Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная среда бизнеса 1 страница




Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью, обусловленной уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Менеджеры организаций, участвующих в международном бизнесе, должны учитывать особенности экономики, культуры, политико-правовых отношений, уровень технологического развития и влияние государства в других странах.

Международный бизнес - комплексное понятие, которое сложно раскрыть с помощью только короткого определения. Общепринятая формулировка, на наш взгляд, не отражает сложности и широты этого понятия:

Международный бизнес включает в себя любые виды деловых операций, "пересекающих государственные границы".

В международный бизнес вовлечены индивиды, фирмы, организации, государства. Этот бизнес включает в себя все элементы деловой активности внутри страны, с которыми сталкивается менеджер, - социальные, правовые, культурные и экономические факторы. Однако в национальной экономике многие из этих факторов относительно стабильны (единый язык, относительно гомогенная культура и соответствующая инфраструктура). В то же время в международном бизнесе существует много факторов, которые сильно различаются между странами. Все подобные различия можно объединить в четыре группы:

  • Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Культура в значительной мере определяет поведение людей, в том числе - на работе, их отношение к событиям и явлениям окружающей действительности и, в частности, к бизнесу.
  • Экономика. Фирмы, работающие в международной среде должны анализировать экономические условия и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут бизнес. Кроме того, важно отслеживать общемировые экономические тенденции, т.к. и они способны в существенной мере сказаться на делах компании.
  • Регулирующие положения - законы, государственное и общественное регулирование. Организации, занимающиеся бизнесом на международных рынках, вынуждены считаться со множеством локальных нормативов, относящимся к вопросам налогообложения, ценообразования, экспортно-импортных операций, отчетности перед государственными органами, рекламы и продвижения товара и т.д.
  • Политическая обстановка. Международный рынок находится под влиянием внутренней и внешней политики государств-участников. Политическая и социальная напряженность в отношениях могут осложнять процессы закупки, производства, доставки, дистрибуции, продвижения и сбыта, или вообще делать их невозможными. Нередко экономические санкции применяются в качестве политических рычагов давления на те или иные государства. Стабильность политической ситуации отчасти гарантирует экономическую и финансовую стабильность.

Таким образом, принятие решений о международных операциях представляет собой каждый раз уникальный международный управленческий процесс, учитывающий состояние внешней среды международного бизнеса. Иная среда, с которой приходится сталкиваться фирме, ведущей международные операции, может потребовать адаптации и даже изменения методов ведения бизнеса в сравнении с методами, используемыми внутри страны.

Международные деловые операции отличаются исключительным разнообразием. Различия между операциями связаны, в первую очередь, с тем, что именно пересекает государственную границу (товар, услуга, информация, фактор производства). Не менее важно, как именно осуществляются управленческие воздействия на деловые операции за рубежом (пассивное воздействие, через независимых партнеров, посредством владения зарубежными предприятиями).

Эффективное управление разнообразными международными деловыми операциями очевидно требует использования некоторой их классификации. Разные авторы предлагают огромное множество классификаций международных деловых операций (в прежней отечественной терминологии - форм внешнеэкономической деятельности). По мнению А.Г. Медведева, первым уровнем классификации могут служить следующие три класса операций:

  • международные коммерческие операции;
  • операции международного научно-производственного сотрудничества;
  • операции в рамках международной институциональной интеграции.

Международный менеджер, вовлеченный в процесс принятия решения об осуществлении тех или иных деловых операций, использует часто различные приемы при подготовке решения и осуществлении этих операций. В частности, могут различаться:

  • способы ведения контрактной работы (конъюнктурные исследования, характер ведения переговоров с зарубежными партнерами и др.);
  • способы экономической оценки целесообразности осуществления операций (методические приемы проведения финансовых обоснований, оформления кредитных заявок и т. д.);
  • характер формируемых организационных структур, уровень бюрократизма, степень централизации (или децентрализации) управления и ответственности локальных менеджеров.

Барлетт и Гошал различают четыре стратегии проникновения компании на международные рынки:

  • Международная стратегия. Компания предлагает покупателям во всех странах стандартный продукт; местные подразделения лишь слегка приспосабливают его к локальным условиям. Для таких компаний характерны сравнительно невысокие организационные структуры, высокая степень централизации и глобальная продуктовая горизонтальная дифференциация.
  • Многонациональная (мульти-локальная) стратегия. Компания адаптирует свои продукты к требованиям покупателей в каждой стране, где она конкурирует. Структуры таких компаний относительно плоские, для них характерна высокая степень централизации и глобальная географическая горизонтальная дифференциация.
  • Глобальная стратегия. Компания снижает издержки производства продукта, предназначенного покупателям в разных странах. Компании, придерживающиеся глобальной стратегии, как правило, сильно централизованы и имеют высокие оргструктуры; горизонтальная дифференциация - глобальная продуктовая.
  • Транснациональная стратегия. Обеспечивает одновременно преимущества многонациональной и глобальной стратегии. Это обычно матричные или смешанные высокие структуры, которые могут быть в равной мере централизованы, либо децентрализованы.

Среди наиболее распространенных путей проникновения компаний на международные рынки можно выделить следующие:

  • Экспорт. Самый простой путь проникновения на международные рынки - экспорт продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в своей стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок; иностранными покупателями.
  • Лицензирование. Предприятие может продать лицензию на производство своей продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах. Согласно этой схеме, американская компания предоставляет иностранной компании или государству право использовать патенты или технологию, производственные секреты, а также оказывает технологическую и административную поддержку. Иностранная компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты компании в форме лицензионных платежей или платы за услуги.
  • Совместные предприятия. Организация совместного предприятия заключается в том, что две или большее число частных компаний или государств, вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.
  • Прямые капиталовложения. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.

Многонациональные корпорации владеют и управляют предприятиями в других странах. Многие из них заняты в обрабатывающем секторе, сосредоточивая внимание на выпуске лекарств, производстве химикатов, электроники, переработке сельхозсырья и нефти, производстве синтетических волокон и электрооборудования. Международный бизнес в лице многонациональных корпораций на базе американских фирм открывает последним дополнительные рынки для их товаров и услуг и позволяет извлекать выгоды из благоприятного налогообложения и условий использования труда и капитала. Неамериканские многонациональные корпорации, в первую очередь основанные в Западной Европе и Японии, в 70-е годы бросили вызов американскому могуществу. В силу растущей по этой причине международной конкуренции, руководители американских компаний вынуждены приспосабливать свои товары и услуги, а также практику ведения дел к уникальной среде, в которой функционируют всевозможные международные предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

Бизнес Рациональный подход Рынок сбыта
Доход Подход "LFD" Матрица Ансоффа
Выручка Подход "AIDA" Рынок бизнесов
Сделка Жизненный цикл работы с клиентом Капитализация
Расход Цена WACC
Затраты Ценность Денежный поток
Издержки 4 уровня ценности продукта Конкуренция
Прибыль Регулирующие органы 5 сил М. Портера
Убыток Рынок Детерминанты сил конкуренции
Виды бизнеса Рынок сырья и материалов Глобальная среда бизнеса
Производство Финансовый рынок Группы сил глобальной среды
Торговля Фондовый рынок ПЭСТ-анализ
Услуга Ценные бумаги Местные сообщества
Товар Финансовый институт Международный бизнес
Продукт Временная стоимость денег Факторы международного бизнеса
Среда бизнеса Дисконт Стратегии проникновения на международные рынки
Внешняя среда Рынок труда Пути проникновенния на международные рынки
Свойства внешней среды Рекрутмент Границы бизнеса
Локальная среда Хэдхантинг Клиенты
Глобальная среда Фрилансер Покупательское поведение
Международная среда Аутстаффинг  

ВОПРОСЫ:

  1. Что такое бизнес? (основные категории, границы, виды).
  2. Охарактеризуйте внешнюю чреду бизнеса.
  3. Опишите основные компоненты локальной среды бизнеса.
  4. Охарактеризуйте интересы и мотивы клиентов.
  5. Расскажите о регулировании деятельности компании во внешней среде.
  6. Что такое рынок? (понятие, виды, игроки, значимые характеристики).
  7. Покажите на примере влияние на компанию факторов глобальной среды.
  8. Объясните на примере значимость местных сообществ для деятельности компании.
  9. Определите основные категории международного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М., 1998.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. - СПб., 2000.

4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000.

5. Дятлов А.Н. Современный менеджмент. М.: ВШЭ, 1996.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с.

7. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

8. Овсянко Д.В., Чернов Г.В., Воронцовский А.В. Интересы-цели-показатели: взаимосвязи и согласование. - СПб., 1992.

9. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М., 1992. - 432 с.

10. Портер М. Международная конкуренция / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 440 с.

11. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001.

12. Силбигер С. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с.

13. Barlett C.A., Goshal S. Managing Across Borders: The Transitional Solution. - Boston: Harvard Business School Press, 1991.

14. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories. - Journal of International Business Studies, 14 (Fall), 1983.

15. Vertnon R., Wells L. T., Jr. The Manager in the International Economy, 6th ed. - Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.


Лекция 5. Цели бизнеса
А.Н.Дятлов, М.В.Плотников

В этой теме вы узнаете:

  • О целях организации, их источниках и типах;
  • О миссии организации;
  • О стратегическом плане организации.

Цели организации есть конкретные конечные состояния или желательный результат, достижение которого представляется ценным и побуждает группу людей к совместной работе.

Марвин Вайсборд считает, что цель организации возникает в результате психологических переговоров между "что мы хотим делать" (наши ценностные ориентации, убеждения, удовлетворение, компетенция) и "что мы должны делать" (требования окружающей среды, жизненно важные потребности и т.д.). Эти переговоры происходит всегда, сознают это люди и обсуждают, или нет. Таким образом люди устанавливают приоритеты. Эти приоритеты определяют текущую деятельность организации. Если вышеуказанные переговоры велись бессознательно, то приоритеты могут быть выведены на основе того, на что люди тратят время, энергию и/или деньги, независимо от того, что они называют важным. Такого рода подход скорее всего является хорошим приближением того, "что мы хотим делать", временно замененным тем, "что мы вынуждены делать".

Люди испытывают разные чувства (в основном, беспокойство) по отношению к работе, к которой они не могут подойти рационально, если неясными остаются цели организации. Поэтому два критических фактора, для этой ячейки - это ясность целей и согласие относительно целей. Чем полнее реализованы эти факторы, тем меньше беспокойство.

Формулировка целей - это один из способов, с помощью которых организация борется с неопределенностью. Адекватное утверждение о целях всегда должно открывать возможность очертить границы, вне которых деятельность организации уместна или неуместна в данный момент и в данном месте. Правильно сформулированные цели позволяют выявить уникальные черты организации - то, что в формальном смысле отличает ее от всех других, включая ее конкурентов в данной области.

Питер Друкер (2000) полагает, что плохо определенные или чересчур широкие цели создают напряженные взаимоотношения с производителями и потребителями аналогичным образом. Они препятствуют фокусировке деятельности или концентрации, без которой организацию нельзя заставить работать. Организации хорошо работают, когда они (1) лучше, чем кто бы то ни было, выполняют определенные функции, в которых (2) заинтересовано достаточное число потребителей.

Постановка цели - "что мы делаем?" - всегда сопряжена с выяснением ограничений - "чего мы не делаем?" - от чего следует сознательно отказаться, чтобы сосредоточить свои усилия на главном. Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении:

  • сопоставление существующего состояния с желаемым;
  • руководящие требования к действиям;
  • критерии принятия решений;
  • инструменты контроля.

Важность правильного выбора целей подчеркивает (2003) Игорь Альтшулер: "Начинающая компания никогда не добьется серьезного успеха, если не поставит перед собой сверхзадачу. Очень важно вынести цель как можно дальше за пределы фирмы, тогда персонал фирмы как бы борется против внешнего врага. Как только пропадает внешний враг, все начинают думать только о том, кому больше платят или у кого больше власти. Чем дальше вынесена цель для сотрудников, тем больше шансов у них превратиться в единую команду. Фирмы часто взрываются изнутри, потому что цель не вынесена за ее пределы, - побеждают местнические интересы".

Какими должны быть эффективные цели? В мировой практике менеджмента принята концепция SMART -целей ("умных", аббревиатура от Specific, Measurable, Achievable, Related, Time-bound):

  • Specific - быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования;
  • Measurable - выражать количественно все, что можно и даже в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута;
  • Achievable - и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима;
  • Related - соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя;
  • Time-bound - определена на шкале времени по срокам ее достижения.

Кроме того, если организация хочет работать "умнее" (SMARTER), то её цели должны отвечать еще двум параметрам, они должны быть:

  • Evaluated - взвешенно оценены руководством в контексте процесса деятельности и достигнутых результатов; и
  • Reviewed - цели должны периодически пересматриваться и корректироваться в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде организации. Например, это может быть связано с тем, что: меняется мода; создаются новые технологии; привычная практика устаревает; умирают старые рынки; возникают новые рынки; у людей меняются взгляды, вследствие чего они начинают по-другому думать о том, что делают и т.д.

Цели предприятия, как правило, весьма конкретны. Они должны быть:

  • ясными, четкими и без возможности двойного толкования;
  • сформулированы в терминах будущих состояний предприятия;
  • соответствовать стратегии, политике, плану и процедурам предприятия;
  • соответствовать компетентности персонала или полагать также и рост компетентности работников предприятия;
  • содержательными и с элементом вызова, приглашающими к серьезной работе.

В процессе целеполагания - выбора и формулирования целей важно учитывать следующие аспекты:

  • Характеристики и качество целей (сложность, достижимость, допустимые потери, срок достижения, актуальность, экологичность и т.д.).
  • Ограничения - лидера, сотрудников, клиентов, конкурентов, общества. Проекции целей.
  • Системность и этапность целей.
  • Миграция целей. Ложные цели. Запасные цели. Подцели. Сложные (составные) цели. Примерка целей. Инкрустация целей.
  • Функционально-технические и
  • эмоционально-психологические свойства цели.

Коротко основные принципы целеполагания могут быть сформулированы следующим образом:

  • Структурирование целей на основе ряда критериев (например, цели можно структурировать как минимум по трем критериям: по уровню обобщения или приоритетов (корпоративный, средний и оперативный уровень); по направлениям деятельности (финансовые, маркетинговые, разработка нового продукта, информационная оснащенность и т.д.); по направленности усилий предприятия (развитие, стабилизация). Такая многоплановость целей объясняется тем, что любое предприятие, как и любая экономическая система, в принципе является многоцелевым);
  • Логическая стройность и непротиворечивость системы целей;
  • Взаимодополняемость и взаимоподдержка целей различных уровней и различных направлений деятельности.

Цель организации выступает как единство мотивов, средств и результатов. Это значит:

  • цель есть опредмеченный мотив (потребность)
  • цель образуется при встрече мотивов со средствами (ресурсами, возможностями, условиями)
  • понятие "цель" не тождественна понятию "результат". Достигнутая цель способна быть лишь частью результата.

Конкретно цели предприятия могут быть сформулированы в следующих категориях:

  • увеличение доли рынка на... %;
  • повышение объемов продаж на... %;
  • увеличение темпов роста чистого дохода;
  • увеличение доли собственного капитала до... %.
  • выход на новые рынки сбыта;
  • повышение качества производимой продукции;
  • сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов до... дней и т.д.

Г. Гольдштейн отмечал наличие связей между целями. Он выделял два типа связей:

  • вертикальные (3 уровня: нижний, промежуточный и верхний или конечный);
  • горизонтальные (5 типов соотнесенности: идентичные, комплементарные или взаимодополняющие, конкурирующие, антагонистичные и индифферентные).

Конкурентные и антагонистичные цели, как правило, вступают в конфликт, разрешение которого может быть сведено к четырем стратегиям:

  • доминирование - полная реализация одних целей, за счет частичного или полного невыполнения других;
  • переоценка значимости - выделение и реализация максимально значимых аспектов целей;
  • разведение по сферам - обеспечение реализации целей в частных конкретных сферах;
  • слияние - переформулирование проблемы, постановка цели с принципиально новой позиции, устраняющей имевшие место противоречия.

Важно отметить, что организация - это комплекс отношений, где действуют разные индивидуальные и коллективные субъекты, и у каждого из них есть свои цели, причем полностью они совпасть не могут. Более того между ними постоянно возникают противоречия. Организация есть объединение противоречий между целями, интересами, действиями ее участников. Можно выделить четыре источника целей в организации: (Пригожин А., 2003)

  • Собственник (или собственники).
  • Бизнес (как деятельность в социальном контексте).
  • Менеджеры.
  • Персонал.

Соответственно, можно выделить десять групп возможного рассогласования целей в деловой организации:

  1. Цели собственников - Цели собственников
    • Разные стратегии.
    • Разногласия по поводу ориентаций на статус или на прибыль.
    • Различие в приоритетах: текущая или стратегическая доходность.
    • Разногласия при распределении прибыли на разные цели.
    • Разные группы собственников.
  2. Цели собственников - Цели бизнеса
    • Разногласия по поводу распределения прибыли на новое оборудование или на дивиденды акционерам.
    • Различие в приоритетах: капитализация или развитие бизнеса.
    • Собственники надрывают бизнес, экономя на нем.
    • Собственники не знают бизнеса, предъявляют нереалистичные требования к бизнесу.
    • Собственник заинтересован в каком-то клиенте, который для бизнеса убыточен.
    • Собственник закрывает бизнес.
  3. Цели собственников - Цели руководителей
    • Затраты на управленческие технологии не понятны собственникам.
    • Разные пути развития бизнеса.
    • Центр прибыли - мой, центр затрат - твой.
    • Собственники засылают своих людей в руководство.
  4. Цели собственников - Цели персонала
    • Тратить прибыль на дивиденды или на зарплату.
    • Собственники хотят отличных работников с малой зарплатой.
    • Условия труда и экономия.
    • Персонал - стабильность, собственник - изменения, реорганизация
  5. Цели бизнеса - Цели бизнеса
    • Продажи с отсрочкой платежа некоторым клиентам и прибыльность.
    • Конфликт между направлениями бизнесов (из-за ресурсов, клиентов).
    • Оптовая торговля конкурирует с собственной розницей.
    • Либо рост, либо развитие клиентской базы.
  6. Цели бизнеса - Цели руководителей
    • Бизнесу нужна динамика, а руководитель ориентирован на стабильность.
    • Бизнес нуждается в реорганизации, но для руководителей - это дополнительное напряжение.
    • Закрытие некоторых производств ради рентабельности бизнеса в целом.
    • Руководители отвлекают ресурсы от бизнеса на собственные нужды (увеличение управленческого персонала, представительские расходы, новую оргтехнику).
    • Ориентация на карьеру и возможности бизнеса.
  7. Цели бизнеса - Цели персонала

Бизнес требует квалификации, технологической дисциплины, некоторые работники сопротивляются.

    • Бессубъектность персонала как тормоз развития бизнеса.
    • Несовместимость личности и функции.
    • Бизнес требует средств на развитие, а персонал - на социальные программы.
    • Рентабельность бизнеса предусматривает увольнения.
  1. Цели руководителей - Цели руководителей
    • Борьба руководителей разных служб за ресурсы статусы, полномочия.
    • Внутрифирменная конкуренция за клиентов.
  2. Цели руководителей - Цели персонала
    • Руководители стремятся обеспечить собственникам доходность, подчиненные требуют роста зарплаты.
    • Спонтанное управление и требование порядка.
    • Руководители требуют полной отдачи, персонал работает по минимуму.
  3. Цели персонала - Цели персонала
    • Частные группы интересов за счет других.
    • Противоречие интересов между: зарабатывающими и обеспечивающими подразделениями, закупающими и торгующими, инноваторами и консерваторами.

Корпоративное планирование предполагает различные уровни масштабирования. Тем не менее, даже на маленьких предприятиях редко формулируется только одна цель.

Современная концепция управления деловыми организации предполагает, что в конечном итоге, усилия менеджмента должны быть направлены на достижение главнейшей экономической цели - повышения стоимости бизнеса, которая складывается из двух составляющих - прибыльности операций и уровня использования капитала. Таким образом, руководство должно в первую очередь стремиться повышать доходы, снижать затраты, сокращать период оборачиваемости денежных средств, распродавать непрофильные активы и выводить вспомогательные функции на аутсорсинг.

Рис. 5.1. Схема повышения стоимости бизнеса

Вероятно, правильнее было бы сказать, что стремление к стоимости бизнеса - цель скорее собственника, чем самого бизнеса. Собственник (учредитель, инвестор) создает бизнес, приглашает руководителей или руководит сам, руководитель нанимает персонал. Все они являются источником организационных целей. Однако и собственник, и руководители, и персонал могут осуществить свои цели только через бизнес. А цель бизнеса телеономична, ибо бизнес существует только в расчете на клиента. Если у бизнеса нет покупателя его продукта, то бизнес исчезает. Отсюда следует, что основная цель бизнеса - создание, расширение и развитие клиентской базы. (Пригожин А., 2003).

В целом, можно выделить три типа целей бизнеса:

  • телеономические - уровень выживания;
  • направленные - уровень стабильного функционирования в заданных условиях);
  • устремленные - уровень проактивных действий.

Соответственно, каждый тип можно рассматривать в ряду значимых внутренних аспектов организации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.