Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карл Маркс, Фридрих Энгельс




Новый взгляд на христианство

По существу, Кьеркегор ополчается на религиозные институты, забывшие о своей пророческой роли. С того самого момента, когда христианство вошло в мир, оно стало «манерой жизненного поведения, обязательной для всех» (Боффре). Кьеркегор поставил себе целью «новое обретение христианства — страстное и внушенное страстью». Подобно тощ как это сделал Паскаль по отношению к Декарту, Кьеркегор обнаруживает в христианстве новые глубины, спасая его от участи, определенной ему Гегелем. этом смысле можно даже сказать, что Кьеркегор оказал определенное влияние и на эволюцию взглядов на религию.

Карл Маркс 1818–1883

Фридрих Энгельс 1820–1895

Немецкая идеология

Немецкая идеология — главное философское произведение Маркса и Энгельса. Оно основано на исследовании философии того времени, которое два эти автора провели совместно с Моисеем Гессом. Поначалу предполагалось опубликовать коллективный труд с критикой тезисов некоторых философов-«гегельянцев» (главным образом, Людвига Андреаса Фейербаха, 1804–1872, Бруно Бауэра, 1809–1882 и Макса Штирнера, 1806–1856) и доказательством ряда новых положений, выдвинутых самими авторами. У Маркса к тому времени уже были некоторые работы на эту тему, в частности К критике гегелевской философии права (1843), К еврейскому вопросу (1844), Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании (1845). Доказав основные положения своей теории, Маркс намеревался оставить философию и полностью посвятить себя исследованиям в области экономики.

Но при жизни авторов Немецкая идеология не была опубликована. Почему так произошло, сам Маркс объяснил тринадцатью годами позже, в Критике политической экономии: «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута». И мыши в самом деле неплохо попировали. книге недостает многих страниц; к тому же Моисей Хecc изъял из нее написанные им главы и позже, в 1852 году, опубликовал их в виде отдельных статей. Сама же книга вышла только в 1932 году.

Этот труд интересен нам в первую очередь тем, что в нем содержится наиболее полное изложение того «материалистического и критического представления о мире», которое Маркс развивает далее в Капитале. Немецкая идеология — своего рода путеводная нить, «ключ к пониманию» марксистского мировоззрения. сущности, это стержневое произведение в наследии Маркса и Энгельса. Книга опрокидывает традиционные представления об отношении философа к миру. Авторы стремятся «поставить философию с головы на ноги».

Маркс

Маркс родился в Трире (Рейнская область в Пруссии), в еврейской семье, принявшей протестантство. Он изучал право и философию в Боннском и Берлинском университетах. 1841 году юноша получил докторскую степень по философии, защитив диссертацию на тему Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Из-за тесных связей с «левыми» младогегельянцами ему пришлось отказаться от университетской карьеры и начать сотрудничество с либеральной прессой. Свирепая прусская цензура вынудила его покинуть родину и эмигрировать за границу вместе с супругой Женни (урожденной фон Вестфален).

период пребывания в Париже взгляды Маркса стали еще более радикальными: усвоив философию «практики», разработанную его предшественниками, Маркс рассматривает коммунизм как практическое воплощение в жизнь этой философии, понимая революционную «практику» как «снятие» (Aufhebung) философии. Философа высылают из Франции, и он уезжает в Брюссель (1845–1848), где к нему присоединяется Фридрих Энгельс. Вместе они пишут Немецкую идеологию. С этого времени начинается дружба, совместная работа и борьба этих двух людей, которым суждено было продлиться всю их жизнь.

Начавшееся революционное движение (революции 1848 года) заставляет друзей покинуть Брюссель. Они много ездят по Европе: Германия, снова Париж, наконец — Лондон. Маркс приступил к работе над Капиталом, но, отдавая почти все время политической деятельности в основанном им Международном товариществе рабочих (1864–1873) (другое название — Первый Интернационал. — Примеч. пер.), так и не смог завершить этот труд.

Энгельс

Незадолго до встречи с Марксом, в 1842 году, Энгельсу, родившемуся в семье богатого фабриканта, пришлось оставить учебу и начать работать в конторе бумагопрядильной фабрики Эрмена и Энгельса в Манчестере. Предприятие давало неплохую прибыль, и Энгельс всю жизнь помогал Марксу деньгами. Блестящий публицист, он поначалу разделял взгляды младогегельянцев, но под влиянием М. Гесса увлекся идеями коммунизма.

Их первая встреча с Марксом произошла в 1844 году. С этого времени и началось сотрудничество двух друзей, принимавшее разнообразные формы: они совместно работали над статьями и установили своеобразное разделение труда: Маркс всецело посвятил себя экономике, а Энгельс — другим научным дисциплинам (физике, истории науки, антропологии, теории государства и т. д.). После смерти Маркса он продолжал редактировать их совместные работы, объяснять их смысл и исправлять неясности, одновременно обучая руководителей рабочего движения.

Рассказав вкратце о структуре и построении работы, мы попытаемся изложить ее основные положения, сгруппировав их по темам, хотя в первоисточнике они разбросаны по разным местам. Нам пришлось логически упорядочить ход рассуждений авторов, поскольку структура книги далека от совершенства. По сути дела, она представляет собой набор разнородных текстов, и ее построение не соответствует первоначальному замыслу, поскольку книга не закончена и в ней отсутствует ряд фрагментов. Некоторые из этих текстов — просто комментированный разбор произведений других авторов (например, книга Единственный и его собственность Штирнера). Однако полемика со Штирнером интересует нас лишь постольку, поскольку она послужила для Маркса и Энгельса поводом к изложению их собственных взглядов. Глава о Штирнере длинная, написана в ироничном тоне, в ней много повторений. Мы же стремились представить здесь Немецкую идеологию в более последовательном и удобном для изучения виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.