Операционный анализ - анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Зачастую перед руководством предприятия возникают следующие вопросы: • На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения? • Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)? • Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности? • Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации? • Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании? • Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия? На большинство этих вопросов представляется возможным ответить, используя на предприятии методы анализа и управления затратами. Управление затратами включает в себя: • мониторинг динамики и структуры издержек предприятия; • понимание факторов и закономерностей их изменения; • выявление возможностей для экономии средств; • принятие мер для улучшения структуры издержек предприятия на основе их анализа. Процесс управления затратами состоит из двух этапов: 1. Измерение и анализ затрат 2. Контроль и снижение затрат (при понимании взаимосвязи между затратами предприятия и его эффективностью можно установить контроль над затратами в целях максимальной эффективности). Операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа - измерения и анализа затрат. Это один из инструментов управления ценой. Есть несколько "минимально возможных" цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов: • объема и структуры производства и реализации; • состава и величины затрат; • цен на продукты. Операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса: • какой продукт, либо направление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны? • производство каких продуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктов сворачивать? • каковы оптимальные цены на продукты в соответствии с целевой установкой предприятия? • какие затраты наиболее значительны по каждому продукту?
Постоянные и переменные затраты в составе себестоимости и их влияние на финансовые результаты Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными (сырье, материалы, з/плата). Постоянные затраты не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства (з/плата директора, аренда, связь). Вр. = N*Ц, Пр=Вр-Зпер.-Зпост. Основные элементы операционного анализа: Валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности фирмы.
Операционный (производственный) рычаг проявляется в том, что любые изменения выручки от реализации всегда порождает еще большее изменение прибыли. Это обусловлено различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных затрат, тем больше сила воздействия операционного рычага.
Валовая маржа (contribution margin) - это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация валовой маржи - одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
Сила воздействия операционного рычага (СВОР). СВОР = ВМ/Пр, СВОР = (Вр-Зпер.общ.)/(Вр-Зпер.общ.-Зпост.). Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Финансовый рычаг – заключается в том, что пред-е, использующее заемные средства, изменяет рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Эффект финансового рычага указывает на финансовый риск. При одновременном увеличении силы воздействия операционного и финансового рычагов все меньшие изменения объема произвоыдства и выручки приводят к более масштабным изменениям прибыли. Точка безубыточности (порог рентабельности)- такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности фирмы. Финансовая прочность предприятия - разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление