КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод статистических игр 1 страница
Известно, что спрос на товары формируется под воздействием различных факторов, в том числе моды, вкусов, предпочтений покупателей, природно-климатических факторов. Эти факторы обусловливают сезонный спрос на товары, так как на спрос сильное влияние оказывает изменение указанных факторов. Влияние перечисленных выше факторов на изменение спроса особенно сказывается на товарах легкой промышленности (обувь, одежда, текстиль, галантерея и т.д.). Не проданные вовремя товары могут и в будущем не найти своих покупателей, что приведет к потерям, росту торговых издержек. В связи с этим торговые предприятия в конце сезона организуют расширенную распродажу сезонных товаров по сниженным ценам. Понятно, что решение о размере снижения цен при сезонной распродаже не может приниматься необдуманно. Прежде всего должна учитываться предполагаемая реакция покупателей на снижение цен сезонных товаров, которая, как известно, измеряется эластичностью спроса от цены. На практике эластичность спроса от цены изучается применительно к основным потребительским товарам и товарным группам (например, мужская одежда). Эластичность спроса от цены на отдельные конкретные изделия (например, швейные, текстильные), продажа которых носит сезонный характер, неизвестна. В этой связи можно полагать, что сезонное снижение цен имеет характер игры торгового предприятия с природой. Принятие решения о размере снижения цен может рассматриваться как поиск оптимальных цен в условиях неопределенности, что предполагает возможность использования теории статистических игр. Сущность и общая структура статистических игр. Статистическая теория игр является составной частью общей теории игр, представляющей собой раздел современной прикладной математики, содержанием которой являются методы обоснования оптимальных решений в конфликтных ситуациях.
Терминология, которой пользуются в теории игр, ведет свое происхождение от спортивных и азартных игр. Эти игры носят характер соревнования, которое проводится по определенным правилам и заканчивается выигрышем того или другого игрока. В соответствии с этим и в теории игр стороны, участвующие в игре, условно именуются игроками, а оценка исхода игры — выигрышем (или проигрышем, платежом). При этом игроками могут быть как отдельные личности, так и целые коллективы людей, имеющих общие цели. В игре могут сталкиваться интересы двух и более противников. В первом случае игра называется парной, во втором — множественной. Наиболее простой и теоретически разработанной является игра двух лиц с нулевой суммой. В этой игре сумма выигрышей всех оперирующих сторон равна нулю. Здесь один игрок выигрывает ровно столько, сколько проигрывает второй. Объектом нашего изучения является парная статистическая игра, базирующаяся на теории матричных игр двух лиц с нулевой суммой. В теории статистических игр различают такие понятия, как исходная стратегическая игра и собственно статистическая игра. В этой теории 1-го игрока называют природой, под которой понимают совокупность обстоятельств, в условиях которых приходится принимать решения 2-му игроку, называемому статистиком. В стратегической игре как 1-й, так и 2-й игроки действуют активно, оба заинтересованы выиграть, оба стремятся выбирать выгодные им стратегии. Для стратегической игры характерна полная неопределенность в выборе стратегий каждым игроком, т.е. каждый игрок ничего не знает о стратегии другого. В стратегической игре оба игрока действуют на основе детерминированной информации, определенной матрицей потерь.
В собственно статистической игре природа не является активно действующим игроком в том смысле, что она не выбирает для себя всегда оптимальные стратегии, так как не заинтересована выиграть игру и не оказывает противодействия достижению цели 2-м игроком. Статистик (2-й игрок) в статистической игре стремится выиграть игру у воображаемого противника — природы. Если в стратегической игре игроки действуют в условиях полной неопределенности, то для статистической игры характерна частичная неопределенность. Дело в том, что природа развивается и "действует" в соответствии со своими объективно существующими законами. У статистика есть возможность постепенно изучать эти законы (на основе статистического эксперимента), выявлять механизм, который с учетом устанавливаемых вероятностей реализует разные состояния (стратегии) природы. Таким образом, безразличие природы к игре и возможность получения статистиком в ходе соответствующего статистического эксперимента дополнительной статистической информации о состоянии природы отличают игру статистика с природой от обычной стратегической игры, в которой принимают участие два заинтересованных антагонистических противника. Введем обозначения: Q - множество состояний (стратегий) природы, £1 - (9i,9К); 9j — отдельное состояние (стратегия) природы (j «1, 2, к); А - множество решений (стратегий) статистика, А - (а4,ае); ai - отдельное решение статистика (i - 1,...Д); L(0lfa.) _ функция потерь (платежа) статистика или платежная матрица с "к" строками и "1" столбцами. Функция потерь определяется как произведение множеств состояний природы и решений статистика. Исходная стратегическая игра обычно имеет три параметра (Q, A, L), так как ее основу составляет детерминированная информация, определяемая функцией потерь. Если статистик не имеет возможности провести эксперимент с целью получения дополнительной статистической информации о состоянии природы, то при принятии решения он будет ограничиваться исходной стратегической игрой. Если же статистик может провести статистический эксперимент и получить на его основе дополнительную статистическую информацию о состоянии природы, то функция потерь L(8i, ai) в исходной стратегической игре уже не будет удовлетворять статистика как основа принятия решения. Имея дополнительную информацию о состоянии природы, статистик при принятии решения будет руководствоваться какой-то функцией решения, и в результате исходная стратегическая игра (£2, A, L) превращается в собственно статистическую игру (£2, Д, R). Дополнительная информация в собственно статистической игре выступает в виде вектора оценок X = (xi, хг,..., хк) состояний природы (9i,...,-9к). Заметим, что дополнительную статистическую информацию о состоянии природы статистик может получить не только на основе собственного эксперимента (например, анкетного опроса), но и на основе собственного опыта и интуитивного представления о том, какие из состояний природы являются более правдоподобными, а какие — менее.
Статистик, получив дополнительную информацию о состоянии природы в виде вектора оценок X = (xi,... хк) состояний природы (9ь... 9К), как отмечено выше, будет теперь при принятии решения а е А руководствоваться какой-то функцией решения d(x). Функция d(x), отображающая множество выборок экспериментов X в множестве решений статистика А = (ai, аг,.... ai), называется нерандомизированной функцией решения статистика. Эта функция показывает статистику, какое решение а е А он должен выбрать, когда наблюдается результат эксперимента х. Существует много функций решения d(x), которыми мог бы воспользоваться статистик. Множество всех нерандомизированных функций решения d(x), которое представляет собой множество всех стратегий статистика, обозначается через Д. Статистик ищет оптимальную функцию решения d е Д, которая будет его стратегией. Для сравнения различных функций решения и выбора из них наилучшей статистик должен знать их характеристики и критерии выбора. Числовой характеристикой функции решения d(x) является функция риска R(0, d), представляющая собой математическое ожидание функции потерь при некотором состоянии природы 9 и заданной функции условного распределения случайной переменной ХР (х/0), так как а = d(x). Для фиксированного состояния природы 9 и выбранной функции решения d € Д риск R(6, d) играет роль платежа в игре статистика с природой.
Этот платеж будет средней потерей статистика, если многократно используется функция решения d е Д, а природа принимает состояние 9 е П. Функция риска определяется как произведение Q х Д (множества состояний природы и множества функций решения). Для каждой нерандомизированной функции решения dmе Д риск для каждого состояния природы 8j (j- 1, 2,..., к) определяется по формуле: где P (xi|8j} — условная вероятность оценки Xi при состоянии природы 0j (i =1,2,..., t; j — 1, 2,..., к). Далее в матрице функции риска R(9,d) ведется поиск минимальной стратегии, для чего в каждом столбце матрицы отыскивается наибольший элемент, а затем среди них выбирается минимальный. Столбец с этим минимальным элементом указывает искомое решение статистика в зависимости от результата эксперимента. Пример. Торговое предприятие имеет 500 нераспроданных женских летних платьев, средняя цена которых равна 200 руб., а затраты на их приобретение у производителя сооставили 120 руб. Предприятие знает, что мода на такой товар быстро меняется, и в будущем можно не найти на него покупателей. Если платья вовремя не продать, то увеличатся торговые запасы и издержки. Предприятие решает снизить цены, чтобы вызвать дополнительный спрос на платья. Однако решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров должно быть обдуманным, чтобы потери торгового предприятия были минимальными. Предприятие решает рассмотреть четыре варианта снижения цены — на 20,30,40,50%. При этом оно должно учитывать предполагаемую реакцию покупателей на сезонное снижение цен, которая измеряется эластичностью спроса от цены, показывающей, на сколько процентов в среднем возрастает спрос на товар, если цена его снижена на 1%. Эластичность спроса от цены определяется по формуле: где Э — эластичность спроса от цены; К — спрос на товар при заданной цене (Ц) на него; АЦ — абсолютное изменение цены; АК — прирост спроса на товар при снижении цены на него на величину АЦ. Итак, требуется определить оптимальный размер снижения цены на платья, при котором потери торгового предприятия будут минимальными. В рассматриваемой задаче в качестве 2-го игрока (статистика) выступает торговое предприятие. В качестве 1-го игрока (природы) - реакция покупателей на изменение цены на рассматриваемые платья, т.е. эластичность спроса от цены, о которой торговое предприятие в данный момент знает лишь то, что этот спрос на платья может быть как малоэластичным, так и высокоэластичным. Каким в Действительности является этот спрос, предприятие не знает, однако может выявить его либо на основе результатов экспресс-опроса, либо в информации, полученной на основе ранее проведенных наблюдений и расчетов. В качестве показателей, характеризующих стратегию природы, выступает распределение вероятностей, с которыми природа применяет отдельные свои стратегии (малую и высокую эластичность спроса). Следовательно, сезонное снижение цен имеет характер игры торгового предприятия с природой и может определяться на основе теории статистических игр. Составим структуру статистической игры, соответствующую проблеме сезонного снижения цен. Введем обозначения: Q — множество возможных состояний природы, включающее два Q = {Qit Э2) элемента, где 6i соответствует малоэластичному спросу на данную группу одежды при изменении цены, а 02 означает, что эластичность спроса от цены высокая; А — множество возможных решений торгового предприятия, включающее четыре элемента: А = {ai, а2, а3, а4}, где at - решение снизить цену на данный товар в среднем на 20%; а2 — на 30%; аз — на 40%; а4 — на 50%; L(9, а) — функция потерь торгового предприятия, которая имеет конечное число 2x4 значений. Каждый элемент этой функции потерь определяется на основе следующих данных: 1) количество не распроданных платьев — 500 шт.; 2) закупочная цена товара — 120 руб.; 3) продажная цена товара — 200 руб.; 4) решение торгового предприятия о снижении продажной цены на 20,30,40, 50%; 5) коэффициенты эластичности при малой эластичности спроса от цены на аналогичные товары принимаем в размере 1; 1; 1,1; 1 и при высокой эластичности спроса от цены в размере 1,5; 2,33; 2; 1,8; 6) предполагаемый объем продажи платьев (шт.) в результате снижения цен (его надо определить). Предполагаемый объем продажи платьев в результате снижения цены определяется по формуле эластичности спроса от цены, которая имеет вид: Откуда:
Поскольку ~ = а, т.е. проценту снижения цены, то предполагаемый объем продаж, в зависимости от коэффициента эластичности может быть вычислен по формуле: (Заметим, что если правая часть этого равенства станет больше К, то принимаем При состоянии природы 0] и 62 значения функции потерь для решений ai, аг. а3, а4 вычисляются как разность между закупочной стоимостью нераспроданных 500 платьев и выручкой от предполагаемого объема продаж после снижения цен. Представим соответствующие расчеты в табл. 5.28 и 5.29 применительно к состоянию природы 8] и 92. Так, новая цена при снижении средней цены на 20% будет равна: Предполагаемый объем продаж в результате снижения цен (гр. 4 табл. 5.28) исчисляется по формуле: Так, снижение цены соответственно на 20,30,40,50% вызовет приблизительно следующий дополнительный спрос на платья:
Предполагаемый объем продаж в результате снижения цен (гр. 4 табл. 5.29) составит: Значения функции потерь.Цб, а) запишем в матрицу (табл. 5.30) Анализируя значения функции потерь как элементы матрицы исходной стратегической игры (Q, A, L), можно заметить, что решения ajи ац доминируют-ся решением аз, т.е. потери при стратегии аз явно меньше, чем при стратегиях ai и а4. Учитывая ранее изложенные принципы стратегических игр, эти доминирующие стратегии 2-го игрока можно не принимать во внимание и вычеркнуть первый и четвертый столбцы матрицы. Вычеркнув доминирующие решения, соответствующие сезонному снижению цен на 20% и 50%, получим новую матрицу значений функций потерь (табл. 5.31). Перед принятием одного из возможных решений (а2 или а3) торговое предприятие проводит анкетный опрос покупателей. Цель опроса - понаблюдать как потенциальные покупатели будут реагировать на предлагаемое снижение цен, т.е. выяснить, каков реальный спрос на эти платья: малоэластичный (х4) или высокоэластичный (х2). Это и есть дополнительная статистическая информация (оценки) о состоянии природы. В результате исходная стратегическая игра (Q, A, L) с представленной выше функцией потерь преобразуется в собственно статистическую игру (& При проведении анкетного опроса покупатели должны ответить, к примеру, на вопрос: "При каком размере снижения цены (30, 40%) Вы не купили бы платье? Не устраивающее Вас значение подчеркните". Результаты опроса будут иметь вид двумерного множества X = {xi, х2}, где xt— низкая оценка, а х2 — высокая оценка эластичности спроса от цены. Например, представим, что результаты опроса показали, что на снижение цены на 30% согласны 10% опрошенных, на снижение цены на 40% — также 10%. Остальные 80% опрошенных не подчеркнули ни одно число, т.е. практически отказались от покупки. Вывод: спрос на платья в результате предполагаемого снижения цен оказался малоэластичным. Торговое предприятие при принятии решения о сезонном снижении цен должно учитывать полученную в результате опроса информацию о спросе. Учитывая возможность ошибок при проведении единовременного анкетного опроса случайно отобранных покупателей, примем следующие условные распределения результатов и х2 в зависимости от действительного состояния природы 8i и 02, т.е. от мало- или высокоэластичного спроса: Приведенные условные распределения результатов xi и х2 в зависимости от действительного состояния природы 0л и 02 являются априорными величинами, полученными на основе многих ранее проведенных наблюдений. С учетом двух возможных экспериментальных значений оценок xi и х2, которым соответствует одно из двух допустимых решений торгового предприятия — а2 или а3, множество нерандомизированных функций будет состоять из четырех элементов, т.е. число элементов множества Д = {di, d2, d3, d4}. Нерандомизированные функции для значений оценок xi и х2 приведены в табл. 5.32. Для 9i и di получим R (9j, di>- 39 ж 0,7 + 39 x 0,3 - 39. Функция решения di как результату эксперимента xi, так и результату х2 приписывает решение аз, которое при действительном состоянии природы Gi обусловливает потерю 39 тыс. руб., причем соответствующие этому состоянию природы условные вероятности результатов xi и хг составляют 0,7 и 0,3. Вычислим остальные значения функции риска: Значения функции риска R (9, d) запишем в матрицу (табл. 5.33).
Для этой матричной игры находим оптимальное решение. Оптимальным будет такое решение о размере сезонного снижения цен на летние платья, которое максимально защищает торговое предприятие от высоких потерь. Наиболее осторожной функцией решения будет минимаксная стратегия статистика. Выбираем для каждого столбца матрицы значений функции риска максимальный элемент, а затем среди них — минимальный элемент и тем самым определяем столбец di с этим минимальным элементом. В решаемой задаче среди максимальных элементов минимальным является число 33,6. Этому числу соответствует нерандомизированная минимаксная функция решения сЦ. Поскольку эта функция определялась при условии, что di(xi) = аз и d4 (x2) ш аз, то в данном случае оптимальной, т.е. наиболее осторожной, стратегией торгового предприятия, намечающего сезонное снижение цен на летние женские платья, будет стратегия снижения цен на 40%. Это относится к случаю, когда по результатам анкетирования спрос оценивался как малоэластичный, так и к случаю, когда оценка указывала на высокоэластичный спрос.
Глава 8 МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8.1. Принятие решений предприятием с учетом предстоящих изменений затрат, цен и безубыточности производства Методы калькулирования переменных затрат и маржинальный подход1 наиболее часто используются в процессе принятия краткосрочных решений, например, заменить или оставить старое оборудование, принять или отклонить специальный заказ, производить или покупать комплектующие изделия, а также для определения структуры выпускаемой продукции в условиях ограниченных ресурсов (см. п. 7.1). Рассмотрим еще ряд решений, которые приходится принимать предприятию с учетом затрат, цен, получаемой прибыли.
Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора При формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей часто приходится выбирать определенные виды продукции, которые приносят наибольшую прибыль. Предположим, предприятие выпускает два вида продукции — А и В (табл. 8.1). Таблица 8.1
Из табл. 8.1 видно, что продукт В приносит большую маржинальную прибыль, следовательно, именно его надо запускать в производство. Однако, если известно, что производственная мощность ограничена 1000 машино-часов и что за 1 час можно произвести 4 единицы товара А и 1 единицу товара В, анализ необходимо продолжить с учетом лимитирующих обстоятельств (табл. 8.2). В данном случае это время работы оборудования (машино-часы).
Таблица 8.2
Данные табл. 8.2 указывают на то, что следует выбрать продукт А, так как при его производстве достигается большая маржинальная прибыль на единицу лимитирующего фактора. Во многих случаях на практике действует не один, а несколько лимитирующих факторов. Тогда задача максимизации прибыли или минимизации затрат решается при помощи линейного программирования. Решение: купить или производить самим. Очень часто перед руководством предприятия стоит задача: производить комплектующие изделия или покупать. Для ее правильного решения необходим учет многих факторов. Но главное в данной ситуации — определить все элементы затрат и доходов, релевантных1 для такого рода решения. Соответствующий пример был рассмотрен в п. 7.1. В данном случае мы рассмотрим принимаемое решение, введя возможность альтернативного использования высвобождающихся производственных ресурсов. Допустим, что компания выпускает детали «X» для станка. Данные о себестоимости изготовления детали «X» представлены в табл. 8.3. Таблица 8.3
Компания получила предложение покупать деталь «X» за 24 ден. ед. На первый взгляд предприятие должно предпочесть покупку этой детали, так как это дешевле собственного изготовления на 3 ден. ед. за одну деталь. Но для окончательного выбора между покупкой или производством следует проанализировать нею релевантную информацию. Допустим, что из 75 ООО ден. ед. постоянных общепроизводственных расходов 45 ООО ден. ед. — расходы, которых нельзя избежать независимо от того, какое решение будет принято. Это амортизация имеющегося оборудования, налоги на имущество, страховые выплаты, заработная плата управленческого персонала и др. В табл. 8.4 приведена информация по статьям затрат, которые различаются для двух вариантов. Таблица 8.4
Главным в рассматриваемой проблеме является оптимальное использование производственных мощностей. Анализ проводится исходя из предпосылки, что освободившееся оборудование при отказе от производства детали «X» не будет использоваться иным способом. На самом деле оно может применяться для производства других деталей и узлов, другой продукции, может быть сдано в аренду или использовано иным способом. Альтернативное использование высвободившегося оборудования и других производственных ресурсов может принести большую прибыль. Как правило, на практике предприятия сами производят комплектующие, если существующие производственные мощности нельзя использовать лучше. Вернемся к нашему примеру. Допустим, что у нас есть еще два варианта использования освободившегося оборудования. Вместо детали «X» можно изготавливать другую продукцию с маржинальной прибылью 28 ООО ден. ед. или это оборудование можно сдать в аренду за 8000 ден. ед. Все варианты использования оборудования приведены в табл. 8.5. Как видим, покупка детали «X» и использование освободившегося оборудовании для производства другом продукции с данной маржинальной прибылью — наилучший вариант, поскольку в ном случае затраты на «X» деталей минимальны 212 тыс. ден. ед.
Таблица 8.5 (в ден. ед.)
Значит, в ситуации принятия решения «купить или производить» комплектующие для изделий, требующих сборочных операций, выбор оптимального решения основан не только на сравнении данных о себестоимости их изготовления и цене закупки, но и, главным образом, на анализе альтернативного использования высвобождаемого при этом оборудования и других производственных ресурсов.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |