Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть. Содержание главы представляет собой изложение теоретических аспектов изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников




Теоретическая часть

Содержание главы представляет собой изложение теоретических аспектов изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Материалы данной главы должны раскрывать теоретические основы, сущность рассматриваемого вопроса, его состояние и проблемы, а также пути их решения. При изучении литературы необходимо обращать внимание на положительный опыт предприятий-лидеров, освоивших новые методы хозяйствования и повышения экономической эффективности производства. В теоретической главе нет необходимости излагать систему показателей, применяемых при анализе тех или иных экономических вопросов, методику их определения. Наибольшую ценность здесь представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные экономические аспекты изучаемого вопроса. При выделении параграфов, каждый из них также следует пронумеровать и озаглавить в соответствии с содержанием.

 

Состоит из двух разделов:

1) Организационно-экономическая характеристика предприятия

2) Аналитическая часть исследования по выбранной тематике.

 

Содержание организационно-экономической характеристики:

· название предприятия с указанием организационно-правовой формы и структуры капитала;

· местоположение и его влияние на сбыт продукции, материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание;

· краткую характеристику организационной и производственной структур предприятия;

· оценку ресурсного и производственно-технического потенциала с указанием наличия, состава и структуры основных фондов, оборотных активов, трудовых ресурсов, а также анализ уровня эффективности их использования;

· основные результаты производственной и финансовой деятельности предприятия, включая динамику объемов и структуры производства, денежной выручки и прибыли, уровня затрат и рентабельности производства.

Рекомендуемые таблицы для характеристики предприятия

Таблица 1

Размер и структура капитала предприятия

 

Участники Размер, тыс. руб. Число долей (акций)
Юридические лица в т.ч.: … … (наименование организаций) Физические лица    
Всего    
Размер собственного капитала на 01.01.201… г.  

Примечание: в таблице показывается уставный капитал предприятия для ООО, ОДО, ЗАО и ОАО. Для товариществ капитал является складочным. В этом случае графа “Число долей (акций)” исключается, а в графе “Участники” указываются фамилии предпринимателей-учредителей (собственников) предприятия. Если в работе объектом исследования является индивидуальное предприятие, то размер его капитала указывается по тексту работы без таблицы.

 

Таблица 2

Объем и структура денежной выручки предприятия

 

  Виды продукции 20… г. 20… г. 20… г. Последний год в % к начальному
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1-й вид (группа) продукции (указать наименование) 2-й вид … n-й вид … Прочие              
Выручка всего              

Примечание: объем и структура денежной выручки характеризуют размер основной деятельности предприятия и его специализацию. Динамика показателей должна быть представлена не менее чем за три последних года. Если работа выполняется, например в 2012-2013 уч. году, то последним из рассматриваемых лет должен быть 2011 год. В этом случае в шапке таблицы будут указаны: 2009 г., 2010 г. и 2011 г., а в последней графе – 2011 г. в % к 2009 г.

Следует также иметь в виду, что показатели последующих таблиц, как во 2-ой, так и в 3-ей главе работы должны быть представлены за тот же период времени (годы во всех таблицах должны совпадать).

Если предприятие выпускает очень широкий ассортимент продукции, его общий перечень представляется в приложениях к работе, а показатели объема выручки должны быть агрегированы по однородным группам выпускаемой продукции.

Если объемы производства и реализации продукции значительны, то размер выручки может быть показан в млн. руб.

Доля “Прочие” в выручке не должна превышать 5%.

 

Таблица 3

Динамика объемов производства основных видов (групп) продукции

 

Виды продукции 200… г. 200… г. 200… г. Последний год в % к начальному
1-й вид (наименование) 2-й вид … n-й вид …        

Примечание: в таблице показываются объемы производства (реализации) продукции по годам в натуральном измерении (штуках, тоннах, литрах и т.д.). При значительных объемах показатели представляются в тыс. шт., тыс. м2 и т.д. Виды и группы продукции, по которым даются объемы производства, должны соответствовать их группировке в таблице 2, кроме строки “прочие”, где могут быть объединены разнородные виды продукции.

Таблица 4

Размер и структура основных фондов предприятия

 

Виды и группы основных фондов 200… г. 200… г. 200… г. Последний год в % к начальному
тыс. руб.   % тыс. руб.   % тыс. руб.   %
Основные производственные фонды – всего в т.ч.: здания сооружения машины оборудование … прочие                    
Непроизводственные основные фонды              
Всего основных фондов              

Примечание: стоимость основных фондов должна быть показана в среднегодовой оценке, а не на начало или конец года. Единицы измерения: тыс. руб. или млн. руб. – выбираются в зависимости от размера предприятия таким образом, чтобы цифра не превышала 4-5 знаков и не была меньше единицы.

На предприятиях, не имеющих социальной сферы (инфраструктуры), все основные фонды являются производственными, поэтому строки “Непроизводственные основные фонды ” и “Всего основных фондов” следует исключить.

Видовая группировка основных производственных фондов и выделение соответствующих строк в таблице будет зависеть от отраслевой принадлежности предприятия и особенностей учета основных фондов.

 

Таблица 5

Размер и структура оборотных средств предприятия

 

  Группы оборотных средств 20… г. 20… г. 20… г. Последний год в % к начальному
тыс. руб.   % тыс. руб.   % тыс. руб.   %
Оборотные фонды в т.ч.: материальные производствен- ные запасы незавершенное производство расходы будущих периодов. Фонды обращения в т.ч.: готовая продукция дебиторская задолженность денежные средства (включая ценные бумаги), прочие.              
Всего оборотных средств              

Примечание: стоимость оборотных средств показывается в среднегодовой оценке: (на начало года + на конец года) / 2. Единицы измерения указываются по тому же принципу, что и в таблице 4. Если какая-либо группа оборотных средств на предприятии отсутствует, то соответствующую строку с её наименованием из таблицы следует исключить. Кроме того, не должно быть строки “НДС по приобретенным ценностям”. Размер НДС следует при этом вычесть из стоимости материальных производственных запасов и из общей суммы оборотных средств.

Для торговых предприятий вместо элемента “Готовая продукция” в группе фондов обращения будет строка “Товары для перепродажи”. Для предприятий сферы услуг строку “Готовая продукция” следует исключить. А для предприятий сферы материального производства (товаров) может добавиться элемент “Товары отгруженные”.

Таблица 6

Состав и структура персонала предприятия

 

  Категории работников   20… г.   20… г.   20… г. Последний год в % к начальному
  чел.   %   чел.   %   чел.   %
Работники основного производства (ППП) в т.ч.: рабочие из них: постоянные сезонные временные ИТР из них: руководители специалисты служащие              
Всего              

Примечание: для промышленных предприятий, имеющих социальную сферу, в таблицу может быть добавлена строка “Непромышленный персонал”. В составе рабочих могут отсутствовать категории сезонных и временных работников. В этом случае соответствующие строки из таблицы следует исключить.

 

Таблица 7

Показатели эффективности использования основных видов производственных ресурсов

 

  Показатели   20… г.   20… г.   20… г. Последний год в % к начальному
Фондоотдача, руб. Оборачиваемость оборотных средств: обороты дни Материалоемкость, руб. Произведено (реализовано) продукции: на 1 работника, тыс. руб. на 1 чел.-ч., руб. Окупаемость затрат, руб.        

Примечание: фондоотдача определяется по объему произведенной или реализованной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ. При этом объем производства (продаж) должен быть определен в ценах одного года (первого или последнего), либо с поправкой на индекс инфляции, чтобы показатели по годам были сопоставимы. Вместо фондоотдачи можно дать показатель фондоемкости, но одновременно оба этих показателя включать в таблицу нецелесообразно. Показатели производительности труда должны быть рассчитаны по тому же принципу, что и фондоотдача. При этом берется среднесписочная численность работников. Окупаемость затрат определяется делением выручки от реализации на полную себестоимость реализованной продукции, а материалоемкость – делением суммы материальных производственных затрат на стоимость валовой (произведенной) продукции.

Для предприятий сферы торговли и услуг (кроме строительства) показатель материалоемкости не определяется. В торговле аналогом показателя произведенной продукции является товарооборот.

 

Таблица 8

Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс. (млн.) руб.

 

  Показатели   200… г.   200… г.   200… г. Последний год в % к начальному
Выручка от реализации продукции Полная себестоимость реализованной продукции Валовая прибыль Прибыль от продаж Чистая прибыль Рентабельность, % продаж активов        

Примечание: в таблице следует показывать полную себестоимость, т.е. с включением административных и коммерческих расходов. Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (услуг) и их производственной себестоимостью. Для торговых предприятий вместо этого показателя следует определить валовый доход, представляющий собой разницу между товарооборотом и стоимостью закупленных товаров. Прибыль от продаж определяется как разница между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, т.е. меньше валовой на величину коммерческих и административных расходов.

· Для торговых предприятий прибыль от продаж – это разница между валовым доходом (сумма торговых наценок) и издержками обращения.

· Некоторые из рассмотренных выше таблиц могут быть, в зависимости от выбранной темы, перенесены в 3-ю главу. Например, если тема работы связана с основными фондами, в 3-ю главу переносится таблица 4; по темам, определяющим использование оборотных средств или материальных ресурсов, - это таблица 5, а по трудовым ресурсам или производительности труда – таблица 6.

В третьей главе (аналитической части) должно раскрываться фактическое состояние изучаемого вопроса по теме работы. Здесь автор детально исследует и анализирует различные аспекты темы. Особое внимание должно быть уделено динамике протекания изучаемых процессов, изменению экономических показателей и выявлению факторов, вызвавших изменения. В результате на основе проведенных расчетов и анализа показателей дается объективная оценка рассматриваемой проблемы. В главе целесообразно выделить несколько подразделов (параграфов) по отдельным направлениям исследования.

 

7. Учебно-методическое обеспечение

 

А. Основная литература

1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Экономика предприятия: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

Б. Дополнительная литература

1. Басовский,Л.Е. Управление качеством: учебник для вузов / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 212 с.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч.I,II. - М., 2000.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов / В.П. Грузинов. – М.: ММТ и ДО, 2006. – 397 с.

4. Дейли Д.Л. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества / Джон Л. Дейли. – М.: Вильямс, 2004. – 303 с.

5. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3 изд. – М.: ИНФРА – М., 2002.

6. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандера. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.