Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Субъекты трудового права




1 Понятие и виды субъектов трудового права

2 Понятие, основные направления государственной политики в сфере занятости населения

3 Правовое регулирование и организация занятости населения

1. Участниками общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть различные субъекты. С учетом особенностей правового статуса их можно классифицировать на следующие основные группы: 1) граждане; 2) работодатели; 3) профессиональные союзы; 4) государственные органы. Каждая из этих групп, в свою очередь, может подразделяться на виды. Так, граждане как субъекты трудового права могут выступать в качестве работников (лиц наемного труда) и предпринимателей. Особое положение занимают иностранные граждане и лица без гражданства в трудовых отношениях.

Гражданин как субъект трудовых отношений. Общий правовой статус включает права и обязанности, вытекающие из Конституции и законодательных актов о труде Республики Казахстан и являющиеся одинаковыми для всех граждан. Конституция Республики Казахстан (ст. 24) предусматривает право граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Кроме того, граждане имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы; на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Наконец, принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

Законодательство о труде предусматривает и общие обязанности работников. К ним относятся: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу, выполнение норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции.

На работников как субъектов трудового права распространяются общие критерии трудовой правосубъектности: возрастной, волевой, социальный. В данном случае имеется в виду реальная способность человека к труду, т.е. способность к систематическому, регламентированному труду в условиях определенного режима, установленного законодательством и соглашением сторон.

Возрастной критерий связывает трудовую правосубъектность граждан с наступлением определенного возраста. Трудоспособным считается возраст, нижняя и верхняя границы которого определяются законодательством Республики Казахстан. В трудовом законодательстве минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 16 лет. В случаях получения среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения индивидуальный трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет, с согласия родителей или опекуна, попечителя. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения работы в свободное от учебы время, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения, но только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Согласие последних дается в письменной форме (заявление). При этом родители (опекуны, попечитель) наряду с несовершеннолетним подписывают индивидуальный трудовой договор.

Волевой критерий связан с характеристикой состояния волевой способности человека к труду. Душевное заболевание и иные изъяны в волевой способности гражданина препятствуют ему осознанно выполнять трудовые обязанности и контролировать свое поведение. Не может быть субъектом трудового права лицо, признанное в судебном порядке недееспособным вследствие душевного заболевания и слабоумия.

Социальный критерий связан с установлением равной для всех граждан трудовой правосубъектности. Действующим законодательством о труде установлены равные возможности всем трудоспособным гражданам для выбора профессии, рода занятий и работы. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии.

Профессиональныесоюзы как субъекты трудовых отношений

Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права. С одной стороны, общий правовой режим создания и деятельности профсоюзов, их правосубъектность, основные права и обязанности, а также гарантии их реализации вытекают из общих положений законодательства об общественных объединениях в Республике Казахстан, а с другой - определяются структура, статус и полномочия отдельных звеньев системы органов профсоюзов, в частности полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, отраслевых, территориальных и других органов профсоюзов. Непосредственная связь задач и функций профсоюзов с проблемами общественной организации труда очевидна. В условиях экономической реформы и становления рыночных отношений возрастает роль профсоюзов как субъектов трудового права, поскольку именно данная отрасль права связана с регулированием условий и организации труда, защитой трудовых прав и законных интересов работников наемного труда.

Участие государства в регулировании трудовых отношений

В зависимости от уровня государственный орган может быть республиканским, региональным и местным. К республиканскому относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию всей республики. К региональному относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию двух и более областей. К местному (областной, города республиканского значения или столицы, городского и пр.) относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Действующее законодательство Республики Казахстан с учетом меж­дународных норм определяет правовые гарантии и социально-экономи­ческие основы реализации конституционных прав граждан в области об­щественной организации труда. Отношения занятости регулируются нормами Конституции РК, Законом РК от 23 января 2001 г. «О занятости населения», коллективными договорами и соглашениями, иными НПА. Законодательство о занятости распространяется на граж­дан Республики Казахстан и на постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства.

Занятость - это не противоречащая законодательству деятельность граждан, свя­занная с удовлетворением личных и общественных потребностей и при­носящая им заработок (доход).

Имеется понятие «временная занятость» - это занятость, обусловленная участием граждан в общественно полезной деятельности на определенный период. При этом трудовая де­ятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнением оплачиваемой работы, на­пример воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т. п.) основывается на исключительной их добровольно­сти. Не допускаются любые формы административного и иного принуж­дения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Занятость обеспечивается на основе проведения активной социаль­но-экономической политики государства, направленной на удовлетво­рение потребностей граждан в работе, профессиональной подготовке и переподготовке, стимулирование развития рабочих мест, осуществление республиканских и региональных программ занятости населения.

Ст.2 Закона о занятости населения определяет круг лиц, относящихся к занятому населению, это: 1) работающие по ТД, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход; 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью; 3) самостоятельно занятые; 4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов (артелей); 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 7) проходящие службу в ВС РК, органах НБ, ВВ МВД РК, Республиканской гвардии, частях Агентства РК по ЧС и иных воинских формированиях.

Государственная политика в сфере занятости населения направлена на: 1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, постоянно проживающим на территории Казахстана, в выборе занятости и тру­доустройстве; 2) защиту внутреннего рынка труда путем регулирования использо­вания иностранной рабочей силы; 3) повышение эффективности использования трудовых ресурсов; 4) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соот­ветствии с потребностями рынка труда; 5) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; 6) осуществление социальной защиты безработных, проведение ме­роприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, неконку­рентоспособных на рынке труда; 7) организацию трудового посредничества через уполномоченный государственный орган по труду, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредниче­ством; 8) предупреждение и сокращение безработицы; 9) сочетание республиканских мероприятий по решению проблем за­нятости с мерами по обеспечению занятости, принимаемыми местными исполнительными органами; 10) координацию деятельности в области занятости населения с дея­тельностью по другим направлениям экономической и социальной по­литики; 11) координацию и регулирование деятельности госорганов и работодателей, уполномоченного госоргана по труду по разработке и реализации мер, обеспечивающих за­нятость населения, и осуществление контроля за их выполнением; 12) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения; 13) обеспечение участия представителей трудящихся и работодате­лей в разработке государственной политики занятости.

3. Государство обеспечи­вает правовое регулирование вопросов занятости населения на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и устанавливает соот­ветствующие государственные гарантии.

Правительство Республики Казахстан с участием представителей тру­дящихся и работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития республики разрабатывает программу занятости населения, предусматривающую меры по снижению темпов падения уровня заня­тости, по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы. Важ­ное место в программе отводится организации занятости отдельных групп населения, нуждающихся в социальной защите, особенно в сельс­кой местности; поддержке и стимулированию развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабо­чие места; созданию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда; совер­шенствованию организации общественных работ. Финансирование программ занятости осуществ­ляется за счет средств государственного бюджета.

Государственная социальная защита граждан от безработицы выражается в определении их прав в сфере занятости, к которым относятся: 1) на свободный выбор места работы путем непосредственного обращения к работодателю, в уполномоченный орган либо в частное агентство занятости; 2) на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей; 3) на консультацию и получение информации в уполномоченных органах и в частных агентствах занятости, оказывающих содействие в трудоустройстве населения; 4) на участие в общественных работах; 5) обжаловать решения, действия (бездействия) государственных органов, частных агентств и их должностных лиц в центральном исполнительном органе или суде.

Граждане вправе заключать договоры добровольного страхования на случай потери работы. Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы:1) содействие в трудоустройстве; 2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных; 3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах; 4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве. Для регистрации безработных граждан, обратившихся в поисках работы, необходимы следующие документы: удостоверение личности (паспорт), свидетельство о присвоении СИК, документы, удостоверяющие трудовую деятельность, РНН. Регистрация осуществляется по месту жительства. ИИН

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченн ом органе, должны отмечаться не реже одного раза в течение 10 календарных дней, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Безработный снимается с учета, если обращается с письменным отказом от двух предложений подходящей работы, неявки в течение 5 дней со дня выдачи направления на работу по месту регистрации, переезда в другую местность и других случаях (ст.16 Закона о занятости).

Уполномоченный орган вправе направить гражданина на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.
Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.