Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И методологические несовпадения




Социальные феномены: функциональные различия

Спорт и физическая культура — самостоятельные

Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержа­ние. Во многом их функции совпадают, однако целевая направ­ленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выра­жается в следующем:

— в повышении и устойчивом сохранении высокой производи­тельности труда, снижении производственного брака;

— снижении заболеваемости и травматизма;

— продлении творческого долголетия.

Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и полу­чением доходов:

— от спонсорской деятельности;

— от продажи телевизионных прав на трансляцию самых раз­личных соревнований;

— от рекламных кампаний;

— от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;

— от заключения контрактов со спортсменами, тренерами.

Это далеко не полный перечень средств, получаемых от ком­мерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта дав­но доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организа­ции и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований.

Таким образом, различное содержание экономических функ­ций физической культуры и спорта можно считать одним из важ­нейших аргументов, обосновывающих их социальную самостоя­тельность.

Воспитательные функции физической культуры и спорта так­же имеют свои специфические особенности. Поэтому в совре­менной теории физической культуры появляются понятия физ­культурного и спортивного воспитания, существенно отличаю­щиеся друг от друга.


 




Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством осво­ения ее ценностного потенциала. Основными показателями физи­ческой культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готов­ность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физичес­ком совершенствовании [7].

В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке лич­ности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психи­ческих способностей спортсмена. Спортивное воспитание позво­ляет подготовить человека к неординарным физическим и психи­ческим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе само­воспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен. Можно привести много приме­ров, когда спортсмены становились выдающимися людьми и гор­достью страны. Спортивное воспитание по своей функции и фор­мам во многом совпадает с физическим воспитанием, но его ре­зультаты создают новый компонент человеческой культуры — спортивную культуру.

Одним из важных доказательств существенных различий и ме­тодологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.

Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового обра­за жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экст­ремальных ситуациях. Физкультурная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «за­паса», своеобразного резерва для того, чтобы благополучно пере­жить создавшиеся неблагоприятные ситуации.

Не вызывает сомнения значимость для человека освоения вале-ологических ценностей физической культуры. К ним относятся накопленные знания, теории и методики использования физичес­ких упражнений и др.

Справедливости ради следует сказать, что ценности спортив­ной и физической культуры во многом совпадают, тем не менее еще раз подчеркнем их функциональное несовпадение.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсме-


на, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувствен­ные, эстетические ценности спорта.

Развитие современного олимпийского движения ведет к возра­станию ценности спорта как фактора социальной интеграции и ук­репления международных связей. Спорт давно занял одно из са­мых видных мест в международном общении благодаря своим ком­муникативным свойствам. Миротворческая ценность спорта утвер­ждается посредством общения детских спортивных коллективов, студенческих игр, соревнований самого разного ранга, начиная с международных товарищеских встреч и кончая олимпийскими иг­рами. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческих ценностях.

Говоря о своеобразии ценностного потенциала спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания ре­зервных возможностей человека. Осваивая все новые, не изведан­ные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способнос­тей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих воз­можностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Та­ким образом, спортивная культура несет в себе одну из важней­ших и незаменимых другими видами культуры социальных цен­ностей.

Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетради­ционные подходы по существу изменили систему спортивной тре­нировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физи­ческой культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.