Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные программы природопользования




5.3.

Экологические нормативы и стандарты

Система экологических стандартов подразумевает уста­новление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования.

Совокупность экологических норм, определяющих стан­дарты качества окружающей среды, опирается на гигиени­ческие нормы и использует понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДЦ) содержания-вредных веществ.

ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в окру­жающей среде (воздухе, воде, почве), которая при достаточно длительном воздействии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает оставленных эффектов. Поскольку возмож­ный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные (устанав­ливающие среднюю концентрацию вредных веществ) и мак­симально разовые (фиксирующие максимальное значение концентрации загрязнителя в течение суток). ПДК устанав­ливают в результате специальных экспериментов, при этом предусматривается многократный запас прочности реко­мендуемых значений ПДК.

Стандарты воздействия на окружающую среду опреде­ляются на основе ПДК. Они устанавливают предельно до­пустимые эмиссии (ПДВ — предельно допустимый выброс; ПДС — предельно допустимый сброс) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника исходя из усло­вия непревышения ПДК этих веществ на конкретной тер­ритории (в контрольных точках) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников.

В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воздействия: временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти норма­тивы устанавливаются в качестве компромисса (по социально- экономическим соображениям) для отдельных предприятий, чьи выбросы выше ПДВ (ПДС). Они устанавливаются убыва­ющими во времени с расчетом достижения уровня ПДВ (ПДС) в результате реализации соответствующей программы.

ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсив­ность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнения (т.е. обладают свойством экологи­ческого норматива). ВСВ и ВСС фактически являются вре­менным отступлением от норм.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и к очистным сооружениям.

Стандарты качества продукции устанавливают требования к качеству готовой продукции (например, содержание вред­ных примесей в питьевой воде).

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на виновника за­грязнения. Они применяются в крайних случаях, когда про­изводство (или выпускаемая продукция) наносит непоправи­мый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня техно­логически или экономически. Таким образом, эффективным становится только полное запрещение производства.

Экологические сертификаты или лицензии представляют со­бой документ на право осуществления экологически безопас­ной деятельности. Объектами экологической сертификации являются:

19. объекты окружающей природной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы);

20. отходы производства и потребления;

21. технологические процессы;

22. услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде;

23. товары.

Разрешения и лицензии могут носить временный или разо­вый характер. Они предоставляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в случаях отсут­ствия нормативов и стандартов в отношении какой-то дея­тельности.

Экологическое нормирование не ограничивается регла­ментацией хозяйственной деятельности. В него входит систе­ма государственных экологических кадастров и стандартов территорий, в том числе кадастр особо охраняемых природных территорий.

Развитие экологического нормирования связано с утверж­дением фундаментальных экологических нормативов, таких как экологическая техноемкость территории или предельно допустимая техногенная (антропогенная) нагрузка. Практи­ка показывает, что необходима опережающая регламентация количественного производства, запрет на размещение пред­приятий с уровнем природоемкости выше установленного для данной территории на основании утвержденных величин ее экологической техноемкости и предельно допустимой тех­ногенной нагрузки.

 

Согласно Закону об охране окружающей среды планиро­вание мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется с учетом федеральных программ в области экологического развития Российской Фе­дерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, планов социально-экономического раз­вития на основе экологических прогнозов.

Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям ком­плекс мероприятий (научно-исследовательского, производ­ственного, социально-экономического, природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем.

Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики.

Федеральные целевые экологические программы формиру­ются для решения крупных экологических проблем обще­государственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации.

Экологические федеральные программы классифициру­ются по целям их организации следующим образом:

24. межгосударственные, целью которых является реализа­ция мер по выполнению обязательств, вытекающих из между­народных договоров;

25. государственные, направленные на обеспечение эколо­гической безопасности страны;

26. межрегиональные, имеющие целью обеспечение эколо­гической безопасности на территории ряда субъектов Феде­рации;

27. региональные, целью которых является улучшение эко­логической обстановки в одном регионе;

28. локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в отдель­ных городах.

Региональные экологические программы формируются на уровне республик в составе России, краев, областей и го­родов. Их особенностью является взаимодействие общегосу­дарственных и территориальных интересов. Это определяет специфику разработки, направленности и реализации про­грамм, которую можно охарактеризовать следующим обра­зом:

29. цели определяются местными органами законодатель­ной и исполнительной власти;

30. мероприятия осуществляются в границах единицы административно-территориального деления РФ;

31. управление проектированием и реализацией программ обеспечивается местными органами власти;

32. предполагается сочетание экологических, санитарно- гигиенических, медицинских и социальных мероприя­тий;

33. финансирование осуществляется на основе привлече­ния средств производственных предприятий, местных бюджетов, федерального бюджета.

Основными задачами региональных экологических про­грамм являются:

34. улучшение экологической или социально-эколо­гической обстановки;

35. мониторинг окружающей среды;

36. внедрение экологически чистых технологий;

37. улучшение здоровья населения;

38. социальное развитие региона.

Региональное программирование выступает как способ перераспределения компетенции между федеральными и ре­гиональными органами власти в области природоохранной деятельности. При этом государство осуществляет согласо­вание экологических мероприятий регионального характера в масштабе Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.