КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджер – прирождённый рационализатор
А.И. Герцен шутя утверждал когда-то: «Главная болезнь ХХ века – думанье». Известна также «шутка Рузвельта»: работник спокойно переносил мешки с картошкой, но расстроился когда его заставили сортировать её. На вопрос: «Что теперь изматывало рабочего?», верный ответ таков: «Необходимость постоянно думать, чтобы принимать правильное решение». Но успешный бизнес может быть только там, где хорошо работает мысль, где руководители и сотрудники фирмы – думающие индивиды. Создатель фирмы IBM Т. Уотсон-старший (один из самых успешных промышленников 30-х годов) изобрёл и держал на самом видном для сотрудников месте в своём кабинете следующий девиз людей успеха: «Думай!» Конечно, выполнять такое требование непросто, ибо психологам давно известен закон привычки: 80% всего того, что человек делает – есть привычка. Но если не менеджер скажет: «Лучше старое привычное, чем новое – отличное», то у преуспевающего менеджера девиз должен быть другой: «Не имей 100 рублей, а имей… 100 идей». Ведущий менеджер фирмы «Супер Вольво» Д. Хоффман воспитывает своих сотрудников на следующих 7 принципах преуспевающих инновационных фирм: 1. Воспитывайте здоровое неуважение к невозможному. Наш важнейший продукт – прогресс. 2. Преуспевающие сотрудники могут потому, что они думают, что могут. 3. При решении всех ситуаций должен существовать более удачный способ и наша задача – найти его. 4. Если вы не решаете проблем, то вы сами становитесь проблемой. 5. Мы не тратим ни сил, ни времени на защиту вчерашнего дня. 6. В мире современного бизнеса постоянными являются только перемены. Развитие – это перемены, произошедшие вовремя. 7. Нельзя ничего достичь утверждая, что «это нельзя сделать».
Известно, что любые нововведения входят в жизнь непросто. Новые идеи обычно проходят следующие 3 стадии восприятия их людьми: 1. «Этого не может быть» 2. «В этом что-то есть» 3. «Это всем известно» Можно напомнить, что в советское время широкое распространение имел управленческий штамп «Внедрение достижений научно-технического прогресса», содержавший в себе намёк на психологическое сопротивление нововведениям. С целью создания соответствующего психологического климата при обсуждении вопросов рационализации в ряде зарубежных фирм, взявших на вооружение рекомендации современного менеджмента, сотрудникам запрещается употреблять в своих выступлениях высказывания-самоубийцы типа: «Нет, нам этого не потянуть», «А нам всё равно», «Тебе, что больше всех нужно?», «Однажды мы это уже пробовали, но ничего путного не вышло». Настенные плакаты, наоборот, убеждают сотрудников в обратном, вселяют в них оптимизм: 1. Для нас «трудно» – это когда сделать можно немедленно, а «невозможно» – это когда на выполнение задачи требуется немножко больше времени. 2. Чтобы работать у нас, вам не обязательно быть сумасшедшим. Но это бы не помешало. Великий Бернард Шоу утверждал когда-то: «В этом мире добивается успеха только тот, кто упорно ищет нужных ему условий, и если не находит, создаёт их сам». Менеджерам и другим деловым людям сегодня можно предложить следующий приём поиска управленческого решения, который поможет им разглядеть имеющиеся резервы там, где до сих пор они видели только проблемы. Итак, имеем: Узкие места производства, проблемы. Требуется: Изыскать резервы производства. Как это делают лучшие менеджеры, руководители? Они советуют взглянуть на проблемы так, чтобы стало возможным увидеть, что можно сделать, а не то, чего нельзя делать. Как именно? 1. Не говорите: Мы это уже пробовали.
Спросите: Что изменилось с тех пор, как мы это пробовали? 2. Не говорите: Это слишком дорого обойдётся. Спросите: Выгодно ли это для нас, сколько можно с этого получить? 3. Не говорите: Это не сработает. Спросите: Что из этого может сработать? 4. Не говорите: Это слишком радикальная перемена. Спросите: Какого прогресса мы достигнем в результате этой перемены? 5. Не говорите: У нас на это нет времени. Спросите: Кому это можно поручить? 6. Не говорите: Мы никогда так прежде не делали. Спросите: Что нужно изменить, чтобы мы могли это сделать по-новому? Классик бизнеса Й. Шумпетер утверждал: «Быть предпринимателем – означает делать то, что делают другие, но делать не так, как делают другие». С целью всесторонней рационализации трудовой деятельности, менеджеру можно рекомендовать чаще использовать следующую типовую модель анализа (табл. 2.6) Активно используя приведённую выше модель рационализации мы будем выполнять разумный совет Ли Якокки: «Никогда не принимайте решения, не имея за душой по крайней мере двух его вариантов».
Таблица 2.6 Типовая модель менеджерской рационализации трудовой деятельности подчинённых.
Приступая к реализации намеченных перемен в работе коллектива, руководитель сначала должен определить, столкнется ли он с сопротивлением этим переменам, что это будет за сопротивление и как изменить свою линию поведения, чтобы преодолеть или устранить его? Опыт показывает, что настороженное отношение людей к нововведениям, как правило, возникает в тех случаях, когда:
- коллективу не объяснены цели перемен. Боязнь неизвестности может настроить коллектив враждебно по отношению к новому не в меньшей степени, чем суть этого нового; - работники сами не принимали участия в планировании этих перемен; - не учитываются традиции коллектива и привычной для него стиль, режим работы; - подчинённым кажется, что при подготовке реформ допущена ошибка. Это чувство особенно усиливается, если люди заподозрят, что над ними нависла угроза в виде уменьшения зарплаты, понижения в должности или потери расположения руководителя; - нововведение грозит подчиненным резким увеличением объема работы или увольнением; - людям кажется, что и так все хорошо; - инициатор нововведения не пользуется авторитетом в коллективе; - при планировании нововведения коллективу не ясен конечный результат; - работник не знает, что выиграет лично он. Напомним также, что советская идеология и управленческая практика всегда поднимали на щит актуальность спущенных сверху планов внедрения новой техники и необходимость трудового героизма при преодолении трудностей, вплоть до самопожертвования. Но самопожертвование в труде – это великая и благородная вещь только тогда, когда оно безусловно рационально и необходимо. Если же самопожертвование вызывается лишь плохой организацией производства и труда, то тогда оно является преступлением перед обществом, ибо человек – это самый дорогой из всех производственных ресурсов. Работа по отечественному «научному принципу» Д2 + Ш2 («давай-давай, шуруй-шуруй»), обилие лишней, бесполезной работы и деформированные критерии её оценки («Здесь мерилом работы считают усталость») не могли, конечно, ни повысить эффективность труда, ни поднять его социальную значимость и привлекательность. Не здесь ли следует искать причины того, что уже в наши дни с юмором сформулировано в «объявлении» одного нашего предприятия: «Требуются работники, которые умеют работать на работе». Когда-то мудрый русский писатель Ф. Достоевский очень правильно говорил: «Если вы хотите, чтобы труд для человека превратился из радости в своего рода наказание для него – заставьте его делать бесполезную, бессмысленную работу».
Менеджеру наших дней необходимо помнить о диалоге, который состоялся ещё в начале века между Ф. Тейлором и его молодым последователем американским инженером Ф. Гильбертом. Последний, будучи строительным подрядчиком, под влиянием идей Ф. Тейлора занялся изучением и рационализацией трудовых движений своих рабочих. Однажды Ф. Гильберт пригласил Ф. Тейлора посетить стройку и оценить работу рабочих. Однако вместо хвалебного отзыва он услышал массу критических замечаний и не выдержал: «Как! У меня работают непроизводительно? Посмотрите, к вечеру у рабочих рубахи становятся мокрыми». На что более искушённый Ф. Тейлор ему ответил: «Когда у ваших рабочих будут сухие рубашки, тогда будет производительная работа». В заключение подчеркнём ещё раз: необходимость постоянного движения вперёд сегодня становится характерной особенностью успешной трудовой деятельности отдельных личностей и коллективов в целом. И эффективный менеджмент – это реальный путь к успеху. Но такой менеджмент не мыслим без глубокого внимания к вопросам рационализации труда и производства, переоценки привычного, отказа от устаревшего, не выдерживающего испытания временем. К сожалению, сегодня далеко не все в нашей стране обеспокоенные поиском путей выхода из экономического кризиса, отдают себе отчёт в том, что серьёзные экономические цели могут достигаться не только путём наращивания капиталовложений в производство, но и за счёт умения работать эффективно. Экономить на поиске рационального управленческого решения, на вариантном проектировании и технико-экономической оценке принимаемых управленческих решений – всё равно, что экономить на прицеливании при выстреле.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |