КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И методологические несовпадения
Социальные феномены: функциональные различия Спорт и физическая культура — самостоятельные Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержание. Во многом их функции совпадают, однако целевая направленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выражается в следующем: — в повышении и устойчивом сохранении высокой производительности труда, снижении производственного брака; — снижении заболеваемости и травматизма; — продлении творческого долголетия. Современные представления об экономической функции спорта в большей степени связываются с его коммерциализацией и получением доходов: — от спонсорской деятельности; — от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований; — от рекламных кампаний; — от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.; — от заключения контрактов со спортсменами, тренерами. Это далеко не полный перечень средств, получаемых от коммерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта давно доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Таким образом, различное содержание экономических функций физической культуры и спорта можно считать одним из важнейших аргументов, обосновывающих их социальную самостоятельность.
Воспитательные функции физической культуры и спорта также имеют свои специфические особенности. Поэтому в современной теории физической культуры появляются понятия физкультурного и спортивного воспитания, существенно отличающиеся друг от друга.
Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством освоения ее ценностного потенциала. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании [7]. В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке личности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психических способностей спортсмена. Спортивное воспитание позволяет подготовить человека к неординарным физическим и психическим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе самовоспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен. Можно привести много примеров, когда спортсмены становились выдающимися людьми и гордостью страны. Спортивное воспитание по своей функции и формам во многом совпадает с физическим воспитанием, но его результаты создают новый компонент человеческой культуры — спортивную культуру. Одним из важных доказательств существенных различий и методологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала. Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экстремальных ситуациях. Физкультурная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для того, чтобы благополучно пережить создавшиеся неблагоприятные ситуации.
Не вызывает сомнения значимость для человека освоения вале-ологических ценностей физической культуры. К ним относятся накопленные знания, теории и методики использования физических упражнений и др. Справедливости ради следует сказать, что ценности спортивной и физической культуры во многом совпадают, тем не менее еще раз подчеркнем их функциональное несовпадение. Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсме- на, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные, эстетические ценности спорта. Развитие современного олимпийского движения ведет к возрастанию ценности спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Миротворческая ценность спорта утверждается посредством общения детских спортивных коллективов, студенческих игр, соревнований самого разного ранга, начиная с международных товарищеских встреч и кончая олимпийскими играми. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческих ценностях. Говоря о своеобразии ценностного потенциала спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных возможностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, спортивная культура несет в себе одну из важнейших и незаменимых другими видами культуры социальных ценностей.
Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетрадиционные подходы по существу изменили систему спортивной тренировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физической культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |