КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественного пассажирского транспорта
Для заметок
Учебное издание
Кричинский Павел Евгеньевич, Морозова Оксана Сергеевна
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Учебное пособие
Редактор Ю.А. Самойлова Технический редактор Ю.А. Самойлова
Подписано в печать 11.12.2013. Поз. № 037. Бумага офсетная. Формат 60х841/16. Гарнитура Times New Roman. Печать трафаретная.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46
Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина 390000, г. Рязань, ул. Ленина, 20а
С переходом к рыночным отношениям в результате экономических преобразований происходят изменения в сфере транспортных услуг, выражающиеся, главным образом, в переориентации рынка на потребителя, это обусловило необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного транспорта, потребовало создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия среды и приоритеты потребителей. Применение логистического подхода в практике хозяйственных отношений предприятий различных видов деятельности, рассмотрение процессов производства, с точки зрения принципов функционирования логистических систем, позволило сгладить возникшие противоречия, обеспечить единство снабжения, производства и сбыта. Это касается и транспортной сферы, поскольку использование принципов логистики при планировании, распределении и управлении перевозками в значительной степени способствует преодолению возникшей кризисной ситуации.
Проблема «пассажирской логистики», несмотря на кажущуюся противоречивость, остается весьма актуальной, поскольку высокая результативность логистических решений при организации грузовых перевозок явилась толчком к появлению в последние годы ряда работ, доказывающих целесообразность применения подобных подходов для решения проблем пассажирского общественного транспорта. Использование логистического подхода на пассажирском транспорте, при котором и региональный, и городской (муниципальный) транспортный комплекс рассматриваются как структурированная система, а сам перевозочный процесс — как логистическая цепь операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующих посредством логистических связей, позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий населения на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов. Главной целью использования логистики в системах городского пассажирского транспорта является обеспечение гарантированного уровня качества перевозок пассажиров и повышение эффективности управления перевозками. Транспортная логистика представляет собой разновидность прикладной логистики, причем ее материальный аспект проявляется в виде оказания материальных и транспортных услуг. К материальным услугам относятся виды деятельности, при которых не происходит преобразования форм материи и продуктом которых является особая потребительная стоимость, выражающаяся в общественной полезности самого труда. К материальным услугам относятся виды деятельности, влекущие увеличение стоимости ранее созданных благ, например, хранение, транспортировка, упаковка и др. В общем случае услуга определяется как деятельность, связанная с обменом стоимостей и направленная на удовлетворение спроса потребителей, при которой не происходит передачи права собственности на конкретный материальный продукт.
Транспортные услуги являются особым видом деятельности транспорта, который требует соответствующего технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. В понятие услуг транспорта также входят сопутствующие операции, связанные с подготовкой и осуществлением перевозочного процесса. Это погрузочно-разгрузочные операции, упаковка грузов, информационное обеспечение (мониторинг услуги) и др. Транспортные услуги имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при применении логистических принципов в процессе управления предприятиями транспортного комплекса, а именно: • услуга существует только в процессе ее производства, а значит, не может накапливаться; • качество услуги определяется качеством процесса оказания услуги, поскольку продажа услуги представляет собой продажу самого процесса ее оказания; • услуга имеет потребительную стоимость в определенное время на определенном направлении, что ограничивает возможность ее замены; • существует неравномерность спроса на услуги, как временная, так и пространственная; • предложение, как правило, не обладает достаточной гибкостью в приспособлении к быстро меняющемуся спросу. Применительно к пассажирскому транспорту логистика представляет собой совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания пассажиров, их безопасную, надежную и непрерывную доставку«от двери до двери» в определенное время при минимальных затратах. Применение логистики на пассажирском транспорте позволяет оптимизировать перевозочный процесс, рассматриваемый как логистическая система операторов и объектов инфраструктуры, посредством логистических связей, участвующих в процессе оказания транспортных услуг. Создание рациональной транспортной системы как региона, так и города предполагает использование логистического подхода еще на этапе проектирования и проведения градостроительных работ. Это позволяет существенно сократить потребность населения в перевозках как путем приближения мест жительства к местам труда, проведения досуга и т.д., так и наоборот.
Специфика общественного транспорта состоит в том, что в нем отражается взаимосвязь потоков материальных и людских ресурсов. Транспортная логистика предполагает возможность оказания логистического сервиса (услуг) потребителю материального потока. Логистика общественного транспорта неразрывно связана с процессом воспроизводства и представляет собой комплекс транспортных услуг, оказываемых пассажирам. Логистический подход к управлению пассажирскими потоками требует объединения отдельных участков перевозочного процесса в единую систему, способную обеспечить качественные транспортные услуги населению при минимальных затратах. Логистическая система — это сложное организационно-экономическое целое, выполняющее функции управления материальными, сервисными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Она состоит из нескольких подсистем-звеньев и имеет развитые связи с внешней средой. Цели логистической системы реализуются через ее функции — укрупненные группы логистических операций. Применительно к пассажирскому транспорту можно выделить следующие функции: • прогностическая, основанная на определении направлений и объемов пассажиропотоков и на этой базе — выявление объема и структуры спроса на транспортные услуги в целом и по видам транспорта; • организационная, включающая размещение и развитие пассажирских транспортных предприятий, управление движением пассажирского транспорта на маршруте, рациональные схемы движения транспорта в конкретной зоне обслуживания пассажиров (город, область, регион, страна). Другими словами, логистическая система включает взаимосвязанные элементы (звенья), объединенные функциональными связями и экономическими отношениями. Логистическим звеном принято считать некоторый экономический и функционально обособленный объект, не подлежащий делению в рамках поставленной задачи анализа или построения системы, имеющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Особенностями реальных звеньев логистической системы общественного транспорта являются: • экономический суверенитет; • различия в целях и характере функционирования; • многообразие форм собственности транспортных предприятий; • различия в мощности, степени концентрации и потреблении ресурсов; • разная зависимость результатов деятельности от внешних факторов и смежных звеньев логистической системы; • различия в мобильности логистического взаимодействия. Большинство звеньев логистической системы являются самостоятельно хозяйствующими субъектами рынка со своими организационно-функциональными структурами. Их функционирование может не соответствовать основной цели системы. Это усложняет управление ею и вызывает необходимость формирования координирующего управляющего органа. С точки зрения системного подхода звено логистической системы общественного транспорта можно представить как элемент, преобразующий материальные, финансовые и информационные поступления в сервисные и сопутствующие финансовые и информационные потоки (рис. 1). Входящие потоки: материальные (X), информационные (R), финансовые (С). Определенное влияние оказывают на звено системы внешние факторы (N). Такая схема воздействия потоков является типичной для большинства звеньев логистической системы. Отличительной способностью звеньев логистической системы общественного транспорта является не только преобразование информационного (R'т) и финансового (С') потоков на выходе, но и получение вместо материального (X) сервисного потока (Y).
Рис. 1. Звено системы общественного транспорта как преобразователь логистических потоков
С экономической позиции затратные потоки трансформируются в доходные (С). Назвать последние прибыльными не позволяет убыточность основной части общественного транспорта в сложившейся дотационной системе хозяйствования транспортной отрасли в СССР и современной экономике России. Поэтому и потоки внешних факторов следует различать как затратные (Nz) (налоги, валютный курс, временной фактор и др.) и как доходные (ND) — дотации, временной фактор и др. Особенностью звеньев логистической системы общественного транспорта является преобразование материального потока на входе в сервисный поток на выходе. Сервисный поток представляет собой пассажирские услуги, оказываемые предприятиями общественного транспорта пассажирам для их перемещения во времени и пространстве. Этот поток в логистической системе общественного транспорта характеризуют следующие факторы: • условия обслуживания различных социальных групп населения; • затраты времени на передвижения; • регулярность движения транспортных средств; • комфортабельность проезда; • величина транспортного тарифа и др. Можно привести следующую классификацию логистических систем пассажирского транспорта (рис. 2). Следует различать микрологистические системы на уровне снабжения, производства и реализации транспортным предприятием услуг пассажирам, опосредованные внутрипроизводственным управлением. Рассматриваемые системы призваны оптимизировать управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства транспортной продукции на уровне предприятия. Если, например, задана программа по ремонту транспортных средств, то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы транспортного предприятия являются: • эффективное использование материальных и людских ресурсов; • оптимизация запасов; • ускорение оборачиваемости оборотного капитала предприятия;
Рис. 2. Классификация логистических систем пассажирского транспорта
• сокращение времени производства и обращения; • минимизация издержек производства и реализации при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции (транспортных услуг). Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия (цеха, участка, рабочего места). Целью создания микрологистических систем общественного транспорта можно считать, таким образом, минимизацию общих логистических издержек и управление качеством транспортных услуг на всех этапах производственно-обменного цикла. Это является определяющим и для решения задач формирования и управления макрологистическими системами пассажирского транспорта. Макрологистическая система охватывает предприятия на уровне аминистративно-территориального образования и межрегионального взаимодействиядля решения экономических, социальных, экологических, энергетических и других аналогичных задач транспортного обеспечения территориальных образований. Они классифицируются по административно-территориальному признаку на городские, региональные (областные, краевые, республиканские) и межрегиональные (федеральные) логистические системы. По отраслевой принадлежности названные системы сформированы по видам общественного транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный) и по межотраслевому признаку, обобщающему взаимодействие различных его видов. Цели функционирования макрологистических и микрологистических систем общественного транспорта могут отличаться. Так, для транспортного предприятия целью функционирования в рыночных условиях в первую очередь являются минимальные логистические издержки, максимальная прибыль, освоение наиболее эффективных перевозочных маршрутов (с меньшей протяженностью маршрута и большей наполняемостью пассажирами транспортного средства), удержание завоеванных позиций на рынке пассажирских услуг. Обязательным условием при этом является наиболее полное и качественное удовлетворение запросов пассажиров. Бесспорно, в большинстве случаев минимизация общих логистических издержек используется и при синтезе пассажирских макросистем. Однако критерии формирования макрологистических систем должны включть экологические, социальные, политические и другие критерии. Например, для улучшения экологической обстановки может быть запрещен или ограничен даже экономически оправданный вид транспорта. Проводимая в стране политика патернализма может десятилетиями сохранять убыточность отдельных видов перевозок граждан. В макрологистических системах могут решаться также задачи по выбору вида транспорта и транспортных средств на административной территории, зональному расположению микрологистических транспортных систем и координированию их работы по пассажирскому обслуживанию, по разработке институциональной базы и экономических условий равновыгодного функционирования различных видов транспорта и их микрологистических систем на рынке пассажирских услуг. Обобщенно структуру логистической системы пассажирских перевозок можно представить в виде сочетания трех составляющих, соответствующих уровням транспортного обслуживания. Этими составляющими являются дотранспортное, транспортное и послетранспортное обслуживание. Дотранаюртиое обслуживание включает в себя планирование поездки, обеспечение удобства подхода пассажиров к остановочным пунктам общественного транспорта. Транспортное обслуживание реализуется непосредственно через доставку пассажиров, с использованием специального подвижного состава, из пункта отправления в пункт назначения с необходимым уровнем комфорта. Послетранспортное обслуживание заключается в обеспечении удобства подхода пассажиров к пунктам назначения, либо пересадки на другой вид транспорта. Функциональным назначением логистических систем управления пассажирскими перевозками служит обеспечение решения следующих групп задач: • диспозиционных — анализ, прогнозирование, принятие решений, планирование, оперативное управление, контроль; • транспортных — осуществление городских, пригородных, междугородных, международных перевозок; • станционных — организация продажи билетов, культурно-бытового обслуживания и т.п.; • информационных — управление пассажиропотоками, контроль перевозок, справочное обеспечение; • прочих специальных — оказание сопутствующих транспортных услуг, страхование, кредитование, финансы и т.п. Как уже отмечено, логистическое управление перевозками пассажиров может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. Микрологистические системы предполагают использование логистических принципов при организации транспортного обслуживания работников предприятия как одного из аспектов производственной деятельности. Предприятия должны быть заинтересованы в быстрой и комфортной доставке трудящихся к местам приложения труда и проживания, участвовать в проектировании и строительстве транспортных коммуникациях региона. К макрологистическим системам относятся крупные логистические системы, участвующие в организации транспортного обслуживания населения региона. Логистическое управление на макроуровне предусматривает решение следующих задач: • разработку общей концепции построения маршрутной сети; • выбор рациональных направлений перевозок: • отбор операторов и определение их объема работ; • оптимизацию распределения объектов инфраструктуры по территории региона. При проектировании и создании логистических систем пассажирских перевозок необходимо учитывать следующие основополагающие принципы: • системности — комплексное рассмотрение элементов логистической системы, начиная от этапа формирования спроса на перевозки и заканчивая его удовлетворением; • эффективности — расчет и обоснование оптимального уровня транспортного обслуживания, определение путей его достижения с учетом эффективного использования ресурсов; • соответствия — обеспечение соответствия провозных характеристик подвижного состава спросу на перевозки с учетом заданного уровня комфортности поездки; • результативности — результаты деятельности системы необходимо оценивать исходя из увеличения доходов и сокращения дотаций; • единства управления — организация транспортного и смежного обслуживания пассажиров в рамках единой структуры, способной учитывать как интересы пассажиров, так и операторов; • информативности — достижение высокого уровня информационного обеспечения процессов управления и организации перевозок с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Кроме того, при создании и функционировании логистических систем пассажирских перевозок значительное внимание должно уделяться маркетинговым исследованиям и прогнозированию объемов пассажиропотоков. Структура перемещений пассажиров отражает влияние множества факторов, от которых зависит спрос на перевозки.
Глава 3. Городской пассажирский транспорт как система.
Одним из важнейших методологических принципов исследования сложных объектов, проблем является системный подход, который используется при анализе и совершенствовании различных транспортных систем, включая пассажирские транспортные системы городов (ПТСГ). При системных исследованиях ГПТ в зависимости от целей исследования различные авторы по-разному определяют ПТСГ и ее структуру. В одних случаях данная система рассматривается как техническая, в других - как экономическая, в третьих - как организационная и т.д. В связи с этим по-разному осуществляется выделение ее подсистем и элементов. Так, например, в качестве основных элементов ПТСГ можно назвать собственно технические устройства и сооружения: подвижной состав; путевые устройства и сооружения; сооружения и устройства для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава; сооружения и устройства энергообеспечения; устройства организации движения. Кроме того в структуре ПТСГ помимо технических устройств в качестве одного из элементов можно выделять диспетчерскую службу. Другим вариантом выделения элементов системы ГПТ может быть тот в котором основными подсистемами ПТСГ взяты подсистема основных средств системы(транспортная сеть и население), подсистема средств обеспечения функционирования системы (транспортные предприятия) и подсистема управления (транспортные управления). В данном случае все подсистемы содержат активный элемент - коллективы людей и, кроме того, одной из подсистем ПТСГ введено население города. Еще один вариант, когда в качестве основных подсистем ПТСГ выделены подсистемы транспорт (транспортные предприятия по видам транспорта), население, а также подсистема город (промышленность, обслуживание, жилой фонд). Анализ работ, в которых ГПТ рассматривается как сложная система, показывает, что при определении этой системы имеет место следующее: во-первых, при выделении подсистем и элементов ПТСГ проявляются две тенденции: выделение в соответствии с существующими организационными и техническими структурами системы и выделение по функциональному признаку. Следует заметить, что при решении, например, проблем развития ПТСГ, совершенствования ее структуры обязательным является функциональный подход к выделению ее подсистем и элементов; во-вторых, в различных определениях ПТСГ по-разному решается соотношение ПТСГ и внешней по отношению к ней среды - системы Город. Это, в частности, проявляется в том, что в одних случаях население рассматривается как элемент системы Город, а в других - оно входит как одна из подсистем ПТСГ. Кроме того, в большинстве работ промышленные, обслуживающие, жилые и другие объекты города рассматриваются как подсистемы системы Город, в которую входит и ПТСГ. Рассмотрим систему ГПТ как систему состоящую из следующих подсистем: «Сеть» (С), «Транспортные ресурсы» (ТР), «Ремонтная база» (РБ), «Управление» (У). Население города, его жилые объекты, объекты приложения труда, учебные заведения, объекты культурно-бытового обслуживания населения, зоны отдыха, то есть все то, что определяет величину и характер распределения потребности в поездках во времени и пространстве, а значит, определяет структуру и мощность ПТСГ, представим в виде двух подсистем города: «Население» и «Пассажирообразующие объекты города». Причем главная особенность взаимодействия ПТСГ и внешней среды такова, что само существование системы обусловлено существованием внешней среды (потребности в поездках). В результате в системе Город, рассматриваемой в аспекте внутригородских пассажирских перевозок, выделяются три взаимодействующие подсистемы: «Население» (Н), «Пассажирообразующие объекты города» (О)и ПТСГ. Укрупненная структура ПТСГ, а также ее взаимодействие о подсистемами Н и О системы Город, приведены на рисунке 3.
Рис. 3. Укрупненная структура пассажирской транспортной системы города и системы город Состав подсистем ПТСГ определим как совокупность следующих элементов. Подсистема "Транспортные ресурсы" включает: подвижной состав (ПС) различных видов ГПТ и типов ПС и водительские кадры (рис. 4). Подсистема "Сеть" включает: путевую основу транспортной сети (по видам транспорта), маршрутную сеть (МС) различных видов ГПТ, станции и остановочные пункты, стоянки такси, сооружения ор
ОБ – подвижной состав особо большой вместимости, Б – большой, С – среденей, М – малой. ОМ – особомалой вместимости Рис. 4 – Состав подсистемы «Транспортные ресурсы» ганизации движения (диспетчерские пункты, пункты отдыха водителей), элементы системы энергообеспечения (тяговые подстанции, контактные и кабельные сети, автозаправочные станции (рис. 5). Подсистема "Ремонтная база" включает: сооружения и средства для хранения, технического обслуживания и ремонта ПС; средства технического обслуживания и ремонта элементов подсистем "Сеть" и "Управление"; кадры ремонтной службы (рис. 6). Подсистема "Управление" включает: средства управления, в состав которых входят средства сбора, передачи, хранения, обработки и отображения информации; кадры управления; административные здания и сооружения, а также методы управления (рис. 7). При этом методы управления разбиты на 2 группы: управления функционированием и управления развитием ПТСГ. Далее, первая из них разбита вначале в соответствии с классификацией функций управления с позиции объекта управления (применительно к ПТСГ), а затем, с позиции субъекта управления. Вторая группа методов разбита в соответствии с основными функциями управления развитием ПТСГ.
где ТС – транспортная сеть Рис. 5. Состав подсистемы «Сеть»
где ТО – техническое обслуживание, ПС – подвижной состав Рис. 6. Состав подсистемы «Ремонтная база»
Рис. 7. Состав подсистемы «Управление» Характер взаимодействия подсистем ПТСГ между собой, а также с подсистемами Н и О представим в виде таблицы 1. Таблица 1
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 4137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |