Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты ISO серии 9000 и TQM




Основное содержание стандартов ISO серии 9000

 

Стандарты ISO серии 9000 были разработаны техническим комитетом ISO/TK 176. Первая редакция стандарта ISO 9000 в 1987г. была в сущности стандартом BS 5750 Британского института стандартов (British Standard Institute).

За годы, которые прошли с момента опубликования, эти стандарты получили широкое признание. Более, чем 50 стран, в том числе и Украина приняли их как национальные.

Процедурой ISO предусмотрены периодический пересмотр и редактирование стандартов ISO 9000.

Вторая редакция стандартов ISO серии 9000, вышедшая в 1994г., включала 24 стандарта. Такая многочисленность была обусловлена тем, что стандарты ISО серии 9000 создавались независимо от специфики отраслей промышленности. Однако в дальнейшем потребовалось уточнение базовых стандартов в таких областях, как сервис, программное обеспечение, подготовка и обучение персонала и т.д.

В частности, предусматривалась возможность по выбору организации применение нею одной из трех моделей системы качества:

- ISO 9001:1994 на проектирование, разработку, производство, монтаж и обслуживание (по сути – для всех этапов жизненного цикла продукции);

- ISO 9002:1994 только на производство, контроль и испытания продукции;

- ISO 9003:1994 только на контроль и испытания продукции.

Понятно, что значимость выбранных моделей для потенциального потребителя разная. Разной является и конкурентоспособность соответствующей продукции.

Стандарт ISO 9000:1994 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» включал 4 части:

• Часть 1: «Руководящие указания по выбору и применению». Это руководство применялось при решении вопроса выбора той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений.

• Часть 2: «Общие руководящие указания по применению ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003». Данное руководство разъясняло пользо­вателю трактовку требований стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003:1994.

• Часть 3: «Руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспече­ния». Указания предназначались для трактовки требований стан­дарта ISO 9001 производителями интеллектуального продукта.

• Часть 4: «Руководство по управлению программой надежнос­ти».

Взаимосвязь между уровнями стандартов второй редакции ISO 9001, 9002, 9003:1994 показана на рис.2.7.

 

 

 
 

Рис. 2.7. Взаимосвязь между стандартами ISO 9001, 9002, 9003:1994 [ ]

 

Кроме этого серия включала ISO 8402 на термины и определения, а также прочие стандарты, учитывающие специфику деятельности организаций.

В редакции 2000 г. стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и частично ISO 8402:1994. Вместо трех стандартов ISO 9001, 9002, 9003 введен один - ISO 9001:2000, в котором предусмотрен полный или неполный охват системой качества процессов жизненного цикла продукции.

При этом стандарт ІSO 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, а ISO 9004, служит для совершенствования деятельности в организации. Oн ориентирует организацию на учет и максимально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: потребителей, вла­дельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом. Стандарт ISO-9004 также определяет такое фундаментальное по­нятие, как «петля качества» (жизненный цикл продукции).

Стандарт ISO 9000:2000 «Общее руководство качеством и элементы си­стемы качества» содержит также информацию и предложения по реализа­ции (разработке, установке и запуску) Системы TQM (Total Quality Management - Всеобщего управления качеством), которая происхо­дит после установки и (возможно) сертификации Системы качества. Стандарт состоит из следующих частей:

• Часть 1: «Руководящие указания».

• Часть 2: «Руководящие указания по услугам».

• Часть 3: «Руководящие указания по перерабатываемым матери­алам».

• Часть 4: «Руководящие указания по улучшению качества».

• Часть 5: «Руководящие указания по программе качества».

• Часть 6: «Руководство качеством при управлении проектирова­нием» (проект стандарта).

• Часть 7: «Руководящие указания по управлению конфигураци­ей» (проект стандарта).

Стандарты ISO 9000 и ISO 9004 имеют справочный характер.

Кроме указанных, в пакет стандартов ISO 9000:2000 входят вспомогательные (под­держивающие) стандарты и руководства (стандарты процессов и документов), связанные либо с общими элементами ISO 9000, либо с узкой коммерческой или производственной спецификой.

Документ ISO 9001:2000 включает практически все требования ISO 9001:1994, при этом добавляя к ним и ряд новых положений. Изменилась структура стандарта - вместо «жесткого» деления всех требований на 20 элементов, что вызывало на многих предприятиях (прежде всего малых или предоставляющих услуги) проблемы с адаптацией стан­дарта к их собственной организации, введены 4 основных раздела:

• ответственность руководства;

• управление ресурсами;

• реализация продукции;

• измерение, анализ и улучшение.

Необходимо особо отметить согласование содержания и структу­ры этого стандарта с ISO 9004:2000 облегчает их совместное практическое использование.

К поддерживающим стандартам семейства ISO 90002000 отно­сятся:

1. IS0 10011: «Руководящие указания по проверке системы каче­ства». Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и при проведении сертификационного аудита). Однако эти стандарты полезны и при разработке системы качества, так как позволяют предвидеть сценарий ее проверки. ISO 10011 включа­ет в свой состав 3 части:

• Часть 1: «Проверка».

• Часть 2: «Квалификационные критерии для экспертов-ауди­торов по проверке систем качества».

• Часть 3: «Руководство программой проверок».

В настоящее время вместо стандарта ISO 10011 используется ISO 19011:2003, позволяющий проводить совместную проверку соответствия системы качества и системы управления окружающей средой.

2. Стандарт ISO 10012 «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования», который нe является обязательным для соис­кателей сертификата соответствия стандарту ISO 9001, однако трудно представить себе соблюдение требований основных стандартов семейства ISO 9000 без выполнения требо­ваний ISO 10012.

3. Стандарт ISO 10013 «Руководящие указания по разработке ру­ководств по качеству» содержит рекомендации по составлению основополагающего документа системы качества - Руководства no качеству. Однако организация может пойти и собственным путем при разработке этого документа, так как для сертифика­ции системы качества необходимо выполнение требований толь­ко стандарта ISO 9001.

Аналогичные документы приняты в странах ЕС. В частности, аналогами стандартов ISO серии 9000 являются стандарты EN серии 29000, аналогами стандартов ISO серии 10000 являются стандарты EN серии 40000 и т.д.

Руководства из семейства стандартов ISO 9000 можно сгруппировать по трем основным направлениям, отраженным на рис. 2.8.

 

 
 

Рис. 2.8. Группирование Руководств семейства ISO 9000

 

Отличительной особенностью международных стандартов ISO 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руко­водства организации за качество. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно чет­ко определяться и оформляться документально. К обязанностям ру­ководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и ис­пытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуе­мый уровень компетенции и следить за своевременностью повыше­ния квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководства организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям. Вы­пуск новых товаров и оказание новых видов услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство организации.

 

 

Выше было отмечено, что Всеобщее («Тотальное») управление качеством - это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие мето­ды управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение про­изводственной деятельности и результатов этой деятельности.

Принятая аббревиатура концепции "Всеобщего управления ка­чеством" - TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производ­ственной деятельности и направлена на использование матери­альных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, об­щества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельно­сти и, как показывает международный опыт, способствует по­вышению качества результатов трудовой деятельности и улуч­шению финансовых показателей. Ha основании концепции TQM может быть построена система качества.

Стандарт ISO 9004:2000 в значительной мере соответствует философии и методологии TQM, однако, имеются и отличия, отраженные в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.