Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 27 страница




 

[3620] 68. Консулы 218 г. до н.э., т.е. первого года Второй Пунической войны.

 

[3621] 69. Сценические представления давались в Риме с 214 г. до н.э. См.: XXIV, 43, 7.

 

[3622] 70. Ср. ниже, гл. 42, 10. Такое использование денег, взысканных в виде штрафов было традиционным. Плебейские эдилы ведали, в частности, и казной храма Цереры, куда эти деньги поступали.

 

[3623] 71. Она была продлена на срок до прибытия преемника, какого назначит сенат. См.: XXXII, 28, 9. Теперь сам он и получил это назначение.

 

[3624] 72. Ферония – древнеиталийское божество, видимо, сельскохозяйственное (подробней см. примеч. 22 к кн. XXII). О ее храме близ Капены см.: XXVI, 11, 8.

 

[3625] 73. Храм Юноны Монеты находился на северной вершине Капитолия.

 

[3626] 74. Волк считался священным животным Марса. Недалеко от Капенских ворот стоял на Аппиевой дороге храм этого бога со статуями самого Марса и несколькими – волков.

 

[3627] 75. Ср.: XXXI, 50, 11, где он по ошибке назван Гнеем Корнелием Лентулом.

 

[3628] 76. Ср.: там же.

 

[3629] 77. Мать Матута – древнее италийское божество, покровительница женщин и деторождения. Ее храм находился рядом с храмом Фортуны, и оба они были, по преданию, освящены Сервием Туллием в один день.

 

[3630] 78. Речь идет о беотийцах, воевавших у Филиппа и оказавшихся в изгнании. Квинкций, видимо, передал Филиппу просьбу беотийских послов, сопроводив ее собственной просьбой за них. Без Квинкциева посредничества это дело не прошло бы так легко.

 

[3631] 79. Беотархи – высшие должностные лица Беотийского союза (число их колебалось от 11 до 7). Выбирались (на год, но повторное – год за годом – избрание не возбранялось) каждый в своем городе, где осуществляли исполнительную власть, представительствуя в то же время и в союзной коллегии. В функции беотархов входило и военное командование.

 

[3632] 80. Полибий (XVIII, 43, 10 сл.) пишет о причастности Квинкция к этому убийству – тот «объявил, что не станет лично участвовать в предлагаемом деле, но не помешает исполнить его другому охотнику, и вообще посоветовал... обратиться с этим делом к Алексамену, союзному стратегу этолийцев». Ливий опускает эту деталь.

 

[3633] 81. Ср. у Полибия (там же, 13): «Нет свидетеля более страшного, нет обвинителя более грозного, как совесть, обитающая в душе каждого из нас».

 

[3634] 82. Антедон (Анфедон) – самый северный город Беотии (ср.: Гомер. Илиада, II, 508: «Анфедон предельный»).

 

[3635] 83. Букв.: «в поясах» (так носили деньги).

 

[3636] 84. Копаидское озеро в Беотии, разливавшееся при засорении подземных стоков и потому лежавшее среди болот (осушено в конце XIX в.). Акрефия и Коронея – беотийские города близ озера.

 

[3637] 85. Формула из фециального права. Ср.: 1, 32, 12 там переведено: «чистой и честной войной»).

 

[3638] 86. Ср. выше: XXXII, 34, 6.

 

[3639] 87. Последние два условия опущены Полибием (ср. у него: XVIII, 44) и непохоже, чтобы они соблюдались, если даже и были.

 

[3640] 88. Согласно гл. 21, 1, Аттал к этому времени уже умер.

 

[3641] 89. Ср.: Полибий, XVIII, 45, 1–6.

 

[3642] 90. Ф. Мищенко, комментируя это решение, пишет: «Акрокоринф, кремль Коринфа, оставался в руках римлян, что равнялось удержанию всей Коринфской области... Прочие два города удерживались римлянами как удобные пункты в войне с Антиохом» (коммент. к: Полибий, XVIII, 45, 12).

 

[3643] 91. Истмийские игры – общегреческие праздничные состязания в честь бога морей Посейдона. Они проводились в сосновой роще на Истмийском перешейке с 581 г. до н.э. каждые два года, в первый и третий год каждой Олимпиады, весной. С 228 г. до н.э. в играх стали участвовать и римляне. Традицию объявления во время этих торжеств важных решений властей позже поддержал император Нерон (Плутарх. Тит Фламинин, 12; Светоний. Нерон, 22, 24).

 

[3644] 92. Речь глашатая и весь последующий рассказ – по Полибию (XVIII, 46). Фокейцы – здесь: жители Фокиды, магнесийцы (магнеты) – фессалийской области Магнесии, фтиотийские ахейцы – Фтиотиды.

 

[3645] 93. Валерий Максим (IV, 8, 5) уверяет, что от громкого и долгого крика образовались воздушные ямы, в которые упали летавшие над ареной птицы.

 

[3646] 94. О пребывании послов Антиоха в Риме см. выше, гл. 20, 8–9. Подробного рассказа там нет, но понятно, что послы эти прибыли с оправданиями после сенатского предупреждения Антиоху, вызванного жалобами царя Аттала.

 

[3647] 95. Оресты – эпирское племя иллирийского происхождения, обитавшее в Верхней Македонии (см. примеч. 142 к кн. XXXI). Долопы – фессалийское племя, обитавшее южней Пинда. На западе их область граничила с Эпиром, на востоке – со Фтиотидей.

 

95a 95a. Лихнид – город в Иллирии (см. примеч. 124 к кн. XXXI). Область обитания парфинов простиралась от окрестностей Диррахия до Лихнидского озера.

 

[3648] 96. Гефестия – город на Лемносе, острове в Северной Эгеиде, знаменитом культом Гефеста («Лемносский бог»). Фасос – город на одноименном острове у северного (фракийского) побережья, близ устья Несса (совр. Несты) – одной из главных рек Болгарии. В древности славился своим мрамором.

 

[3649] 97. См. примеч. 46 к кн. XXXII.

 

[3650] 98. См: XXXI, 32, 3 и примеч. 133 к кн. XXXI.

 

[3651] 99. В его прямые обязанности такое расследование не входило.

 

[3652] 100. См. примеч. 11 к кн. XXXI.

 

[3653] 101. Ком – город в Северной Италии у Ларинского озера (совр. город и озеро Комо на дороге между Турином и Брешией). Основан галлами, изгнавшими отсюда этрусков.

 

[3654] 102. Марсы – воинственное племя, обитавшее в нагорьях Средней Италии близ Фуцинского озера (ныне осушенного).

 

[3655] 103. См. примеч. 12 к кн. XXXI.

 

[3656] 104. Левы – лигурийское племя, населявшее берега Тицина; основали на этой реке одноименный ей город (Плиний. Естественная история, III, 124), которым потом владели галлы‑инсубры. Либуев Ливий считает галлами (см.: V, 35, 2), но ряд исследователей относит и их к коренному лигурийскому населению.

 

[3657] 105. Эолида – область вдоль северной части западного побережья Малой Азии с прилегающими сюда островами (Лесбос, Тенедос). Иония – область в средней части того же побережья с островами Хиос и Самос (среди ее городов были Эфес, Милет, Приена). Смирну (совр. Измир) – значительный портовый город побережья – относили то к Эолиде, то к Ионии. Геллеспонт (совр. Дарданеллы) – длинный узкий пролив, соединяющий Эгейское море с Мраморным (Пропонтидой). Лампсак (совр. Лапсехи) – город на восточном берегу Геллеспонта (в Троаде) близ выхода в Пропонтиду. Абидос – на том же берегу в середине пролива (напротив Сеста).

 

[3658] 106. Херсонес Фракийский (совр. Галлиполи) – длинный узкий полуостров вдоль Геллеспонта на его западной (европейской) стороне.

 

[3659] 107. Через три года (в 194–193 г. до н.э.) Птолемей V Эпифан женился на дочери Антиоха. См.: XXXV, 13, 4.

 

[3660] 108. Лисимах – один из полководцев и преемников (диадохов) Александра Македонского. Ненадолго объединил под своей властью Фракию, Македонию и часть Малой Азии. В 281 г. до н.э. был разбит Селевком I Никатором, основателем династии, к которой принадлежал Антиох III (см.: XXXIX, 58, 5; Полибий, XVIII, 51, 4; Плутарх. Деметрий, 18).

 

[3661] 109. Птолемей V Эпифан (204–180). Владения, о которых здесь идет речь, захвачены были его предшественниками (см.: Полибий, V, 34).

 

[3662] 110. Ср.: XXXI, 16, 4.

 

[3663] 111. Антиох настаивал на том, что он не захватывает чужое, но лишь восстанавливает свои права (ср. гл. 38, 1; Полибий, XVIII, 51, 3–9). Ливий (в оригинале) заставляет Антиоха воспользоваться здесь терминами римского права (понятными его читателю, но отнюдь не проясняющими аргументацию царя).

 

[3664] 112. Коллегия жрецов‑эпулонов (от лат. «эпулум» – «пир») ведала устройством пира Юпитеру во время Плебейских и Великих игр, а позднее и проведением некоторых церемоний.

 

[3665] 113. Квесторы – должностные лица, ведавшие казной (под контролем сената и консулов). В 421 г. до н.э. к двум «городским» квесторам прибавились еще двое для консульских войск (в I в. до н.э. число их достигло уже 20). Городские квесторы следили также за поступлением налогов и взысканием долгов граждан казне.

 

[3666] 114. См. выше: XXXI, 13, 2–9 и примеч. 65 к кн. XXXI.

 

[3667] 115. Комментируя это место, Сэйдж ограничивается предположением, что речь здесь идет просто о неаккуратной выплате налога жрецами в беспокойные военные годы.

 

[3668] 116. Ср.: X, 23, 13; 47, 4 (там слово «пекуарии» переведено как «скотовладельцы»). Видимо, речь идет об арендаторах (или откупщиках) общественных пастбищ, допустивших какие‑то злоупотребления.

 

[3669] 117. Священная весна – согласно Фесту (519 L.), чрезвычайный способ умилостивить богов, бытовавший в древнейшей Италии: обет о принесении в жертву всего живого, что родится ближайшей весной. По Фесту, некогда обет включал в себя и человеческие жертвоприношения, замененные затем изгнанием всех родившихся тою весной, когда они повзрослеют (что подтверждается и косвенными данными). В этой связи Сэйдж обращает внимание на срок исполнения обета (данного после поражения у Тразименского озера – XXII, 9, 10 – через 21 год, хотя в данном случае речь шла только о принесении в жертву животных, родившихся в последнюю перед исполнением обета весну. Других примеров такого обета, прямо засвидетельствованных в источниках, нет.

 

[3670] 118. Имеются в виду, несомненно, так называемые «сто четыре» («совет ста четырех») – контрольный орган и высшая судебная инстанция в Карфагене, куда избирали по знатности рода (см.: Аристотель. Политика, 1273 б).

 

[3671] 119. Опять‑таки, несомненно, суфетом. Это – высшая должность в Карфагене (и других пунийских городах). Их избирали по двое на год, они созывали «сенат», и Ливий сам сравнивает их власть с консульской (XXX, 7, 5). Не в первый раз упоминается тут и «квестор» как должностное лицо, состоящее при суфетах (ср.: XXVIII, 37, 2 – о властях Гадеса). Хотя пунийский термин «суфет» встречается у Ливия несколько раз, здесь он пользуется латинским «претор». Еще один римский персонаж, появляющийся тут как карфагенский – это «виатор» («вестовой» – посыльный с полицейскими функциями).

 

[3672] 120. В 191 г. до н.э. Карфаген предложил уплатить сразу все оставшиеся взносы (см.: XXXVI, 4, 7), из чего можно заключить, что реформы Ганнибала оказались успешными.

 

[3673] 121. Это слово употреблено здесь как технический термин.

 

[3674] 122. Бизакий – область к югу и юго‑востоку от Карфагена. Упоминаемый «замок» (собств. «башня») – укрепленное имение.

 

[3675] 123. Керкина (Керкена) – остров у восточного побережья Туниса (у Малого Сирта – совр. залив Габес). Тапс и Гадрумет – города на том же побережье севернее Керкины (и по обе стороны Малого Лептиса).

 

[3676] 124. Карфаген был основан выходцами из Тира (см. примеч. 2 к кн. XXI).

 

[3677] 125. Дафна – предместье Антиохии на Оронте (столицы державы Селевкидов), прославленная храмом Аполлона и священной рощей.

 

[3678] 1. Тиберий Семпроний был консулом с Квинтом Фабием Максимом Кунктатором в 215 г. до н.э. и с его сыном, носившим то же имя, в 213 г. до н.э. Для закона первая дата более вероятна (ср. ниже, гл. 6, 9 и 8, 3).

 

[3679] 2. Унция – 27,3 г.

 

[3680] 3. Катон, возможно, имеет в виду историю Ипсипилы, спасшей своего отца Фоанта, царя Лемноса, когда все другие мужчины на этом острове были убиты женщинами (Геродот, VI, 138; Аполлодор. Библиотека, I, 9, 17).

 

[3681] 4. Собств. «для разжигания трибунских мятежей» (или смут – “seditiones tribuniciae”) – общее место римской историографии (ср.: Флор, III, 1 (III, 13), 1: «Поводы для всех мятежей предоставляла трибунская власть»), идущее, несомненно, от анналистов позднереспубликанского времени.

 

[3682] 5. Имеется в виду сецессия 494 г. до н.э. См.: II, 32, 2 сл.

 

[3683] 6. В Риме женщина, даже если она не состояла под властью отца или мужа (о «власти братьев» нам ничего не известно), оставалась лицом с ограниченной дееспособностью. Одобрение опекуна было необходимо ей для составления завещания и вообще ответственных юридических действий.

 

[3684] 7. См.: XXII, 60, 2; 61, 3.

 

[3685] 8. Римские женщины встречали Идейскую Матерь, т.е. камень, символизировавший это малоазийское божество (подробней см. примеч. 22 к кн. XXIX), в 204 г. до н.э., когда перед последними битвами Второй Пунической войны здесь – по пророчеству, извлеченному из Сивиллиных книг, – был введен ее культ. Всю историю см.: XXIX, 10, 4–11, 8 и 14, 5–10.

 

[3686] 9. См.: XXV, 40, 1–2.

 

[3687] 10. Речь идет о скульптурных или рельефных украшениях на коньке кровли (или просто – у основания кровли на карнизе); в ранней римской архитектуре они были керамическими.

 

[3688] 11. См.: Периохи, 13.

 

[3689] 12. Второй из законов Лициния‑Секстия (предложены в 375, приняты в 367 г. до н.э.) запрещал иметь во владении сверх 500 югеров земли (см.: VI, 35, 4–5; 42, 9).

 

[3690] 13. Закон 204 г. до н.э., проведенный народным трибуном Марком Цинцием Алиментом, запрещал судебным защитникам принимать плату или подарки от подзащитных и налагал ограничения на частные подарки вообще.

 

[3691] 14. Этот знаменитый, но не дошедший до нашего времени, труд Катона к описываемому моменту еще не существовал (ср.: Корнелий Непот. Катон, 3, 3).

 

[3692] 15. См.: I, 12, 5–13, 6.

 

[3693] 16. См.: II, 39, 5–40, 12. «У пятого камня» – в пяти милях от Рима.

 

[3694] 17. См.: V, 50, 7.

 

[3695] 18. Ср.: XXIV, 18, 13 сл.

 

[3696] 19. Неточность: осажденный Тарент отложился от римлян лишь в 213 или 212 г. до н.э. – ср.: XXV, 11, 20. См. также примеч. 47 к кн. XXV.

 

[3697] 20. Рабы для службы в войске были куплены государством всего один раз вскоре после Каннской битвы. См.: XXII, 57, 11. Здесь ничего не говорится об отсрочке выплаты денег их господам, – видимо, ее и не было (ср.: XXX, 61, 2; «много денег ушло на покупку и вооружение рабов, взятых в солдаты»). Об откупщиках (подрядчиках), взявших на себя без платы в следующем году снабжение войска и флота в Испании, см.: XXIII, 48, 10–49, 4.

 

[3698] 21. См.: XXIV, 11, 7–9. Ср. также: XXVI, 35, 2–36, 12. Разряд, упоминаемый здесь, – имущественный.

 

[3699] 22. Ср.: XXVI, 36, 5–8.

 

[3700] 23. В 216 г. до н.э. См.: XXII, 56, 4.

 

[3701] 24. Как и полагалось в обычных условиях.

 

[3702] 25. Формально они не имели такой привилегии, но беспрепятственно подражали римлянам.

 

[3703] 26. Видимо, в случаях, связанных с организацией и проведением игр и празднеств.

 

[3704] 27. Ср.: Светоний. Божественный Юлий, 84, 1.

 

[3705] 28. Букв.: «твоей матери семейства» (почетное звание законной жены и порядочной женщины).

 

[3706] 29. Жена, состоящая под властью мужа, не имела, по формуле римского права, «ничего своего». Ее имущество (кроме приданого) принадлежало мужу, так что золото, купленное для жены, оставалось в его собственности.

 

[3707] 30. Собств. «мундус». Это латинское слово, как греческое «космос», может значить и «мир», «мироздание», и «убор», «украшение». Ср. также наше «косметика».

 

[3708] 31. Римская женщина не была юридически самостоятельна – она относилась к лицам подвластным (см. выше, примеч. 6), однако здесь в оригинале сказано еще сильнее: “servitus muliebris” («женское рабство»). Это не юридическое выражение (что и подчеркивается советом мужу держать жену не на положении рабыни, а «под рукой»), но и не красное словцо (к подвластным лицам принадлежал, оставаясь при этом «вещью», и раб).

 

[3709] 32. Две речи по одному делу, отстаивающие противоположные точки зрения, представляли собой «контроверсию» – один из любимых жанров античной риторики (и публики). Такие пары речей, мастерски разработанные, мы встречаем у Ливия достаточно часто. В данном случае речь, вложенная в уста Катону, дает его психологический портрет, но, видимо, не воспроизводит подлинную (из чего, конечно, еще не следует, что вся она придумана самим Ливием).

 

[3710] 33. Луна (совр. Специя) – прибрежный город в Северо‑Западной Этрурии на границе с Лигурией (см.: Страбон, V, 222). Галльский залив – Генуэзский. Рода (совр. Росас) и Эмпории (совр. Ампуриас) – греческие приморские города в Северо‑Восточной Испании (ср.: Страбон, III, 160). Эмпории всегда держали сторону римлян, не раз высаживавших там отправленные в Испанию войска.

 

[3711] 34. Т.е. после битвы при Мунде (45 г. до н.э.).

 

[3712] 35. Ср.: Страбон, III, 160: «С течением времени обе народности объединились в одну общину с одинаковым государственным устройством, которое представляло некоторое смешение из варварских и греческих установлений...» (пер. Г.А. Стратановского).

 

[3713] 36. Марк Гельвий управлял этой провинцией в 197 г. до н.э. как претор, после этого задержался там из‑за болезни. Аппий Клавдий Нерон – претор 195 г. до н.э., получивший в управление Дальнюю Испанию (см.: XXXIII, 43, 5).

 

[3714] 37. Илитургис – город в Испании в верхнем течении Бетиса (совр. р. Гвадалквивир) на левом его берегу недалеко от совр. г. Андухар.

 

[3715] 38. Т.е. монет Оски (совр. Уэска), испанского города в бассейне Ибера (совр. р. Эбро).

 

[3716] 39. Гельвий покидал Испанию как частное лицо, сопровождавшее его войско было ему дано для охраны, а сам он не имел ни военной власти (т.е. собственного командования), ни связанного с нею права ауспиций (т.е. права птицегаданием определять, благоприятствуют ли боги задуманным действиям), а потому не мог и претендовать на триумф.

 

[3717] 40. Неточность. Квинт Минуций Терм, претор 196 г. до н.э., не мог быть преемником Гельвия, так как получил в управление Испанию Ближнюю (см.: XXXIII, 26, 1). О победе, одержанной им в 195 г. до н.э. (до прибытия преемника), за которую ему был присужден триумф, см.: XXXIII, 44, 4 сл.

 

[3718] 41. Илергеты – иберийское племя (их городом была Илерда – ныне Лерида), обитавшее на территории совр. провинции Уэски. После окончательного подчинения Риму в 205 г. до н.э. (см.: XXIX, 1, 19–3, 5) илергеты были его союзниками.

 

[3719] 42. См. примеч. 11 к кн. XXXI.

 

[3720] 43. Соглашение это было заключено в 226 г. до н.э. между римлянами и карфагенянами (см.: XXI, 2, 7). Формулировка соглашения у Полибия несколько иная: карфагеняне не должны переходить через Ибер с военными целями. (Видимо, владения обеих сторон были еще далеки от Ибера.)

 

[3721] 44. См. примеч. 2 к кн. XXXIII.

 

[3722] 45. Область в низовьях Бетиса и вдоль юго‑западного побережья, т.е. за пределами территории, подвластной Катону. Слухи о готовящемся походе против турдетанов были отнюдь не беспочвенны (см. ниже, гл. 17, 1).

 

[3723] 46. Бергистаны – племя в Тарраконской Испании, упоминаемое только в этой книге Тита Ливия. Его название (толкуемое то как кельтское, то как лигурийское), видимо, сохранилось в современном топониме «Берга» (город в Каталонии севернее Барселоны).

 

[3724] 47. Публий Манлий как претор 195 г. до н.э. получил Ближнюю Испанию, но, кроме того, был придан помощником консулу Катону (см.: XXXIII, 43, 5–8). С этим, быть может, и были связаны его действия за пределами своей провинции (трудно сказать, насколько законные).

 

[3725] 48. См. выше, примеч. 40.

 

[3726] 49. Таким образом Манлий присоединяет к войску, полученному от предшественника, войско своего коллеги из соседней провинции (см. примеч. 36).

 

[3727] 50. Турдулов Полибий и Птолемей не отождествляли с турдетанами, но считали их соседями.

 

[3728] 51. Букв.: «восстановить их в рабском состоянии».

 

[3729] 52. Сагунтия (не путать с Сагунтом) – город на западе Бетики (Южной Испании) – совр. Хигонца.

 

[3730] 53. Жалованье войскам обычно платили один раз в кампанию – ближе к ее окончанию.

 

[3731] 54. Все эти племена обитали севернее Ибера, лацетаны – у подножия Пиренеев, авсетаны – севернее совр. Барселоны.

 

[3732] 55. Литанский лес находился в Апеннинах, в Предальпийской Галлии, видимо, между Мутиной и Бононией (совр. Болонья). Здесь в 216 г. до н.э. был разбит галлами консул Луций Постумий. См.: XXIII, 24, 6.

 

[3733] 56. В рассказе об испанской кампании Ливий опирался на римских анналистов и, возможно, на самого Катона. Далее Ливиев рассказ следует, в основном, Полибию.

 

[3734] 57. Ср.: XXXIII, 13, 10–12 и примеч. 25 к кн. XXXIII. Эхин – город на северном берегу Малийского залива.

 

[3735] 58. Аргос был древнейшим центром почитания Геры, и римское Юнона Царица звучало вполне естественно применительно к Гере Аргосской (или Гере Акрее). Юпитер – конечно, Зевс.

 

[3736] 59. См.: XXXIII, 27, 5, командный пункт армии в зимний период.

 

[3737] 60. Клеоны – город в горной местности юго‑западнее Коринфа. Здесь сходились дороги, ведшие от Коринфа на юг Пелопоннеса (см. также примеч. 28 к кн. XXXIII).

 

[3738] 61. О ней см.: XXXII, 40, 10; Полибий, XVIII, 17.

 

[3739] 62. Парфений – самая низкая часть горной цепи на аргосско‑аркадской границе, через нее проходил путь в Аркадию. Тегея – самый значительный город Юго‑Восточной Аркадии. Карии – местность на спартанско‑аркадской границе (принадлежали Тегее).

 

[3740] 63. Киклады – группа островов в Эгейском море (вокруг Делоса).

 

[3741] 64. Агесиполид принадлежал к роду Агиадов – одному из двух царских родов Лакедемона.

 

[3742] 65. Клеомен III, спартанский царь (235–221 гг. до н.э.) зимой 227–226 гг. до н.э. совершил переворот, отстранив от власти эфоров («блюстителей» – эта коллегия из пяти человек была, по существу, высшей властью в государстве), и установил свое единоличное правление. Он провел ряд реформ и успешно воевал с Ахейским союзом, но, потерпев в 222 г. до н.э. поражение от призванных ахейцами македонян, вскоре бежал в Египет, где в 219 г. до н.э. и погиб.

 

[3743] 66. Илоты – местное население Лаконии и Мессении, покоренное и порабощенное спартанцами, которые «считали илотов чем‑то вроде государственных рабов» (Страбон, VIII, 365, пер. Г.А. Стратановского). Государство предоставляло илотов отдельным своим гражданам вместе с земельным участком, долю которого они возделывали, половину всего отдавая владельцу.

 

[3744] 67. Селласия – окраинный городок Лаконии к северо‑востоку от Спарты (по дороге в Аргос); здесь и потерпел свое поражение Клеомен (см. примеч. 65). Энунт (совр. Келефина) – приток Еврота, главной реки Лаконии.

 

[3745] 68. Т.е. Лакедемона (Спарты).

 

[3746] 69. Амиклы – селение в 5 км к югу от Спарты, славилось обилием деревьев, плодородием земли и знаменитым святилищем Аполлона. Тайгет – высокая (свыше 2 тыс. м) обрывистая горная цепь, разделявшая Лаконию и Мессению (юго‑западная область Пелопоннеса).

 

[3747] 70. С флотом.

 

[3748] 71. Гитий – приморский городок в глубине Лаконского залива – главная гавань Спарты.

 

[3749] 72. Подвижные прикрытия для стенобитных таранов.

 

[3750] 73. В римско‑этолийском договоре 211 г. до н.э. о военном союзе были упомянуты как его потенциальные участники (среди прочих) и лакедемоняне (XXVI, 24, 9). Видимо, в том же году был заключен (с Пелопом – см. ниже, гл. 32, 1–2 и примеч. 78) и договор о дружбе и союзе между Римом и Спартой. Подписью Набиса как союзника римлян был скреплен (наряду с другими) их договор 205 г. до н.э. с Филиппом о мире (XXIX, 12, 8). В 197 г. до н.э. Набис перешел было на сторону Филиппа, но вскоре вступил в переговоры с Титом Квинкцием и возобновил союз с римлянами (XXXII, 38 сл.).

 

[3751] 74. Набис был сыном Демарата, последнего спартанского царя из рода Еврипонтидов. См. также предыд. примеч.

 

[3752] 75. Имеется в виду порядок, установленный Сервием Туллием.

 

[3753] 76. Т.е. Ликург.

 

[3754] 77. Краткость и сжатость речи лаконцев («лаконизм») вошла в поговорку.

 

[3755] 78. Пелоп – малолетний сын Ликурга, случайного человека на спартанском престоле (220 – ок. 212), «процарствовавший» не больше четырех лет под опекой тирана Маханида (211–207 гг. до н.э. – о нем: XXVII, 29, 9; XXVIII, 5, 5; 7, 14 и 17) и устраненный Набисом.

 

[3756] 79. В 201 г. до н.э. (Полибий, XVI, 13, 3; 16–17, 7). Мессена, основанная в 369 г. до н.э. на горе Ифоме, возвышавшейся над всей областью, – главный город тогда же возникшего (после нескольких веков спартанского господства) Мессенского государства.

 

[3757] 80. Подпись мессенцев (как римских союзников) стояла рядом с подписью Набиса под договором 205 г. до н.э. (см. примеч. 73).

 

[3758] 81. Вряд ли под царскими рабами можно понимать здесь рабов самого Набиса, титулованного так «по простой оплошности Ливия или Фламина» (Сэйдж). Скорее речь здесь идет о захваченных или беглых рабах Эвмена, братьев его или других царей. Тут с римской тщательностью просто перечислены по порядку все возможные категории рабов: царские, общественные и частновладельческие.

 

[3759] 82. Диктинна – критская богиня, впоследствии отождествленная с Артемидой. Почиталась и в Пелопоннесе.

 

[3760] 83. Ср. выше, гл. 30, 4.

 

[3761] 84. Немейские игры учреждены в VI в. до н.э. в честь Зевса как общегреческие. Проводились в Немейской долине во 2‑й и 4‑й год каждой Олимпиады. Подробней см. примеч. 139 к кн. XXVII.

 

[3762] 85. См. выше, гл. 25, 7–12.

 

[3763] 86. Аргос попал под власть Филиппа лишь в 198 г. до н.э. (см.: XXXII, 25, 11).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.