Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система целей и задач при разработке инвестиционной стратегии




 

Цели и задачи, стоящие перед большинством предприя­тий, можно отнести к четырем областям их деятельности:

• в финансовой области — выполнение обязательств пе­ред акционерами;

• в сбытовой деятельности — удовлетворение потребнос­тей покупателей на рынке конкурирующих продавцов;

• в производственной деятельности — совершенствование и управление механизмами высокоэффективного функцио­нирования системы;

• в области внутренних возможностей — оправдание ожи­даний и развития потенциала сотрудников, профессиона­лизм которых определяет будущее предприятия.

Современному предприятию необходимо развиваться, удовлетворяя потребности не только акционеров (инвесто­ров), но и кредиторов, поставщиков, потребителей, менед­жеров, сотрудников и общества (рис. 7.3).

Главная задача инвестиционной стратегии — реализовать интересы всех субъектов инвестиционной деятельности на основе разработки механизма их оптимального взаимодей­ствия, и при этом стремиться к достижению долгосрочной конкурентоспособности предприятия.

В связи с необходимостью соблюдения баланса интересов субъектов инвестиционной деятельности при оценке эффек­тивности реализации инвестиционного проекта хозяйству­ющего субъекта необходимо учитывать не только коммер­ческую эффективность, получаемую непосредственно учас­тниками проекта, для которых она имеет первостепенное значение, но также бюджетную и социально-экономичес­кую значимость (рис. 7.4).

 

Рисунок 7.3 –Заинтересованные группы и их ожидания

 

 

Рисунок 7.4 – Баланс интересов участников реализации инвестиционного проекта

 

Основные этапы формирования инвестиционной страте­гии предприятия показаны на рисунке 7.5.

Рисунок 7.5 – Этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия

 

Начальный этап разработки инвестиционной стратегии — определение общего периода ее формирования, который за­висит от следующих условий:

— предсказуемости развития экономики в целом и инве­стиционного рынка, в частности;

— продолжительности периода, принятого для формиро­вания базовой стратегии предприятия;

— отраслевой принадлежности предприятия;

— размера предприятия.

Важным условием определения периода формирования инвестиционной стратегии является продолжительность пе­риода, принятого для формирования общей экономичес­кой стратегии предприятия.

Так как инвестиционная стратегия носит по отношению к общей экономической стратегии подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более ко­роткий период формирования инвестиционной стратегии допустим, так как заключительные этапы экономической стратегии могут не требовать изменений инвестиционной деятельности).

Одним из условий определения периода формирования инвестиционной стратегии предприятия является его отрас­левая принадлежность. Наибольший период характерен для разработки инвестиционной стратегии так называемыми ин­ституциональными инвесторами (инвестиционными фонда­ми, инвестиционными компаниями и т.д.), меньший период характерен для компаний и фирм, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и в добывающих отрас­лях промышленности; еще более короткий период характе­рен для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере производства потребительских товаров, розничной тор­говли и услуг населению.

И, наконец, одним из условий определения периода фор­мирования инвестиционной стратегии является размер пред­приятия. Инвестиционная деятельность крупных компаний обычно прогнозируется на более длительный период.

Формирование стратегических целей инвестиционной дея­тельности должно исходить, прежде всего, из системы целей базовой стратегии. Эти цели могут быть сформированы в виде:

— обеспечения прироста капитала;

— роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности;

— изменения пропорций в формах реального и финансо­вого инвестирования;

— изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;

— изменения отраслевой и региональной направленнос­ти инвестиционных программ и т.д.

При этом формирование стратегических целей инвести­ционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности предприятия.

Разработка наиболее эффективных путей реализации стра­тегических целей инвестиционной деятельности осуществля­ется в двух аспектах: по направлениям инвестиционной дея­тельности и по формированию инвестиционных ресурсов.

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются задачи опре­деления соотношений различных форм инвестирования на отдельных стадиях перспективного периода, отраслевой и ре­гиональной направленности инвестиционной деятельности.

Определение соотношения различных форм инвестиро­вания на отдельных этапах перспективного периода связа­но, прежде всего, с функциональной направленностью де­ятельности предприятия. Так, институциональные инвесто­ры, осуществляют свою инвестиционную деятельность пре­имущественно на фондовом рынке. Следовательно, основ­ной формой их долгосрочной инвестиционной деятельнос­ти будет инвестирование в акции, облигации, сберегатель­ные сертификаты и другие фондовые инструменты. Удель­ный вес реального инвестирования у таких компаний мо­жет колебаться лишь в пределах, разрешенных законодатель­ством для каждой из этих групп инвесторов.

В то же время у предприятий, осуществляющих произ­водственную деятельность, преимущественной формой ин­вестирования будут реальные вложения (в виде капиталь­ных вложений, покупки объектов приватизации и т.п.). Имен­но эта форма инвестирования позволяет таким предприятиям развиваться наиболее высокими темпами, осваивать но­вые виды продукции, проникать на новые товарные и реги­ональные рынки.

Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности является наиболее сложной задачей разработки инвестиционной стратегии. Она требует подхода к прогнози­рованию инвестиционной деятельности в увязке с общей стра­тегией экономического развития предприятия. Как правило, начальные этапы деятельности связаны с концентрацией ее на одной отрасли, наиболее хорошо знакомой инвесторам. В то же время следует отметить, что среди инвесторов, исполь­зующих эту стратегию, наибольшее число банкротств, что объясняется более высоким уровнем инвестиционных рис­ков, чем могут позволить себе многие инвесторы.

Стратегия отраслевой концентрации может быть исполь­зована лишь на первых трех стадиях жизненного цикла пред­приятия, так как при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить наиболее высокие темпы производствен­ного развития или увеличения капитала. На последующих стадиях, по мере удовлетворения потребности в продукции (товарах, услугах) основного контингента потребителей, ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсифи­кации инвестиционной деятельности.

Региональная направленность инвестиционной деятель­ности определяется двумя основными условиями: размером и продолжительностью функционирования предприятия.

Подавляющее большинство небольших предприятий осу­ществляют свою деятельность в пределах одного региона по месту проживания инвесторов. Для них возможности регио­нальной диверсификации инвестиционной деятельности ограничены в силу недостаточного объема инвестиционных ресурсов и существенного усложнения управления инвести­ционной и хозяйственной деятельностью. Принципиальная возможность региональной диверсификации появляется лишь при финансовых инвестициях, однако их объем у таких пред­приятий небольшой, поэтому инвестиционные решения могут приниматься не в рамках разрабатываемой стратегии, а при формировании инвестиционного портфеля.

На первых стадиях жизненного цикла хозяйственная и инвестиционная деятельность сосредоточивается, как правило, в рамках одного региона, и лишь по мере дальнейше­го развития предприятия возникает потребность в региональ­ной диверсификации инвестиционной деятельности.

Основой разработки региональной направленности ин­вестиционной деятельности является оценка инвестицион­ной привлекательности отдельных регионов России.

Все направления и формы инвестиционной деятельности предприятия осуществляют за счет формируемых ими инве­стиционных ресурсов. Стратегия формирования инвестици­онных ресурсов является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой стратегии. Разра­ботка такой стратегии призвана обеспечить наиболее эффек­тивное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчи­вость предприятия в долгосрочной перспективе.

Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия включает в себя:

— прогнозирование потребности в общем объеме инвес­тиционных ресурсов;

— изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;

— определение методов финансирования отдельных ин­вестиционных программ и проектов;

— оптимизацию структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Разработка инвестиционной стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения от­дельных целей и стратегических задач. В процессе этой конк­ретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхро­низация во времени. Внешняя синхронизация предусматри­вает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с базовой стратегией фирмы, а также с прогнози­руемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рын­ка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласова­ние во времени реализации отдельных направлений инвес­тирования между собой, а также с формированием необхо­димых для этого инвестиционных ресурсов.

И, наконец, производится оценка разработанной инвес­тиционной стратегии, которая осуществляется на основе следующих критериев:

• согласованность инвестиционной стратегии с базовой стра­тегией предприятия. При этом исследуется согласованность целей, направлений и этапов реализации этих стратегий;

• внутренняя сбалансированность инвестиционной стра­тегии. В процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и направления инвестиционной деятельности, а также после­довательность их выполнения;

• согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная инвестиционная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития, инвестиционного климата страны, а также конъюнктуры инвестиционного рынка;

• реализуемость инвестиционной стратегии с учетом име­ющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников, а также возможности при­влечения к реализации инвестиционной стратегии требуе­мых финансовых, технологических, сырьевых, энергетичес­ких и других ресурсов;

• приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии. Здесь рассматриваются уровни основных инвестиционных рисков и их возможные финан­совые последствия для предприятия;

• результативность инвестиционной стратегии. Оценка ре­зультативности инвестиционных программ базируется, преж­де всего, на определении экономической эффективности их реализации. Наряду с этим оцениваются и внешнеэкономи­ческие результаты (рост имиджа предприятия, улучшение
условий труда его сотрудников и т.д.).

Для достижения поставленных целей предприятие исполь­зует комбинации следующих общеэкономических стратегий и средств:

— выбор соотношения собственных и заемных финансо­вых средств;

— распределение прибыли на реинвестирование в производство, выплату дивидендов и другие направления исполь­зования;

— выбор соотношения уровней активности в производ­ственной и сбытовой деятельности;

— выбор сфер вложения средств в зависимости от скоро­сти оборота капитала;

— формирование номенклатуры.

В части формирования финансовых ресурсов стратегия определяет общие правила, концепцию, на основе которых складываются пропорции участия различных источников в создании денежных фондов. Кроме того, финансовая стра­тегия есть стратегия формирования официально показывае­мой прибыли и ее использования.

Исходя из поставленных целей могут быть разработаны различные стратегии формирования денежных фондов (крат­косрочная заемно-ориентированная, долгосрочная заемно-ориентированная, эмиссионно-ориентированная), а также различные стратегии использования денежных фондов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.