Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риски форфетирования




Лизинговый риск.

Технологический риск.

Технологический. Это опасность потерь в результате сбоя технологии банковских операций;

В последнее время в банковской деятельности получили распространение лизинговые и факторинговые операции, которые несут повышенный риск для банка. Прежде чем проводить лизинговые операции, необходимо провести большую организационную работу, так как для успешной деятельности банк должен обладать возможностями широкой рекламы предлагаемых услуг и их преимуществ для потенциальных лизингополучателей. Необходимо изучить лизинговый рынок, его основные тенденции, выявить спрос на определенные виды оборудования. При этом необходимо учитывать колебания рыночных цен на оборудование, пользующееся спросом, цены и тарифы на другие сопутствующие лизингу услуги и т.д. Главными факторами, связанными с риском по лизинговым операциям, являются качество лизинговой сделки и нарушение срока поставки оборудования. Учитывая это, банк должен получить достоверную информацию об объекте лизинга. Кроме того, для того чтобы обезопасить себя на случай невыполнения лизиногополучателем платежных обязательств, банк должен правильно оценить платежеспособность клиента. При этом следует обратить внимание на то, что лизинговая операция носит, как правило, долгосрочный характер, поэтому следует оценивать не только финансовую устойчивость клиента, но и его способность выполнять все платежные обязательства в течение срока лизингового соглашения. Отсутствие методики определения кредитоспособности заемщиков при долгосрочном кредитовании вызывает необходимость наряду с анализом коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости уделять внимание общей экономической устойчивости предприятия и перспективам его развития: возможности технического перевооружения, модернизации, обновления ассортимента продукции, услуг, переориентации основного вида деятельности и т.д. Кроме того необходимо оценивать общую конъюнктуру рынка, место и перспективы потенциального заемщика в рыночной конкуренции. На основании полученных данных эксперты банка готовят заключение о кредитоспособности клиента и рекомендации по установлению с ним кредитных отношений.

Если банк неправильно оценивает эффективность объекта лизинга, то он должен возместить клиенту возможный ущерб в результате такой ошибки.

Факторинговые операции делятся на:

· Внутренние, если клиент банка и его партнер, а также банк находятся в одной и той же стране, или международные;

· Открытые, если должник уведомлен об участии в сделке банка, или закрытые;

· С правом регресса, т.е. обратного требования к клиенту банка возместить уплаченную сумму, или без права регресса. Данный вид факторингового соглашения заключается банком с надежным и постоянным клиентом.

Для снижения факторингового риска коммерческими банками применяется следующий ряд мер:

· Принимается к оплате не вся сумма счета клиента, а лишь часть ее, с перечислением оставшейся суммы после поступления средств от плательщика;

· Взимается комиссионное вознаграждение за гарантию платежеспособности плательщика.

Существует ряд коммерческих организаций, не подлежащих факторинговому обслуживанию. Это обусловлено тем, что иногда банку достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

3.Кредитный риск и причины его возникновения.

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.

Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т. д.

В тоже время данные операции связаны с кредитными рисками, которым подвергаются банки.

Кредитный риск - возможность непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т. д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов. Перед банками стоят серьезные трудности в деле управления кредитным риском. Контроль со стороны правительства, давление внутренних и внешних обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, срывы производственных графиков и планов и частые ситуации нестабильности в сфере бизнеса и производства подрывают финансовое положение заемщиков. Более того, финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура часто не способствует выполнению обязательств по погашению долга.

Банки зачастую не располагают надежно разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:

* · отсутствие письменно зафиксированного в виде документа изложения политики;

* · отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;

* · излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;

* · плохой анализ кредитуемой отрасли;

* · поверхностный финансовый анализ заемщиков;

* · завышенная стоимость залога;

* ·недостаточно частые контакты с клиентом;

* ·недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;

* · отсутствие контроля над займами;

* · неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;

* · плохой контроль за документированием займов;

* · чрезмерное использование заемных средств;

* · неполная кредитная документация;

* · отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на покрытие убытков по кредитам;

* · неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли или секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и не ликвидность.

Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

Кредитный риск непосредственно связан с качеством портфеля ссуд. Можно выделить 3 разновидности кредитного риска:

1) риск злоупотребления;

2) риск по иностранным валютам;

3) риск неплатежа по внутренним займам;

Риск злоупотребления наиболее распространенная причина безнадежной задолженности банка в 1991-1993 гг.. в нашей республике. Проверками выявлены многочисленные факты нецелевого использования целевых кредитных ресурсов, выделенных для проведения сезонных полевых работ, уборки урожая, на пополнение собственных средств. Эти льготные кредиты направлялись на погашение задолженности по кредитам других банков, на покупку машин, предметов роскоши. Нередки случаи элементарной спекуляции- перепродажи этих кредитов по рыночным ставкам коммерческим структурам, конвертация в валюту и т.д.. Злоупотребления распространялись в банковской системе в начале 80-х гг.., на них приходилось свыше половины всех банковских банкротств в США. Речь идет о выдаче директорам и высшим служащим «дружеских» кредитов родственникам, друзьям, деловым партнерам без должного обеспечения и обследования финансового положения заемщика.

Риск по иностранным кредитам обнаружился с особой силой в 70-е гг. в связи с массовыми задержками платежей по кредитам заемщиками из развивающихся стран. Это явилось причиной банкротства ряда крупных банков США.

Неплатежи по внутренним займам связаны с трудностью учета всех факторов, влияющих на платежеспособность заемщика.

Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Изменения в потребительском спросе или в технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего Заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих - все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности (credit analysis).

Основная цель такого анализа определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Кроме того, банку необходимо производить оценку будущих поступлений, за счет которых будет погашаться кредит, а т.ж. показателей финансовой устойчивости заемщика.

При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональным качествам заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:

- порядочность и честность;

- семейное положение;

- профессиональные способности;

- возраст и состояние здоровья;

- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);

- материальная обеспеченность.

Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела банка непосредственно к заемщику.

Существуют несколько способов снижения кредитного риска:

1) диверсификация портфеля банковских ссуд, т.е. уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику путем установления «потолка» кредитования, который ведет к рассредоточению риска. Этот способ применяется, когда банк не уверен в достаточной кредитоспособности заемщика. Уменьшенный размер кредита позволяет сократить величину потерь в случае его невозврата.

2) страхование кредитов, которое предпологает полную передачу риска, невозврат кредита организации, занимающейся страхованием. Существует много различных вариантов страхования кредитов, но все расходы связанные с их осуществлением, относятся к заемщику. В республике страхованием занимаются страховые компании.

3) анализ кредитоспособности предпологает расчет показателей, характеризующих рискованность финансового положения заемщика и их анализ.

К таким показателям относятся:

- коэффициент абсолютной ликвидности (отношение суммы денежных средств и ценных бумаг к краткосрочным обязательствам);

- промежуточный коэффициент покрытия (отношение суммы денежных средств, ценных бумаг, средств в расчетах к краткосрочным обязательствам заемщика); - Общий коэффициент покрытия (отношение оборачиваемого капитала к краткосрочным обязательствам заемщика);

 

4.Методы минимизации кредитного риска.

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Основное содержание и роль банковского дела- это обеспечить сбор и надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной политики. Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке всегда должно иметься в наличии достаточно средств для удовлетворения требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и регулирующие органы исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.

Особая роль коммерческих банков в предоставлении кредитов является центральной в банковских операциях. Работа банкира заключается в том, чтобы решать, кому можно доверить деньги вкладчиков. Банк должен определить, какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Риск нельзя игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Цели кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры банка.

Объем кредитного риска при реализации контракта - это абсолютная величина платежа, который должен быть сделан банком. Величина кредитного риска, который существует до урегулирования контракта, если таковой существует, зависит от движений курса обмена валюты вслед за заключением контракта. Если курс меняется в пользу банка, это порождает кредитный риск. Если курс меняется против позиции банка, банк не имеет кредитного риска. До заключения с контрагентом забалансового контракта по курсу обмена иностранных валют руководителю следует оценить потенциальный кредитный риск, который может появиться в течение действия контракта. Чем дольше срок контракта и чем более подвижен курс обмена, тем больший существующий кредитный риск по отношению к номинальной стоимости контракта.

Для уменьшения кредитного риска банк должен отдельно утверждать границы по урегулированию и границы по объему для каждого контрагента, с которым банк заключает забалансовый контракт по курсу обмена иностранной валюты. Такой границей является предоставление общей кредитной линии клиенту в банке, объем которой должен быть установлен кредитным отделом банка, а не отделом иностранной валюты.

Помимо кредитного риска, присущего каждому такому займу, банк таким образом невольно подвергается рискам курса обмена и процентной ставки вследствие непредвиденных изменений своей позиции по иностранной валюте.

Измерение и ограничение странового риска

В принципе все сделки, включающие возникновение дебиторской задолженности в иностранной валюте, могут вызвать страновой риск. Измерение и ограничение странового риска предполагает управление всей дебиторской задолженностью, которая должна быть погашена контрагентами в каждой стране. На практике для контрагентов, действующих в странах с неконвертируемой валютой или там, где существует потенциальная угроза возникновения нехватки иностранной валюты, для контрагентов должны быть установлены ограничения

Управление кредитным риском- это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются «целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

Начало процесса предоставления кредита

Как описывалось выше, кредитная политика банка определяет кредитную деятельность банка, его «целевые рынки» и клиентуру, а также приемлемые и неприемлемые риски. Сотрудники кредитного отдела должны сыграть двойную роль-роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. После идентификации потенциального заемщика, сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством получения информации у этого заемщика с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего заемщику нужны дополнительные средства. Настоящая причина может не всегда совпадать с названной заемщиком. Узнав настоящую причину, сотрудник банка сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита(например, инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный).

Анализ источников погашения кредита

После того, как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он должен провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита, сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.

При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность- с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита.

Структура кредита

Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита.

Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.

Одобрение кредита

Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом, членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке- от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право (в соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное одобрение кредита.

Сторонники первого метода утверждают, что он обеспечивает наиболее компетентного уровня принятия решений, так как при этом используется опыт, имеющийся у всех членов кредитного комитета. Сторонники же второго метода утверждают, что комитетная система не дает достаточно времени для анализа каждой заявки, когда их подается сразу несколько на каждом заседании. Они говорят, что в комитетной системе присутствует стадный инстинкт- члены комитета стараются избегать вопросов, неприятных для сотрудников, подающих заявку, или других кредитных отделов и следуют предпочтениям руководства своего комитета. Система же последовательного одобрения, по словам ее сторонников, дает сотрудникам реальную возможность проверить кредитную заявку, задать необходимые вопросы и принять независимые решения.

Степень ответственности членов кредитного комитета за одобряемые ими кредиты варьируется. В большинстве банков голосование в пользу или против того или иного кредиты происходит либо в форме поднятия рук, либо в форме ответов «за» или «против». В некоторых банках голос каждого члена комитета регистрируется. И хотя неясно, насколько ответственность каждого члена влияет на эффективность процесса принятия решений, следует сказать, что степень ответственности выше при последовательном одобрении кредита.

Размер банка и масштаб его операций определяют степень централизации процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень централизации, чем больше банк (а следовательно, и масштаб его операций, особенно географический),тем больше степень децентрализации. Некоторые сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе одобрения кредита банком. Учитывая это, многие банки передают полномочия по одобрению кредитов руководству своих региональных отделений, а те, в свою очередь, могут передать эти полномочия руководству филиалов или их отдельным сотрудникам.

В любой децентрализованной системе, кредитные полномочия на различных уровнях обычно определяются рекомендациями отделов по кредитной политике и по контролю за деятельностью банков, а затем одобряются руководством банка и советом директоров. Контроль за правильностью использования этих полномочий осуществляется посредством составления периодических отчетов и проведения обзоров и проверок внутренними аудиторами.

Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку принимать юридические меры, если заемщик не выполняет запретительные оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор-это контракт между банком и заемщиком, в котором оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом,чтобы поддержать или улучшить финансовое состояние заемщика, уровень прибыльности, движение денежных средств, что так или иначе защищает интересы банка. Хороший кредитный договор, составленный на четкой юридической основе, дает кредиторам вес на переговорах, если состояние кредита начинает ухудшаться.

Прежде чем быть подписанной, юридическая документация должна быть тщательно проверена, желательно какой-либо специализированной внутренней структурной единицей банка. Очень важно, чтобы кредитная документация отвечала требованиям существующей законодательной базы: прежде чем какой-либо кредиты предоставлен одному заемщику или группе связанных заемщиков, тщательно должны быть проверены существующие лимиты кредитования по отношению к величине капитала банка.

Обеспечение и гарантии

Обеспечение -это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.

 

 

Оценка залога

Рейтинг обеспечения Покрытие обеспечения Стоимость обеспечения Стоимость Контроль Примеры
A   Полностью обеспечена и легко может быть реализована · · Под банковским контролем · · Документация в порядке · · Контргарантии приемлемых банков · · Денежный залог в банке
B <100% Стоимость может колебаться и могут возникнуть трудности с продажей · · Под банковским контролем · · Документация в порядке · · Акции,заложенные и хранимые в банке · · Оцененная банком недвижимость
C <100% Изменчивая стоимость и неуверенность с реализацией · · Проблемы под контролем · · Сомнительная документация · · Некотируемые акции · · Запасы ТМЦ или дебиторская задолженность,хранимая в банке
D <100% Снижающаяся стоимость и слабая реализация · · Не контролируется банком · · Проблемы с документацией · · Проблемные активы · · Неконтролируемые запасы ТМЦ
E <100% Падающая стоимость или ее отсутствие,и затрудненная или невозможная реализация на рынке · · Не контролируется банком · · Документация отсутствует · · Не поддержанные гарантии · · Не подтвержденное размещение книжных долгов

 

Наблюдение за кредитом

После того,как кредит выдан,банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит “плохой” кредит,но многие “хорошие” кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.

Банки следят за заемщиками для того,чтобы удостовериться в благополучности их финансового положения и в выполнении ими условий кредитного договора; а также для поиска новых возможностей делового сотрудничества с клиентом. Наблюдение за кредитом необходимо для того,чтобы выявить на ранней стадии признаки того,что у заемщика могут появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней стадии для того,чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными,или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов.

Проблемные кредиты и работа с ними

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента, хотя в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут,но не желают погасить кредит. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия,дающие банку право проверять отчетность клиента,или,по крайней мере,дающие банку доступ к разъяснениям(клиента) по его финансовой отчетности.

Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того,как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще хуже,если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля,скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.

Во избежание этого банки делают периодические,независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.

Тревожные сигналы

Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие,требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.

Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента,ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае,это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.

Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов,предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.

Первая реакция на потенциально проблемные кредиты

Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентноспособность, потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:

* ·проанализировать проблемы заемщика;

* ·проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;

* ·рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;

* ·собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;

* ·ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;

* ·просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;

* ·изучить возможность получения обеспечения(в случае,если кредит необеспечен);

* ·выработать план корректирующих мер.

На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк. Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает.

Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.

Стратегия “спасения” кредита

Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

* · разработка программы изменения структуры задолженности;

* ·получение дополнительной документации и гарантий;

* ·удержание дополнительного обеспечения;

* ·вложение дополнительных средств;

* ·продажа прочих активов;

* ·обращение к гарантам;

* ·разработка программ сокращения расходов и т.д.

Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.

Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

Создание резервов по кредитам. После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными- это зависит от банковской системы.

Ключевые слова: активы, кредит, кредитная политика, кредитный риск, риски форфетирования,

факторинговые операции, технологический риск, инвестиции, портфельный риск.

Вопросы для контроля:

1.Что представляют собой риски активных операций?

2. Какие существуют способы снижения кредитного риск?

3.Что представляет собой диверсификация портфеля банковских ссуд?

4.Что представляет собой страхование кредитов?

5.Что представляет собой анализ кредитоспособности заемщика?

6.Что представляет собой коэффициент абсолютной ликвидности?

7.Что представляет собой промежуточный коэффициент покрытия?

8.Что представляет собой общий коэффициент покрытия?

Литература

1. Нурсеитов А.А., Нурсеитов Н.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Алматы: КазГАУ, 1996. - 160 с.

2. Г.С. Сейткасимов. Банковское дело.-. Астана: КазУЭФиМТ, 2007. – 640с.

3. Г.С.Сейткасимов Деньги, кредит, банки. - Алматы: Экономика, 1998. - с.280.

4.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.–М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994.–320 с.

5. Долан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: пер. с англ. / Э.Д.Долан, К.Д.Кэмпбэлл, Р.Д.Кэмпбелл. - М.; СПб., 1993. - 446с.

6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.