Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потен 1 страница




 

Компоненты   Содержательная характеристика уровней воспитательного п  
Критериальная        
«Социально- «Интуитивно- «Социально-нормати  
характеристика неприемлемый» ситуативный» (средний уровен  
компонентов (очень низкий уровень) (низкий уровень)    
         
           
    1. Соблюдение и выполнение членами семьи нравственных норм и принципов  
           
  Отсутствие стремления к Ситуативные проявления Преобладание осозна  
    выполнению общечеловеческих норм отношения к выполн  
    общечеловеческих норм морали. общечеловеческих н  
    морали. Гуманистические Гуманистические идеалы морали на основе приз  
    идеалы (добра, (добра, справедливости, гуманистических иде  
    справедливости, взаимопомощи и т.п.) (добра, справедливо  
    взаимопомощи и т.п.) развиты слабо. взаимопомощи и т.  
    не признаются как ценность      
аксиологический          
  2. Ценностное отношение к семье у родителей:  
         
а) Отношение к Непринятие, непризнание Эпизодическое принятие Признание ценнос  
ребенку как к уникальности, ценности уникальности, ценности неповторимости личн  
ценности своего ребенка. личности ребенка в ребенка, уважение  
  Отстраненно-равнодушное зависимости от индивидуальности, пр  
  отношение к нему. достигнутых ребенком свободное развити  
  Неготовность жертвовать успехов или от настроения Иногда характерн  
     
    собственными планами и родителей. Редкие проявления излишн  
    интересами ради ребенка проявления уважительного внимания к ребенк  
      отношения к ребенку и Устойчивая готовно  
      отказа от собственных отказаться от собстве  
      планов ради ребенка планов и интересов  
        ребенка  
           

 

 

           
  б) Ответственное Безответственное отношение Ситуативное проявление Устойчивое стремление
    отношение к к выполнению своих ответственности в ответственному выполнен
  родительской роли воспитательных функций, выполнении родительской воспитательной функци
      самоотстранение, ведущее к роли. Функции воспитания Критичное отношение
      бессилию, неудачности, и развития ребенка своей воспитательной
      разочарованию, отвержению перекладывают на других деятельности.
      родительской роли (бабушки, воспитатели и Не полная
        т.п.). удовлетворенность
        Ощущение родительской родительской ролью
        несостоятельности  
           
      3.Ценностное отношение к семье у детей:
           
    а) Отношение к Смутное представление о Эпизодическая Устойчивый интерес к
  институту семьи ценностях семьи, отсутствие потребность в семье как в институту семьи как
    как к ценности потребности в семье как ценности. Ситуативность ценности. Достаточно
      личностной ценности. ориентации на ценности выраженная ориентация
      Несформированность семьи и рода, на ценности семьи и рода
      культуры семейных взаимосвязь со старшим Достаточный уровень
      отношений. Отсутствие поколением. Слабо сформированности культ
      стремления поддерживать выраженная семейных отношений
      связь со старшим сформированность  
      поколением культуры семейных  
        отношений  
  б) Ответственное Непризнание социальной Ситуативное проявление Достаточно выраженны
    отношение к ответственности перед ответственного отношения уровень осознания
    родителям родителями. Отсутствие к родителям, чаще в ответственности перед
      каких-либо обязательств ситуациях страха перед родителями.
      перед ними. Родители ними. Неустойчивый Ответственное отношени
      воспринимаются как характер выполнения выполнению обязательс
      источник удовлетворения обязательств перед перед родителями
      материальных благ родителями  
           

 

 

    4. Педагогическая компетентность родителей:  
  а) Мотивационная Отсутствие интереса к Ситуативный интерес к Проявление устойчив  
  составляющая самообразованию в области самообразованию в области интереса к самообразов  
    семейного воспитания. Ярко семейного воспитания. в области воспитания д  
    выраженная мотивационная Неосознанность мотивов Понимание целей и за  
    ограниченность в решении воспитательной семейного воспитан  
    проблем, связанных с деятельности. Осознание необходим  
    воспитанием и развитием Ситуативное осознание выделять приоритет  
    ребенка в семье. понимания целей и задач собственной воспитате  
    Непонимание целей и задач семейного воспитания деятельности  
    семейного воспитания      
           
  б) Когнитивная Отсутствие элементарных Фрагментарный характер Наличие общих знани  
компетентностный составляющая представлений о своих знаний о своих своих индивидуальн  
  индивидуально- особенностях как типологических  
  типологических воспитателей и особенностях как  
  особенностях как индивидуальных воспитателей и  
  воспитателей и проявлениях личности индивидуальных  
  индивидуальных своего ребенка. Знания об проявлениях личности с  
  проявлениях личности своего организации ребенка.  
  ребенка. Отсутствие знаний взаимодействия с детьми Достаточные познани  
  об организации сформированы благодаря способах конструктив  
     
    взаимодействия с детьми. включению «интуитивной взаимодействия с деть  
    Незнание источников родительской дидактики». Сформированы  
    информации повышения Поверхностные представления об источ  
    родительской представления об информации повыше  
    компетентности источниках информации родительской  
      повышения родительской компетентности  
      компетентности    
  в) Поведенческая Отсутствие Зависимость родительского Применение современ  
  составляющая целенаправленного поведения от настроения. психолого-педагогиче  
    применения воспитательных Неумение целенаправленно технологий во  
    стратегий по отношению к использовать взаимодействии с дет  
    детям. педагогические средства    
           

 

             
        Неготовность и и методы воспитания. . Недостаточная способн
        неспособность к изменению Творческий характер изменять систему
        системы требований, правил применения требований и правил
        по отношению к детям. воспитательных стратегий зависимости от растущ
        Неприятие очень редок. компетентности дете
        требований образовательных Взаимодействие с Готовность к помощ
        учреждений относительно педагогами относительно социальных институт
        воспитания детей воспитания детей в случае поддержки семейног
          критических ситуаций воспитания
             
    г) Эмоциональная Неустойчивость Ситуативность, Достаточный уровен
      составляющая психоэмоционального фрагментарность в устойчивости
        состояния родителей. устойчивом проявлении психоэмоциональног
        Отсутствие терпимости, психоэмоционального состояния родителей
        позитивного характера состояния родителей на Ориентация на позитив
        взаимодействия с ребенком. поступки детей в характер взаимодейств
        Очень низкий уровень зависимости от ситуации. ребенком в процессе
        эмпатийности по отношению Неумение создавать воспитательной
        к детям обстановку доверия и деятельности. Достаточ
          эмоционального комфорта. уровень эмпатийности
          Низкий уровень детям
          эмпатийности  
      д) Рефлексивная Отсутствие потребности в Эпизодическая Достаточно устойчив
      составляющая в рефлексии, самоанализе, потребность в рефлексии, потребность в
        самоконтроле и самоанализе, самоконтроле педагогической рефлек
        саморегуляции и саморегуляции самоанализе, самоконтр
        родительского поведения. родительского поведения. саморегуляции
        Отсутствие стремления Слабо выраженный интерес родительского поведен
        прогнозировать результаты к прогнозированию Проявление устойчиво
        применения воспитательных результатов применения интереса
        стратегий воспитательных стратегий к прогнозированию
            результатов применен
            воспитательных страте
             

 

 

5. Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни:

  а) Мотивационная Нежелание выделять Неумение самостоятельно Сформировано умен
  составляющая приоритеты формулировать выделять и самостояте
    жизнедеятельности в семье. приоритеты формулировать приори
    Не осознают собственную жизнедеятельности в семье. жизнедеятельности в с
    ценность как члена семьи и Неустойчивые стремления Стремление к
    общества совершенствования себя совершенствованию себ
      как члена семьи и общества члена семьи и общес
         
  б) Когнитивная Отсутствие знаний в области Недостаточные, Достаточные знания
  составляющая психологии личности, фрагментарные познания в области психологи
    психологии общения и области психологии личности,
    межличностного личности, психологии общения
    взаимодействия. психологии общения и межличностного
    Незнание источников межличностного взаимодействия.
    саморазвития взаимодействия. Сформированные
      Поверхностные представления об источ
      представления об саморазвития
      источниках саморазвития  
  в) Поведенческая Неспособность к поиску Ситуативность в поиске Устойчивое стремлен
  составляющая оптимальных, оригинальных оптимальных, поиску оптимальны
    решений выхода из трудных оригинальных решений оригинальных решен
    ситуаций. Социальная выхода из трудных выхода из трудных ситу
    неадекватность поведения. ситуаций. Социальная Социальная адекватно
    Неумение сдерживать себя в адекватность поведения поведения. Не всегд
    конфликтных ситуациях. сформирована слабо. способны творческ
    Участие в деятельности Взаимодействие с членами самореализовать себя
    семьи на репродуктивном семьи и другими людьми семье и социуме
    уровне «по интуиции»  
  г) Эмоциональная Психологическая установка Слабо выраженная Достаточно выражен
  составляющая на сотрудничество и установка на установка на сотруднич
    доверительные отношения с сотрудничество и и доверительные отнош
    родителями отсутствует. доверительные отношения с родителями.
    Частые проявления с родителями. Преобладание
         

 

 

эмоционально-коммуникативный

 

 

  агрессивности, нетерпимости Избирательные проявления доброжелательности,
  к окружающим доброжелательности, эмпатии и терпимости
    эмпатии и терпимости к другим
    другим  
д) Рефлексивная Отсутствие какого-либо Ситуативный, Достаточно устойчива
составляющая стремления к анализу своих фрагментарный, чаще потребность к анализу св
  поступков, корректировке неосознанный характер поступков, к
  своего поведение в семье урегулирования урегулированию
    взаимоотношений в семье, взаимоотношений в сем
    анализа своих поступков  
       
  6. Характер внутрисемейных отношений:
Дезорганизованный, в Зависимость характера Преобладание
  большинстве случаев внутрисемейных доброжелательности в
  аморальный. Отсутствие отношений от внутрисемейных
  взаимопонимания, эмоционального состояния отношениях, основанных
  поддержки, человечности в членов семьи. любви и желании быт
  отношениях, полное Преимущественно вместе. Видимых
  безразличие друг к другу конфликтный характер конфликтов не наблюдае
    внутрисемейного общения, однако встречаются
    отсутствие взаимности, отдельные случаи отсутс
    доверия, сплоченности взаимопонимания меж
    между членами семьи. членами семьи
    Наличие межличностной  
    дистанции в отношениях  
  7. Стиль семейного воспитания:
       
Ориентация на либеральный Неустойчивость стиля Ориентация на
  (попустительский) стиль семейного воспитания. демократический стил
  воспитания. Низкий уровень Разногласия родителей в воспитания, изредка
  контроля в форме выборе стиля воспитания. преобладанием
  игнорирования потребностей Преимущественно авторитарного.
  ребенка ориентация на Оптимальный уровен
    авторитарный или контроля по отношению
    либеральный стиль детям, но не всегда
      признается детская
      автономность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.