Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочтите! Философия и педагогика каникул




Философия и педагогика каникул. – 1998. – № 8. (Серия «Новые ценности образования»).

 

В одной из глав конфуцианского канона «Книга преданий» записаны мудрые слова, ставшие вечной педагогической истиной: «На свете есть изысканные яства, но, не вкусив их, не познаешь подлинный вкус. Путь есть высшая истина, но, не посвятив жизнь учению, не познаешь его величия. Вот почему, не начав учиться, не узнаешь о собственном несовершенстве и, только начав учиться, узнаешь, что такое трудности. Познав свое несовершенство, можно себя воспитывать. Изведав трудности в жизни, можно себя закаливать. Оттого и говорят, что учитель и ученик растут вместе. Обучение – это только наполовину учение!»[5].

Мы специально подчеркнули слова Конфуция для того, чтобы обратить внимание на важные стороны деятельности педагога дополнительного образования детей:

– партнерские отношения детей и педагога,

– только совместный поиск с заведомо прогнозируемым результатом рождает подлинное сотворчество,

– собственный педагогический рост, саморазвитие, профессиональное самообразование.

 

Понимаете ли вы эти специфические аспекты педагогической деятельности?

Что включает в себя профессиональное самообразование педагога, каковы его источники и какие функции оно выполняет?

Всегда ли профессиональное педагогическое самообразование выступает фактором развития личности и профессиональной компетентности?

С каким тезисом вы согласны и почему:

Самообразование – источник творческой активности педагога;

Творческая активность – это источник педагогического самообразования.

 

Согласившись с тем, что педагог только тогда станет творческой личностью, профессионалом и счастливым человеком, когда будет способен работать над своим самовоспитанием и самообразованием, можно добавить, что педагог дополнительного образования, встречая каждый год новых детей, знакомясь с их интересами, потребностями, любознательностью и желаниями, обречен на постоянное самосовершенствование.

 

Готовы вы к самообразованию?

 

Оцените себя по девятибалльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя сокурсникам, сравните результаты и сделайте выводы.

 

Предлагаем вам использовать Карту педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности, разработанную Г.М. Коджаспировой [6].

 

Карта педагогической оценки

 

 

 

Учреждение дополнительного образования детей

 

В лаконичных формулировках нормативно‑правовых документов учреждение определяется как вид государственной/негосударственной, муниципальной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности. Соответственно, образовательное учреждение – это организация, которая зарегистрирована и осуществляет свою деятельность на основе одной или нескольких образовательных программ.

Известно, что учреждение является системой, если обладает тремя обязательными признаками: подчиненностью всей организации определенной цели (целостностью); структурированностью (наличие элементов, частей); взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью, управляемостью в процессе функционирования).

Однако это предельно формальное определение. Особенности организации образовательного учреждения очевидны только тогда, когда мы рассматриваем его как открытую социально‑педагогическую систему, которая:

– создается обществом и функционирует на основе социального заказа государства, общества, социума, семьи, с учетом интересов и потребностей личности;

– не может абстрагироваться от социальной ситуации, выполняет заданную социальную роль на основе определенных целей, задач и функций и со своей стороны влияет как на свое ближайшее окружение, так и на общество в целом;

– не может существовать без детей, родителей, педагогов и работать без выделяемых обществом ресурсов (финансовых, материальных, технологических, информационных, кадровых и др.);

– зависит от успешности – неуспешности действий своих сотрудников, их поведения в организации, уровня профессионализма, инертности или инициативности и пр.;

– оказывает воздействие на ближайшее окружение и общество в целом.

Принимая эти общие положения, попробуем рассмотреть учреждение дополнительного образования детей первоначально как типовую систему, а затем – ее социально‑педагогические особенности и специфику.

Напомним, что образовательное учреждение дополнительного образования детей такой тип учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

– обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

– адаптация к жизни в обществе;

– формирование общей культуры;

– организация содержательного досуга.

 

Схема 9

 

 

Определите содержание основных системообразующих качеств учреждения дополнительного образования детей как социальной системы по схеме 9.

В учебнике В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу‑хау в управлении педагогическими системами» (М., 1999) предлагается разделить все системы на следующие виды:

– технологические, биологические и социальные;

– естественные (существуют по объективным законам природы), искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);

– открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой) и закрытые;

– статические (неизменность свойства во времени) и динамические;

– без ведущего органа управления и централизованные;

– простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);

– суммативные (состоящие из упорядоченной последовательности элементов) и деятельностные (в которых взаимодействуют как минимум два элемента).

 

Если признать, что каждое учреждение дополнительного образования детей можно определить как систему, то к какому виду, согласно предложенной классификации, вы его отнесете?

 

В книге «Управление современной школой» понятие управление определяется, как целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы[7].

Во многих энциклопедических изданиях приводится примерно такое определение: управление – это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей.

Другие издания при определении этого понятия делают несколько иной аспект: управление – это целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей). Благодаря управлению совместная деятельность людей обретает порядок и смысл.

 

Вам могут быть известны и другие подходы к определению этого понятия. Какое определение вам кажется наиболее точным?

 

Мы привыкли считать, что слово «менеджмент» употребляется там, где речь идет о бизнесе, прибыли, производстве, коммерческих организациях. Такое толкование дается в Словаре иностранных слов (М., 1998. – С. 386): «Менеджмент – совокупность принципов, средств, форм, методов управления производством, торговлей, их организации с целью повышения эффективности и увеличения прибыльности».

Однако все большее распространение получает мнение о необходимости использования закономерностей и принципов менеджмента в практике управления образовательным учреждением. Аргументом является то, что менеджмент – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем.

 

Может быть, отказаться от термина «управление», а использовать только термин «менеджмент»?

Ответить на этот вопрос и на все другие, которые возникают при рассмотрении соотношения управления и менеджмента в образовании, помогут следующие издания:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.