Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия




ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Каждое АТП формирует свою организационно-производствен­ную структуру, которая в основном определяется технологией производственного процесса и принятым на предприятии разде­лением труда и создается для того, чтобы обеспечивать полноту и эффективность трудовых процессов, выстраивая их во взаимосвя­зи. При этом выделяют и условно обосабливают отдельные под­разделения или отдельных работников. В результате формирова­ния структуры обеспечивается координация деятельности орга­низационно обособленных подразделений и работников АТП и контроль над ними.

Таким образом, организационно-производственная структура автотранспортного предприятия — это установленная и зафикси­рованная в его уставе схема взаимодействия и координации тех­нологических элементов и персонала. Подобная схема показывает состав и взаимосвязь отделов и подразделений, обеспечивающих общее управление автотранспортным предприятием; организацию процесса перевозок грузов и пассажиров (других видов деятель­ности); координацию экономических процессов в АТП и управ­ление финансовыми потоками; материально-техническое снабже­ние АТП; наем водителей, ремонтных рабочих и работников дру­гих категорий; техническую готовность подвижного состава к ра­боте на линии и т.д.

Объединение работников предприятия в подразделения, отде­лы и т. п. может выполняться по разным признакам, основными из которых считают функциональный, продуктовый, территори­альный, проектный.

На АТП чаще всего организационная структура формируется по функциональному признаку, когда группируют и организацион­но выделяют группы работников предприятия в соответствии с общностью основных функций, выполняемых ими при решении определенного круга задач АТП. По функциональному признаку, например, выделяется коммерческая служба, техническая служ­ба, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д. Название, величина и уровень специализации подобных подразделений за-


висят от величины АТП, характера выполняемых им перевозок, принятой системы технических воздействий на подвижной состав, степени диверсификации производства и т.д.

Продуктовый признак объединения работников в подразделе­ния используется в АТП только в том случае, когда производство диверсифицировано, и поэтому имеет смысл создавать производ­ственные подразделения, деятельность которых направлена на производство и реализацию определенного вида продукции. Не­смотря на то, что в последнее время степень диверсификации производства (если судить по номенклатуре продукции) автотранс­портных предприятий возросла, все же по сравнению с промыш­ленными в автотранспортных предприятиях номенклатура произ­водимой продукции ограничена. Поэтому применение продукто­вого признака при организационном проектировании АТП в на­стоящее время нельзя назвать широко распространенным.

Территориальный признак при проектировании организацион­ной структуры принимается как основополагающий в том случае, когда существует территориальная отдаленность пунктов место­расположения отдельных элементов предприятия. Можно, как пример, привести традиционную организацию деятельности фи­лиалов АТП, в которых формируется собственный управленчес­кий аппарат, есть собственная производственная база и т.д.

Проектный признак, если он принят как основной в процессе оргпроектирования, предполагает, что в АТП временно создается полнокомплектная подструктура, сосредоточенная на выполне­нии какого-либо разового либо сезонного проекта. Например, та­ким проектом может быть выполнение заказа на транспортное обслуживание строительства крупного объекта. По окончании стро­ительства подструктура расформировывается. Структурирование по проектному признаку позволяет также справиться с проблемами, которые возникают у предприятия в связи с неравномерностью и разнохарактерностью спроса на транспортные услуги. При фор­мировании группы работников, обеспечивающих выполнение оп­ределенного проекта, может быть использован матричный метод, когда эти работники одновременно с реализацией проекта ис­полняют и другие обязанности, например обеспечивают выпол­нение нескольких проектов, являясь участниками нескольких ко­манд. Кроме того, структурирование по проектному признаку пред­полагает активное использование субконтрактных отношений (на период осуществления проекта на контрактной основе привлека­ются специалисты или другие предприятия).

Следует иметь в виду, что перечисленные выше признаки, как правило, являются не единственными, а только основными призна­ками, принимаемыми во внимание при проектировании организа­ционно-производственной структуры АТП. Обычно на практике не ограничиваются единственным признаком проектирования.


Организационные структуры отличаются друг от друга не только основным признаком их формирования, но и сложностью (степе­нью дифференцированности), количеством уровней управления i и степенью формализации.

Взаимоотношения между структурными единицами могут обес­печиваться как вертикальными информационными связями (пе- t редача информации, изменяющей состояние предприятия как [ системы: приказы, распоряжения, задания и т.п.), так и гори- f зонтальными информационными связями (передача исполнитель-f ской, рабочей информации, являющейся подготовительной для ^ формирования управленческих решений и др.). По вертикальным ■* связям реализуется воздействие управленческого аппарата на объект управления.

Ни одна из организационных структур не является универсаль­ной, так как структура в каждом конкретном случае отражает спе-' пифические особенности деятельности АТГТ.

Ни одна из организационных структур не может быть задана раз

| и навсегда: часто приходится перепроектировать организационную

структуру в связи с конкретными изменениями в производствен-

f. ной деятельности автотранспортного предприятия или при воз-

* никновении каких-либо проблем и требований внешней среды.
Пример — популярное в последнее время формирование подраз­
делений маркетинга и логистики в грузовых АТП.

\ Общие положения, наиболее часто учитываемые и реализуемые

/ при проектировании организационных структур различных АТП

* следующие.

^ 1. Основа для проектирования организационной структуры — (' это формирование генеральной цели и выявление подцелей АТП, так как проектирование организационной структуры предполага- ч ет закрепление подцелей за отдельными подразделениями, coot­ie ветствующими по своим функциям выполнению каждой из под- \ целей.

I 2. Изменение организационной структуры требует большой и f продолжительной подготовительной работы. Это объясняется тем, что, во-первых, приходится преодолевать совершенно естествен-! ную приверженность работников к ранее существовавшей струк­туре и их тягу к следованию ранее установленным, ставшим при­вычными процедурам, во-вторых, могут возникнуть серьезные противодействия кадровым изменениям, неизбежным в ходе орга­низационного перепроектирования. Поэтому если даже необходи-' мость изменения организационной структуры не вызывает сомне­ний, все же нельзя ожидать, что процесс изменения займет ко­роткое время. Должен пройти определенный период адаптации новых организационных идей и новых взаимосвязей между под­разделениями и работниками предприятия. С учетом этих факто-

* ров можно ожидать, что в малом АТП изменение организацион-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.