации семейного досуга. В нашем исследовании культурно-досуговый компонент является неотъемлемой составляющей операционально-деятельностного компонента, поскольку досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. Следует подчеркнуть, что целенаправленная и содержательная организация совместного семейного досуга как самими членами семьи, так специалистами культурно-образовательных учреждений является неотъемлемым механизмом развития воспитательного потенциала семьи в целом.

 

В энциклопедических словарях под «досугом» понимается нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему усмотрению.

Зарубежные исследователи (Ч.Брайтбилл, С. Де Гразна, Л.Гулик и др.)

 

рассматривают досуг как неотъемлемую часть человеческого существования, признают ценность связи между досугом и образованием, подчеркивают его творческий потенциал. Французский социолог Ж.Дюмазедье определяет досуг как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, пополнять свои знания или образование, свое добровольное социальное участие – после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей» [Цит. по 92].

Изучение досуговой активности современной семьи ведется в контексте теоретико-методологических аспектов социокультурной деятельности, которым посвящены труды отечественных ученых – А.И.Арнольдова, Л.А.Акимовой,

 

Т.И.Баклановой, Н.В.Додокиной, В.З.Дуликова, Т.Г.Киселевой, О.Ю.Мацукевич, Г.Н.Филонова и др.

В аспекте развития воспитательного потенциала семьи нам близка позиция

 

Н.В.Додокиной, которая определяет семейный досуг как социокультурный и педагогический феномен, находящийся во взаимосвязи с обучением и воспитанием личности, как вид развивающей деятельности, предоставляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития


 


 

всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

 

По мнению М.И.Болотовой, семейный досуг имеет и самостоятельную педагогическую ценность: оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством активной деятельности. В целом семейная досуговая деятельность оказывает развивающее действие на всех членов семьи, повышает их образовательный, общекультурный уровень, сплачивает общностью интересов, переживаний [12].

 

По сути, как отмечает И.И.Гультяев в своем исследовании, посвященном социально-культурным условиям развития досуговых интересов современной семьи, семейный досуг выступает в качестве потребности личности в общении и самоорганизации, совместной деятельности, отдыхе, развлечениях.

 

Автор рассматривает досуговые интересы современных семей в зависимости от материального достатка, выделяя три группы семей: 1) малообеспеченныесемьи: отмечается некоторая приземленность устремлений неформальногоотдыха; возможное проведение его не всей семьей, а поодиночке; характерны инерционность, отсутствие принципиальных подходов, самоорганизация отдыха на основе семейных традиций; ограниченность социокультурных интересов и запросов, пассивность; 2) семья со средним достатком: повышенный интерес к семейному досугу; эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей; организация развивающего досуга является нормой поведения семьи в пространстве свободного времени; наблюдается заинтересованность к организации комфортного семейного досуга на основе традиций; семьи активны и представляют опору в организации и проведении клубно-досуговых мероприятий; 3) состоятельные семьи: высокие требования к реализации досуговых услуг,неограниченных финансовыми средствами; полная свобода.

 

Мы считаем, что культура проведения семейного досуга, характер использования свободного времени для отдыха и духовного развития членов семьи зависят от уровня образованности родителей в семье, их семейной культуры в целом. Культурный досуг занимает особое место в семейно-бытовых традициях, поскольку эта важная функция, как отмечет И.А.Сидорина, связана с заботой «о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжения, развитию каждого члена семьи» [108]. В организации досуга огромную роль играют чтение литературы, совместные игры, увлечения, туризм, проведение семейных праздников и т.п.

 

Итак, мы рассмотрели семейный уклад, семейные традиции, общую культуру семьи, досуговую и социокультурную активность ее членов как наиболее близкие понятия к пониманию самоорганизации семьи.

 

Остановимся подробнее на описании сущностной характеристики феномена семейной самоорганизации как ведущего показателя операционально-


 


 

деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи в нашем исследовании.

Опираясь на синергетический подход к пониманию сущности семьи, можно констатировать, что семья – это самоорганизующаяся система, создаваемая в целях повышения ее собственного потенциала и социальной активности, гармонизации взаимоотношений между членами семьи. Самоорганизующаяся семья перед всеми членами семьи открывает возможности для саморазвития, самоопределения и самореализации, проявления социальной активности, ответственности и духовного творчества.

 

В психолого-педагогических исследованиях неоднократно подчеркивалась

 

роль семьи как самоорганизующейся системы,обозначающей,что поведениесистемы целесообразно и источник преобразований лежит внутри ее самой

 

(М.О.Ермихина, Г.В. Сабитова, М.М.Прокопьева, А.В.Черников и др.) Исходя из этого повышение требований к семье со стороны современного общества и государства как полноправному субъекту собственной жизнедеятельности,

 

уникальному институту воспитания и социализации детей актуализирует особое педагогическое внимание к рассматриваемому компоненту воспитательного потенциала семьи.

 

Наибольший исследовательский интерес для нас представляют идеи

 

М.М.Прокопьевой, разработавшей концептуальные положения о семье как самоорганизующейся воспитательной среде. Обоснуем некоторые подходы кпониманию сущности самоорганизации семьи как ведущей характеристики операционально-деятельностного компонента, выделенного нами в структуре воспитательного потенциала.

В философском словаре «самоорганизация» трактуется как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамичной системы.

 

Главным условием в процессе семейной самоорганизации выступают следующие принципы: принцип опоры на собственные силы, понимаемый как развитие собственной инициативы, активности и энергии, как главная возможность полноценного функционирования семьи; и принцип активности самой семьи,дидактический смысл которого заключается в осознанномпреодолении трудностей в плане жизнеобеспечения и воспитания детей, рациональных способов организации. При изменяющихся условиях семья способна менять свою внутреннюю активность. Это положение очень важно для нас в процессе рассмотрения семьи в аспекте развития ее воспитательного потенциала. Кроме того, опираясь на положения Л.С.Выготского, отметим, что в семье создаются реальные условия, которые имеют актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития».

 

В авторской концепции М.М.Прокопьевой под самоорганизацией семьи

 

понимается ее организаторская деятельность, направленная на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого,


 


 

самобытного, уникального социально-исторического субъекта. Взаимно влияя,

 

расширяясь, наполняя жизнь семьи новым содержанием, семейная самоорганизация развивает и укрепляет воспитательный потенциал семьи в целом

 

[95; 97].

 

В целом самоорганизацию семьи как основу операционально-деятельностного компонента воспитательного потенциала можно охарактеризовать как способность членов семьи организовать

 

содержательный досуг и познавательную активность, и что особенно важно для нас с педагогической точки зрения, как способность оказать себе помощь в трудных жизненных ситуациях. Таким образом,процесс формированиясамоорганизации личности направлен на осознанное преодоление трудностей в процессе жизнеобеспечения, с опорой на поиск рациональных способов организации, целенаправленное повышение внутренней активности и адаптации к внешним факторам, мобилизацию сил и реальный учет своих возможностей. Процесс самоорганизации происходит по трем основным направлениям:

самодисциплина, самообразование, самосовершенствование (прил. 5).

 

Итак, в основе самоорганизации – деятельность по развитию способности

 

к непрерывному самообновлению усилиями самих членов семьи и ее ближайшегоокружения, направленная на осознанное преодоление трудностей в процессе жизнеобеспечения и воспитания детей, поиска рациональных способов организации, целенаправленного повышения внутренней активности и адаптации

к внешним факторам, мобилизация сил и реального учета своих возможностей. Деятельность происходит на фоне осуществления самопроцессов и нравственной самоорганизованности, что в совокупности составляет самоорганизацию семьи. При этом под «самопроцессами» в философской литературе понимается переход действий от самосознания к самовоспитанию и от него к самоконтролю, который осуществляется в деятельности на непроизвольном, произвольном, произвольно-творческом уровнях, в зависимости от психолого-педагогических условий самоорганизации.

 

К самопроцессам, обеспечивающим самоорганизацию семьи, вслед за М.М.Прокопьевой мы отнесем следующие: мотивацию и планирование,

 

внутреннюю организацию и управление, контроль, корректировку и регулирование, стимулирование и т.п.В нашем исследовании перечисленныесамопроцессы будут рассмотрены в качестве критериев семейной самоорганизации. Рассмотрим их содержание:

 

Мотивация и планирование. Данные критерии определяют мотив ицель деятельности, необходимые для этого средства и эффективные способы. Планирование – это непрерывный процесс поиска новых путей совершенствования уровня самоорганизации семьи за счет выявления дополнительных возможностей, условий, факторов. Оно выступает как активное, сознательное стремление к будущему, открывает перспективу, служит раскрытию потенциальных возможностей, подчеркивает значимость всех членов семьи,


 


 

нацеливает на достижение поставленных целей. Планирование позволяет ощущать членам семьи единство и целостность семьи как системы. Планирование меняется с учетом конкретной ситуации и мотивации. Мотивация – важный элемент самоорганизации семьи, имеющей целью активизировать членов семьи с тем, чтобы более эффективно достичь цели. Привитие детям с малых лет чувства понимания целостности способствует личностно-семейной мотивации поведения.

 

Внутренняя организация и управление представляют собойнаправленность на налаживание уклада жизни, формирование структуры семьи, т.е. обеспечение ее всем необходимым для нормальной жизнедеятельности: игрушками; игровым уголком; средствами и оборудованием для осуществления трудовой деятельности, учебными и другими принадлежностями; материальным достатком; создание морально-психологического климата. Важная задача данного критерия – создание условий для становления такой самоорганизующейся воспитательной среды, которая гарантировала бы успех всем членам семьи и нацеливала бы их на творческое преобразование окружающей предметной среды. Эта среда в последующем преобразуется в духовное население семьи.

 

Контроль как критерий и функция семейной самоорганизациипредставляет собой разумный контроль и взаимоконтроль, построенный на доверии, осуществляемый достаточно просто и выступающий как элемент обратной связи. Главными инструментами контроля выступают наблюдение, проверка, учет и анализ достижений, направляющие самоорганизацию всех членов семьи. Одной из функций контроля является безболезненная корректировка личностных качеств членов семьи, не задевающая чувства и не ущемляющая достоинства каждого.

 

Координация представляет собой одну из главных функцийсемейной самоорганизации, обеспечивающую слаженность и непрерывность взаимодействия всех членов семьи с целью достижения согласованности между ними, основанную на активной субъектной позиции каждого, взаимных потребностях, сотрудничестве, установлении гуманных взаимоотношений, доверительных, дружеских связей в процессе организации всех сфер жизнедеятельности семьи.

 

Важным для нашего исследования является определение составляющих

 

компонентов семейной самоорганизации,в качестве которых,согласноисследованию М.М.Прокопьевой, выступают:

1) самоорганизация в быту и трудовой деятельности как исходное начало

 

и форма саморазвития формирования личности (самообслуживание, художественно-бытовой труд);

 

2) самоорганизация в игровой деятельности как ведущей деятельности детей дошкольного возраста (игры по инициативе детей, игры по инициативе родителей; настольные, интеллектуальные, спортивные, народные и др.);


 


 

3) самоорганизация в учебно-познавательной деятельности как активная творческая работа, постоянная разумная осмысленность, основанная на глубоком познании окружающего мира и фактор самовоспитания (подготовка домашних заданий, совместное чтение книг, совместное увлечение, хобби, совместные занятия);

 

4) самоорганизация в культурно-досуговой деятельности как развитие общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций на основе усвоения традиций воспитания (совместные посещение культурных учреждений, прогулки

 

и экскурсии, семейные праздники и традиции, музицирование и т.д.);

 

5) самоорганизация в общении как активная деятельность по осуществлениюсобственного выбора и отношений с миром, самореализации, способности к автономному существованию на этой основе строить свою судьбу, проявляя нравственную самоорганизованность; как выстраивание эффективного диалога семьи с социумом, система взаимоотношений с друзьями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга и т.д.

 

Параллельно с внутренней организацией семья вступает во взаимодействие с внешней средой. Исследователи (М.О.Ермихина, Т.Н.Дронова, Т.А.Куликова,

Е.И.Наседкина, А.М.Низова и др.) подчеркивают,что семья является открытойсистемой, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, поэтому воспитательный потенциал семьи следует характеризовать не только особенностями ее внутреннего мира, но и богатством и многообразием ее связей с внешним миром. Характеризуя эти отношения с точки зрения эмоциональных связей, следует обратить внимание на следующие показатели эффективности взаимодействии семьи с социумом: социальная активность всех членов семьи; социальная адекватность поведения, владение навыками межличностного взаимодействия; ориентация на сотруднический стиль общения; принятие и соблюдение правил, норм; готовность к коллективным формам взаимодействия и т.п. Самоорганизацию семьи в общении можно охарактеризовать какнравственную самоорганизацию, которая проявляется в почитании и уважении родителей и других взрослых, родственников; в гуманном отношении к соседям, незнакомым людям, в гостеприимстве.

 

Итак, мы рассмотрели пять компонентов семейной самоорганизации. Следует обратить внимание на тот факт, что нарушение и низкий уровень развития хотя бы одного из вышеперечисленных компонентов самоорганизации семьи влечет за собой нестабильность и конфликтность в любой семье.

 

Для нас справедливо утверждение о том, что сущность самоорганизации семьи видится в создании самоорганизующейся воспитывающей среды, которая обеспечит и укрепит воспитательные возможности семьи. В конечном итоге рост уровня самоорганизации семьи способствует обогащению семейного образажизни, увеличению ее социальной активности, ответственности, творческого потенциала, эффективности воспитания детей и развития воспитательного потенциала семьи в целом. При этом семья, являясь самоорганизующейся


 


 

системой, выступает как идеал, как перспективная цель воспитательной системы. Безусловно,особое значение в семейной самоорганизации имеет

 

самоорганизация детская. Образовательный эффект самоорганизации–эторасширение позитивно направленной свободы ребенка.

Итак, в нашем исследовании операционально-деятельностный компонент представлен семейной самоорганизацией, компонентами которой являются:

 

самоорганизация в быту, в трудовой, игровой, в учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении. В качестве критериев

сформированности этих компонентов, исходя из концепции М.М.Прокопьевой,

 

нами определены следующие: мотивация и планирование; внутренняя организация и управление; контроль и корректировка, координация.

Операционально-деятельностный компонент следует рассматривать в качестве системообразующего компонента педагогической системы в целом и воспитательного потенциала семьи в частности, представляющего собой субъект-субъектное взаимодействие между членами семьи, семьи и социума как основы и условия для установления разнообразных связей и отношений.

Таким образом, в данной главе мы представили содержательную характеристику воспитательного потенциала семьи как совокупность

аксиологического, компетентностного, эмоционально-коммуникативного,

 

операционально-деятельностного компонентов, выделенных нами в процессетеоретического обоснования структуры и содержания исследуемого феномена. Еще раз отметим, что выделение вышеназванных компонентов произведено условно для решения исследовательских и научно-методических целей, так как на практике существует функциональная взаимосвязь всех перечисленных компонентов, что предполагает комплексный подход к решению проблемы

 

развития воспитательного потенциала семьи в целом.

 

Развивающий подход к феномену воспитательного потенциала семьи в теории и современной образовательной практике требует обоснования уровней развития его компонентов. Критериально-показательная характеристика развития воспитательного потенциала семьи, а также его диагностика представлены в следующей главе настоящего пособия.

 

 

Вопросы и задания ко второй главе

 

1. Охарактеризуйте синергетический подход к изучению проблемы развития воспитательного потенциала семьи в современной науке.

2. Обоснуйте необходимость рассмотрения воспитательного потенциала семьи с точки зрения системного и компетентностного подходов.


 

 


 

3. Охарактеризуйте различные авторские позиции по выделению структуры воспитательного потенциала семьи.

4. Определите компонентную структуру и содержание воспитательного потенциала современной семьи. Обоснуйте правомерность/правомочность выделенных компонентов.

 

5. Докажите, что аксиологический компонент является одним из ведущих в структуре воспитательного потенциала семьи.

6. Дайте определение понятию «педагогическая компетентность родителей». Какие составляющие входят в структуру данного понятия.

7. Дайте определение понятию «стиль семейного воспитания». Каким образом стиль семейного воспитания связан с воспитательным потенциалом семьи?

 

8. Перечислите компоненты семейной самоорганизации. Приведите примеры их реализации в условиях семейного воспитания.


 

 


 

Глава 3. Диагностика воспитательного потенциала современной семьи

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.