Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность самоменеджмента




Самоменеджмент руководителя.

 

Самоменеджмент – это целенаправленное совершенствование техники, технологии и организации личного труда менеджера на базе современных рекомендаций науки и практики управления.

Еще Дейл Карнеги однозначно заявлял: "Самосовершенствование – прежде всего", а известный специалист в области управления П. Друкер в книге "Эффективный управляющий" подчеркивал: "Саморазвитие квалифицированных исполнителей – краеугольный камень развития организации".

Деятельность руководителя и менеджера в обычных условиях, а тем более в экстремальных производственных ситуациях, требует от них применения эффективных управленческих технологий, рациональной организации личного труда – методов планирования рабочего времени, делегирование полномочий, подготовки и проведения деловых совещаний, деловых коммуникаций и др.

Один из отечественных основоположников и организаторов систем труда П.Е. Корженцев писал:

"Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Важно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой".

Подчеркнем, что разница между удачливыми и неудачливыми деловыми людьми состоит, очевидно, в том, что все удачливые люди стремятся к самосовершенствованию, самоменеджменту, берут на вооружение лучшее из современных рекомендаций науки и практики делового успеха. Это и есть позитивное отношение человека к делу, а именно оно на 75% обеспечивает успех.

"Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве", – утверждает китайский трактат.

Уже сама попытка обратить свои минусы в плюсы, заставляет стремиться вперед, вытесняет неуверенность и тревогу, вдохновляет мыслить оптимистически и конструктивно, высвобождает творческую энергию. Следовательно, умение менеджера руководить – величина не постоянная, а переменная и имеет объективную тенденцию к росту.

Знать себя – это необходимое условие для того, чтобы руководить и управлять другими людьми эффективно, ответственно и честно.

Писатель В. Войнович в рассказе "Кем я мог бы стать" откровенно заявляет:

"Я давно понял, что никогда не мог бы быть начальником потому, что стесняюсь кого-нибудь чему-нибудь принуждать, никогда не мог бы быть хорошим подчиненным, потому что мой организм противится принуждению".

А потому надпись над входом в школу Сократа, призывавшая "Познай самого себя" является весьма актуальной для менеджеров и руководителей. Никто из них не имеет морального права судить о других, пока не научится судить о себе самом.

Объективная самооценка выступает как первый шаг к успешной деловой карьере. Но способность к эффективному самоменеджменту – это не подарок, свалившийся с неба. Для этого необходимо серьезное и профессиональное познание собственной личности, ее сильных и слабых сторон, критическое отношение к самому себе и к своему деловому стилю, умение видеть и исправлять свои ошибки. А для этого надо чаще становиться "перед зеркалом", чтобы увидеть там своего лучшего друга и заклятого врага.

Руководителю, как никому другому, необходимо помнить афоризм Мэтча: "Дурак, занимающий высокий пост, подобен человеку на вершине горы: все ему кажется маленьким, а всем остальным кажется маленьким он сам".

Самоуверенный и никогда ни в чем не сомневающийся человек – это ужасно. Это где-то уже и не нормальный человек, а какой-то робот.

Никто, очевидно, не станет спорить, что умный, казалось бы, российский человек В. Жириновский – лидер с явно гипертрофированной самооценкой и самовлюбленностью. Такие, как он, слышат только самих себя, для них нет авторитетных людей, они не воспринимают никакую критику в свой адрес.

С другой стороны, вряд ли станет "человеком успеха" менеджер, болеющий сверхскромностью, который перегибая в самокритике, приписывает себе массу крайне отрицательных черт ("Я – глупый, неспособный, невезучий, нерешительный, неуравновешенный, вспыльчивый").

Именно "в меру" сомневающиеся люди жаждут и способны совершенствоваться, зная о своем несовершенстве.

Осознанию своего настоящего делового имиджа менеджеру могут помочь многочисленные тесты, широкого используемые в зарубежной практике управления. Такой самоменеджмент может включать, в частности, ответы самого менеджера на следующие вопросы:

1. Хорошо ли я работаю на самого себя?

2. Я хорошо организован?

3. Могу ли я бороться со стрессом?

4. Контролирую ли я себя, когда меня критикуют?

5. Приветствую ли я новые идеи?

6. Честолюбив ли я?

7. Уживаюсь ли я со своими коллегами?

8. Прислушиваются ли люди к моим идеям?

9. Как часто обращаются ко мне за советом или за помощью?

10. Не захлестывают ли меня эмоции?

11. Демонстрирую ли я своей работой уверенность, энтузиазм и оптимизм?

12. Чему мне нужно еще научиться?

Менеджер, как руководитель – человек публичный, он постоянно находится "наедине со всеми", его решения, действия, манеры поведения и т.д. регулярно оказываются в центре внимания подчиненных и постоянно подвергаются оценке. При этом и положительные, и негативные моменты в работе своего руководителя сотрудникам со стороны видятся иначе, нежели самому руководителю.

Напомним, кстати, что писатель М. Зощенко еще в 1926 году в рассказе "Режим экономии" приводит такое мнение рабочих о своем начальнике: "Заведующий у нас свой парень. Про все с нами советуется и говорит как с родными. Папироски даже, сукин сын, стреляет".

Стремление руководителя пользоваться у своих подчиненных авторитетом, уважением и даже любовью, с одной стороны, можно расценивать как рациональный принцип управления, а с другой – как вполне понятную человеческую слабость. Ведь слегка переиначив афоризм К. Пруткова можно, очевидно, утверждать: "Руководители, женщины и собаки хотят быть любимыми".

Достичь уважения и взаимопонимания сотрудников дело исключительно сложное для руководителя.

У французов по этому поводу есть такая шутка.

Шеф накануне юбилея своей фирмы собрал правление и заявил:

– Первое – надо провести праздник, но с минимальными затратами; второе – о нем должен узнать весь Париж; третье – праздник должен доставить радость всем работникам нашей фирмы.

– Это очень просто, – сказал первый заместитель шефа. – Вы должны купить билет на Эйфелеву башню всего за 2 франка и броситься с нее вниз. Об этом будет говорить весь Париж, а уже радости нашего персонала – не будет предела.

Самооценку руководителя ("Я своими глазами") целесообразно обязательно дополнить оценкой мнения коллег на работе и подчиненных, в том числе, например, путем регулярного анонимного анкетирования их мнений. Напомним, что в кинофильме Э. Рязанова "Служебный роман" А. Фрейндлих (начальник) говорит А. Мягкову (подчиненному): "Всегда интересно узнать, что думают о тебе подчиненные".

Вообще, менеджер не может считать, что прав, пока не посмотрел на ситуацию глазами другой стороны.

Итоговая обобщенная деловая оценка руководителя может быть проведена на базе различных подходов, различным составом субъектов оценки и, естественно, с различными степенями достоверности выводов (табл. 3.1.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.