Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет-ресурсы. 11. http://gumilevica.kulichki.net - сайт «Научное наследие Л




11. http://gumilevica.kulichki.net - сайт «Научное наследие Л. Гумилева»

12. http://medievalrus.csu.ru – Средневековая Русь.

13. http://www.magister.msk.ru - библиотека (раздел «Материалы к русской истории»)

Задания для развития контроля владения компетенциями:

1. Определите авторство приведенного ниже отрывка. Прокомментируйте содержащуюся в нем точку зрения на роль татарского фактора в создании Московского государства. Приведите попарно аргументы в пользу данной концепции и контраргументы. Ответы заполните в таблицу.

«Нашествия Батыево испровергло Россию. Могла исчезнуть и последняя искры жизни; к счастью, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в самом разрушении пользу целости…Москва же обязана своим величием ханам».

2. Определите авторство приведенного ниже отрывка. Прокомментируйте содержащуюся в нем точку зрения на характер взаимоотношений русских князей и ордынских ханов. Приведите попарно аргументы в пользу данной концепции и контраргументы. Ответы заполните в таблицу.

«Монголы ни на Руси, ни в Польше, ни в Венгрии не оставляли гарнизонов, не облагали население постоянным налогом, не заключали с князьями неравноправных договоров. Поэтому выражение «завоеванная, но не покоренная страна» полностью неверно. Завоевание не состоялось, потому что оно и не замышлялось.»

Тема 6. Россия в ХVI –начале ХVII вв.: основные тенденции внутриполитического развития-4 часа.

Цель-формирование компетенций: умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей; способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов.

Форма занятия: круглый стол.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Централизация Московского государства и опричнина Ивана IV. Европейский опыт и Россия.

2. Закрепощение крестьян в России: причины, сущность, особенности.

3. Структурный кризис конца XVI-нач. XVII вв.

Методические рекомендации:

Тема круглого стола включает целый ряд вопросов, являющихся не только остродискуссионными в отечественной историографии, но и имеющими ключевое значение для анализа всех аспектов исторического развития России рассматриваемого периода, позволяющих углубить наши представления о российской специфике процесса централизации. Среди этих вопросов существенную роль имеет выяснение причин, направленности и итогов опричной политики Ивана Грозного. Спектр мнений исследователей достаточно разнообразен. Рассматривая эти аспекты, следует заострить внимание на соотношении процесса централизации, реформ Избранной Рады и опричнины, влиянии опричнины и на вызревание структурного кризиса в России. В теме предусмотрены вопросы, связанные с активной внешней политикой России, ведущей фактически непрестанные войны в течение века, геополитическим ростом России. Интерес представляет идеологический аспект: становление идеологии самодержавия, для раскрытия которого необходимо изучить памятники литературной и публицистической мысли того времени: сочинения Ивана IV, его переписку с князем Андреем Курским, сочинения церковных писателей, как сторонников Ивана IV, так и представителей оппозиции; выявить влияние гуманистической европейской мысли на формирование, прежде всего, оппозиционной идеологии.

Особую сложность представляет второй вопрос темы. В странах Западной Европы, в отличие от России, процесс создания национальных государств сопровождался освобождением крестьянства. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться в проблеме соотношения процесса становления централизованного государства и закрепощения крестьянства в России. Для решения этой проблемы магистры должны рассмотреть условия развития и эволюции феодального землевладения, структуру феодальной ренты и потребления, рентабельность частновладельческого хозяйства в России и странах Запада. При этом необходимо заострить внимание не только на влиянии экономического кризиса конца XVI в., но и на климатические условия аграрного развития в России. К тому же ряд исследователей отмечает черты сходства аграрного развития Московского государства и стран Европы, лежащих к востоку от Эльбы, причину этого усматривая в более раннем зарождении капиталистических отношений в странах, расположенных к западу от Эльбы. Не должны остаться без анализа и традиционные для отечественной историографии основные концепции закрепощения крестьян: указная и безуказная теории.

При подготовке к третьему вопросу темы необходимо разобраться в понятии термина «структурный кризис», обратив внимание на его важнейшую черту - всеобъемлющий характер, затрагивающий основы существующего социально-экономического и политического строя. В связи с эти необходимо акцентировать внимание на составляющих кризиса: экономических, социальных, политических, династических, идеологических и культурных предпосылках. Интерес представляет проблема зарождения такого феноменального явления: как самозванческое движение, так и его идеологии, являющихся существенным проявлением структурного кризиса в России. Важно проследить влияние внешнего фактора в развитии кризиса и Смуты начала XVII в. в целом.

Источники:

1. Российское законодательство IХ-ХХ вв. М., Тт. 2-3.1984-1994.

2. Русская литература XI-XVIII вв. /Под. ред. Г. Беленького. М., 1988.

3. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. /Под ред. А.А. Зимина. М., 1962.

4. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. / Сост. П.П. Епифанов, С.П. Епифанова.

Основная литература:

1. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М., 2009.

2. Семенникова Л.И. Отечественная история. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Учебное пособие. - М.: КДУ, 2008.

Дополнительная литература:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л.,1988.

2. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

3. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

4. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси //История СССР.1991. № 4.

5. Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1979.

6. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.,1998.

7. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России.Л.,1969.

8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1992.

9. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. М., 1988.

10. Черепнин Л.В. Земские соборы Российского государства в XVI-XVII. М., 1978.

11. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.