Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное производство, потребности и блага




И ВОСПРОИЗВОДСТВА

ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Производство, это процесс взаимодействия человека и природы в определенной общественной форме в целях создания предметов удовлетворяющих потребности людей. Из определения видно, что структура содержания общественного производства включает в себя вещественную и общественную стороны производства и его цели.

Вещественную сторону общественного производства образуют процесс взаимодействия человека с природой. Человек воздействует на природу своим трудом, чтобы преобразовать ее и получить необходимые предметы, удовлетворяющие его потребности. Таким образом, т руд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой совершается обмен веществ между природой и обществом. Данный процесс совершает человеческая производительная сила, рабочая сила. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей, которыми располагает человек и которые им используются для производства жизненных благ. Именно рабочая сила совершает процесс труда. Следовательно, рабочая сила и труд тесно связаны между собой и составляют единство. Но они имеют и различия. Рабочая сила, это способность к труду, потенциальная возможность совершать труд. Человек способен трудиться, но он не всегда трудится, а лишь тогда, когда появляется такая необходимость. Труд же, это функция рабочей силы, процесс ее потребления.

Процесс труда включает три простых момента: сам труд (живой труд человека), предмет труда (на что направлен труд) и средство труда (посредством чего труд воздействует на предмет). Предмет труда и средства труда называются не только потому, что с помощью их совершается труд, но и потому, что они также созданы трудом в прошлом.

Предмет труда и средство труда образуют вещественные условия живого труда, а совместное их взаимодействие совершает процесс труда в общественном производстве.

Общественная сторона производства представлена теми отношениями, в которые вступают люди в процессе создания жизненных благ. Это производственные отношения, в основе которых лежит та или иная форма собственности на средства производства и которые определяют характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производство всегда общественное, если оно направлено на создание предметов для общества, на продажу и производитель своими результатами обменивается с результатами производства других экономических агентов. В этом случае все производители и потребители вступают в определенные экономические отношения по поводу обмена созданных предметов. Возникающие экономические (производственные) отношения по поводу производства придают ему общественный характер.

Цель общественного производства заключается в удовлетворении потребностей людей. Именно потребности человека как необходимость его существования и осуществления жизнедеятельности определяют цели производства. За счет производства человек удовлетворяет три первоочередных потребности:

а) потребность в существовании человека как живого организма, то есть его физиологические потребности;

б) потребность в выполнении труда определенного вида и сложности, для чего требуются специальные знания, опыт навыки, чтобы иметь способности к труду, а также соответствующая работа, чтобы применять свой труд;

в) потребность в развитии человека как личности через творчество, инициативу, другие моральные качества, которые он проявляет в процессе труда и производства.

Таким образом, цель общественного производства заключается в создании тех предметов, условий и услуг, которые удовлетворяют указанные потребности человека, и благодаря которым человек становится способным трудиться, создавать материальные и духовные блага для себя и других.

Создание благ для удовлетворения потребностей человека, это конечная цель производства. Однако у производителя имеется непосредственная (собственная) цель производства – получить определенный доход (прибыль) от реализации произведенного продукта. Между этими целями существует тесная взаимосвязь. Без конечной цели производства производитель не может осуществить свою непосредственная (собственная) цель. Так как только тогда, когда будет создан предмет, удовлетворяющий потребности людей и его купят на рынке, у производителя появится возможность получить от производства определенную прибыль.

Потребность, это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Потребности удовлетворяются через потребление благ. Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни. Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем, это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием – выступает всестороннее развития способностей человека.

Структура потребностей многообразна и классифицируется по определенным признакам.

По значимости:

- первичные потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (в питании, одежде, жилье, в средствах, необходимых для создания предметов потребления);

- вторичные потребности (в культуре, спорте, туризме и т.д.). Первичные потребности, как правило, не взаимозаменяемые, вторичные – взаимозаменяемые.

По характеру:

- личные потребности, удовлетворение которых обеспечивает приобретение и развитие способностей человека к трудовой деятельности (в питании, одежде, здравоохранении и т.д.);

- производственные (инвестиционные) потребности, обеспечивающие нормальное функционирование производственных структур (в машинах, сырье, зданиях и т.д.);

- непроизводственные потребности, связанные с развитием социальной сферы и имеющие совместный (коллективный) характер потребления (в образовании, культуре, в социальной защите населения и т.д.).

По содержанию:

- физические (материальные), имеющие натурально-вещественную форму (в продуктах питания, в производственной бытовой технике и т.д.);

- духовные, обеспечивающие интеллектуальное развитие человека (в образовании, культуре и т.д.).

По субъектам:

- индивидуальные потребности, складывающиеся у каждого человека;

- коллективные потребности, возникающие у людей отдельных предприятий, организаций, у населения обособленных территорий и т.д.;

- общественные потребности, то есть присущий всему обществу (в обороне, в здоровой окружающей среде, в стабильности общества – экономической, социальной, политической и т.д.).

Из всех перечисленных потребностей преимущественное значение принадлежит личным потребностям. Они во многом определяют и другие потребности – коллективные, общественные, производственные. Американский социолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду личных потребностей человека, в которой они расположены а следующей иерархической последовательности, от ее основания до вершины:

а) физиологические потребности (еда, одежда, жилье, воспроизведение рода и др.);

б) потребности в безопасности (потребности выживания физического, экономического, социального, профессионального);

в) социальные потребности (в образовании, культуре, в общении с людьми по общим интересам и т.д.);

г) потребность в уважении (со стороны других людей и в самоуважении);

д) потребность в самореализации (в развитии своих возможностей и способностей и их активном использовании).

Пирамида потребностей выражает определенные правила их расположения: по необходимости и значимости, по степени развитости, по причине появления новых потребностей, по причине возрастания или падения более высокого порядка потребностей, по зависимости их от экономических условий и т.д.

Структура потребностей тесно взаимосвязана со структурой производства. Структура производства должна полнее отражать структуру потребностей. Потребности определяют цель производства. Они диктуют, каких и сколько необходимо произвести благ, чтобы удовлетворить имеющиеся потребности. В соответствии с потребностями, одни отрасли производства создают предметы потребления, другие отрасли – средства для производства этих предметов, третьи отрасли – сырье для первых и вторых и т.д.

Блага, это совокупность вещей, предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, то есть степень обеспеченности граждан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей. В тоже время, потребности определяют какие блага и в каком количестве необходимо производить, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности.

Блага обладают следующими важными чертами:

а) их ограниченность по сравнению с потребностями, так как для производства нужного количества благ не хватает ресурсов;

б) их предоставление одному потребителю приводит к уменьшению объема потребления другими по причине ограниченности благ;

в) блага реализуются за деньги, те кто нуждается в благах, но не имеет возможности оплатить их по рыночной цене, из числа потребителей исключаются.

Как потребности, так и блага их удовлетворяющие, можно классифицировать по признакам, объединяющим блага в отдельные группы.

По происхождению:

-природные блага, естественного происхождения (воздух, вода и все другие природные ресурсы, которые могут быть ограниченные и неограниченные);

-экономические блага, созданные обществом (все блага, кроме природных).

По характеру потребления:

- блага личного потребления, удовлетворяющие потребности каждого человека в отдельности (продукты питания, одежда, обувь и т.д.);

- блага производственного потребления, удовлетворяющие потребности предприятий, фирм, организаций при создании готовых предметов и услуг (машины, оборудование, сырье, помещение и т.д.);

- блага непроизводственного потребления, предназначенные для удовлетворения коллективных, совместных потребностей людей (услуги образования, медицины, коммунальные и др.).

По содержанию:

- материальные блага, удовлетворяющие личные, производственные и непроизводственные потребности людей (предметы личного потребления, средства для производства различных благ);

- духовные блага для удовлетворения потребностей людей, обеспечивающих развитие личности человека (в виде различных услуг, духовные блага в вещественной форме – книги, картины и т.д.).

По времени использования:

- долговременные блага – многоразового использования, предназначенные для удовлетворения как личных, так производственных и непроизводственных потребностей (книги, бытовая техника, оборудование для производства и др.);

- блага для разового потребления, удовлетворяющие личные, производственные и непроизводственные потребности (продукты питания, сырье для производства различных предметов и т.д.).

По взаимосвязи и схожести:

- взаимодополняемые блага (комплименты), которые своими свойствами взаимосвязаны и дополняют друг друга при удовлетворении каких-нибудь потребностей людей (стол и стул, видеомагнитофон, магнитная лента и аппарат для последующего воспроизведения телеизображения и др.);

- взаимозаменяемые (субституты), которые схожие по своим свойствам и функциям, и могут удовлетворить одну и туже потребность человека (чай и кофе, услуга по перевозке людей и груза, выполняемая различными видами транспорта – поезд, автомобиль, самолет и т.д.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.