Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка




Лекция 16

 

1. Значение и содержание теоретической подготовки.

2. Формы теоретической подготовки.

 

Интеллектуальные способности – это не только готовность спортсме­на к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требо­вания к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целе­направленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

Будучи тесно связанной с другими компонен­тами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуаль­ных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность раз­нообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и сорев­новательной деятельности. Это могут быть:

♦ знания мировоззренческого, мотивационного и этического харак­тера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

♦ знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и пра­вил поведения;

♦ знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (прин­ципы и закономерности спортивной подготовки, естественнонаучные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

♦ спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тре­нировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требовани­ях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-техни­ческих, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Тренер должен постоянно стре­миться к тому, чтобы сделать своего ученика активным участником совместного творческого процесса. Непре­менным условием этого является достаточная теоретиче­ская подготовка спортсмена.

Знание общих закономерностей спортивной трениров­ки, особенностей психических процессов, четкое (пускай и недостаточно полное) представление о строении и функ­циях организма человека позволят спортсмену не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия. Все это обеспечит более полное использование имеющихся возможностей и успешный поиск скрытых резервов.

Особую категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивает­ся каждодневно. Это, в первую очередь, относится к ре­жиму дня и питания, правилам личной гигиены и само­контролю.

В понятие теоретической подготовки, разумеется, вхо­дит постоянное и тщательное изучение правил соревнова­ний, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и др.).

Основная форма теоретической подготовки спортсме­на – активное, творческое участие в планировании и ор­ганизации тренировочного процесса. Разрабатывая план тренировки, переходя к использованию новых средств и методов, тренер должен стремиться к тому, чтобы спорт­смен осмысливал и анализировал свои действия, а не был бы лишь механическим исполнителем воли тренера.

Большую помощь в теоретической подготовке спорт­смена оказывает специально подобранная литература по основным вопросам тренировки при обязательном соблю­дении требования постепенного усложнения рекоменду­емого материала.

Эффективной формой теоретической подготовки яв­ляются также специальные теоретические занятия, лек­ции, семинары, которые особенно целесообразны в пе­риод пребывания в спортивных лагерях и на тренировоч­ных сборах.

Формы теоретической подготовки и степень сложно­сти изучаемого материала должны соответствовать под­готовленности спортсменов. Например, в работе с начинающими спортсменами вопросам воспитания силы и быстроты может быть посвящена небольшая популярная беседа. В работе с мастерами спорта такая форма теоретической подготовки мало приемлема, так как уровень знаний их весьма различен. Для этой группы спортсменов более целесообразна активная форма занятий, которая сможет заинтересовать всех, независимо от уровня знаний, например, разбор какой-либо научно-практической статьи, творческое обсуждение киноматериалов, посвященных технике или тактике сильнейших представителе «своего» вида спорта, коллективный анализ прошедшего периода подготовки или крупных соревнований и т.д. Важно, чтобы в разговоре принимали активное участие все спортсмены.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 5157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.