КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие стратегического управленияИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Глава 6 БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
• Понятие стратегического управления • Классификация базовых стратегий управления
Функционирование предприятий в условиях рыночной экономики неизбежно связано с необходимостью прогнозирования изменений экономической ситуации, поиском новых областей деятельности и эффективным управлением развития фирмы в целом и ее филиалов. Современным инструментом управления долгосрочным развитием фирмы в сегодняшних условиях неопределенности рыночной среды является методология стратегического управления. Стратегическое управление предприятием как наука сформировалась в 70-х годах. Она нашла свое практическое применение во всех развитых индустриальных странах. В настоящее время большинство зарубежных фирм в той или иной мере используют методы стратегического управления и планирования, что позволяет им успешно приспосабливаться к изменениям условий конкуренции и требований потребителей. Использование этой методологии позволяет фирмам своевременно реагировать на изменения рыночной среды. В период существования советской командно-административной системы функции стратегического управления (в условиях стабильного социалистического общества) в той или иной степени реализовывались на уровне отраслевых министерств, всесоюзных объединений, Госплана и т.п. Предприятия и организации играли роль производственных подразделений, их управленческий персонал не имел опыта и средств Для стратегического планирования и управления. Главной идеей, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня». Ведущий принцип планирования заключался в разработке плановых заданий «от достигнутого», причем, чем больше наращивался выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом фактор изменения внешней среды практически не учитывался. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа внутренних возможностей — это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в нашей стране отсутствовал. Какой объем произведенной продукции будет куплен и по какой цене, определяет рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики не ставились. Это неизбежно приводило к затовариванию, торможению кругооборота финансовых средств и их замораживанию. В рыночной экономике интерес к стратегическому управлению обусловлен следующими причинами: — осознание того, что любая фирма является открытой системой, функционирующей во внешней среде, и основные источники ее успешной деятельности коренным образом связаны с факторами этой среды; — в условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности фирмы является одним из решающих факторов выживания и процветания; — стратегическое управление и планирование позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде; — прогнозировать изменения во внешней среде и предсказать будущее детально практически невозможно, поэтому необходимо использовать комплекс подходов для успешного стратегического управления и планирования; — для успешного взаимодействия с внешней средой в фирме должна функционировать отлаженная система управления, построенная на современных принципах рыночной экономики. Стратегическое управление (англ. strategic management) — система управления деятельностью фирмы или иных структур, направленная на выработку стратегий, позволяющих оценивать и учитывать в текущих решениях будущие изменения и обеспечивающая фирме выполнение этих стратегий. Результатом стратегического управления является обеспечение выживаемости и устойчивого роста (развития) фирмы и других структур в долгосрочной перспективе. Ключевым звеном стратегического управления является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — (англ. strategic planning) — процесс определения стратегических целей развития фирмы, разработки методов их достижения, распределения необходимых для этого ресурсов. Формальным результатом процесса стратегического планирования является стратегический план. Объектами стратегического управления и планирования являются фирмы и другие организационные структуры. Принятие гибких решений, характерных для стратегического управления, не заменяет планирования, которое служит основой роста сбыта, повышения технологического уровня фирмы и, таким образом, прибыли. Стратегическое планирование начинается с формулировки миссии фирмы, которая кратко отражает общее стратегическое направление деятельности структурных подразделений. Эта формулировка включает стратегические цели фирмы и границы, внутри которых разрабатываются стратегические направления деятельности структур-филиалов, подразделений, отделов и т.п., а также конкретные стратегические проекты. Цели и задачи компании являются связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. Принимая формулировку миссии фирмы в качестве основного принципа, ее руководство определяет конкретные задачи и цели, являющиеся результатом выполнения миссии фирмы. Задачи должны быть нацелены на выполнение ключевых позиций интересов акционеров фирмы. Задачи фирмы следует разделить на две категории: • Производственные задачи, которые имеют количественное выражение и измеримые параметры. • Задачи совершенствования, традиционно ориентированные на цели, не имеющие измерения в количественном выражении, но отражающие положение фирмы на рынке. Эти задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического плана фирмы. Сначала осуществляется оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Далее формулируются глобальные задачи фирмы, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития. Для успешной разработки стратегических планов необходимо четко разграничивать организационные задачи, сформированные руководством. Задачи должны быть аргументированы и четко формулироваться. Иначе лучшие стратегические идеи могут по существу оказаться бесполезными, если будут отвергнуты персоналом. Руководство формулирует общие оценки сильных и слабых сторон деятельности фирмы, принимает в расчет потенциальные возможности и имеющиеся у нее трудности. Необходимо оценить текущее состояние и перспективность отдельных видов деятельности на уровне фирмы в целом и отдельных видов продукции. Провести анализ хозяйственного и продуктового портфелей, оценить перспективность развития отдельных структур и продуктов. Результаты оценки используются для принятия решений относительно того, какие направления деятельности, какой вид продукции следует: поддерживать на том же уровне, развивать и увеличивать, использовать на ограниченном интервале времени, ликвидировать. Успешно организованное стратегическое планирование обеспечивает достижение целей и выполнение задач, стоящих перед предприятием. В этом случае акционеры (учредители) получают прибыль на вложенный капитал, потребители — качественные товары и надежные услуги с разумной стоимостью и быстротой обслуживания. Персонал уверен в стабильности фирмы, удовлетворен работой и оплатой труда. Грамотно составленные планы и бюджеты гарантируют реализацию проектов с обязательным достижением заданных параметров эффективности, а также обеспеченность финансовыми ресурсами в рамках утвержденного бюджета. Процесс внутрифирменного стратегического управления носит итерационный характер и включает следующие этапы: системный анализ перспектив, опасностей и возможностей, которые открываются перед организацией; разработку сценариев будущего, анализ влияния факторов внешней среды с учетом вероятности возникновения тех или иных ситуаций; определение главных целей, построение деревьев целей, сравнение целей и подцелей со сценариями будущего; отбор проблем, которые предполагается решать с помощью стратегического управления; разработку альтернативных стратегий достижения целей, выбор типовых стратегий, планирование необходимых ресурсов; разработку стратегических программ, реализующих как общую, так и частную стратегии; проектирование системы внедрения и контроля стратегических планов. Преимущества системы стратегического управления, определившие ее широкое распространение за рубежом, заключаются в том, что она позволяет сформулировать глобальные цели развития фирм, сформировать позицию менеджеров высшего и среднего звена, оперативно адаптироваться к изменениям рыночной среды и тем самым повысить конкурентоспособность организации.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |