Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные налоги 1 страница




Показатели рентабельности

 

Для доказательства эффективности принимаемых решений особое значение имеют показатели рентабельности — это относительные величины, производные от прибыли. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели: рентабельность капитала, издержек, продаж и др.

Рентабельность продукции характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности организации.

Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью иены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

Рентабельность активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях. Поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность текущих активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Рентабельность собственного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации (предприятия), полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение прибыли.

2. Назовите состав балансовой прибыли.

3. Каковы функции прибыли?

4. Назовите и кратко охарактеризуйте методы планирования прибыли.

6. Назовите основные факторы роста прибыли.

7. В чем заключается эффект операционного рычага?

8. Назовите пути распределения и использования прибыли в организации.

9. Дайте определение понятию рентабельности.

10. Назовите основные показатели рентабельности.

 


ЛЕКЦИЯ 4. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

 

 

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из основных налогов в современной российской налоговой системе. Правила его взимания регулируются гл. 21 Налогового кодекса РФ.

Плательщиками НДС признаются организации (предприятия) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также импортеры товаров. Иностранные организации имеют право исполнять обязанности плательщика НДС. Введено понятие «налоговый агент» в целях более полного контроля за уплатой налога в бюджет (например, при аренде государственного и муниципального имущества).

Объектом налогообложения НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация редметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговое законодательство предусматривает особый порядок предоставления освобождения от НДС. Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Освобождение предоставляется на 12 месяцев. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма НДС за месяц, в котором произошло превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

К операциям, не признаваемым объектом налогообложения, относятся:

• передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации и другие операции;

• передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жллишно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование и эксплуата цию указанных объектов по их назначению);

• передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

• выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определении сферы деятель ности в случае, если обязанность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

• передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

• операции при реализации земельных участков (долей в них);

• передача имущественных прав организации ее правопреемнику.

Налоговая база определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных организацией в денежной и (или) натуральной формах.

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них налога.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех расходов на их выполнение.

При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

Ставки НДС установлены в следующих размерах:

• 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта, при оказании услуг по обслуживанию перемещения товаров и пассажиров за пределы территории РФ и в иных случаях, упомянутых в п. 1 ст. 164 НК РФ;

• 10% при реализации товаров, имеющих важное социальное значение, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ;

• в случаях, указанных в п. 4 ст. 164 НК РФ (при получении авансов, удержании налога налоговым агентом, реализации имущества, учтенного с налогом и др.), применяются расчетные ставки в размере 18/118 или 10/110%. Во всех остальных случаях применяется ставка 18%.

Налоговый период по НДС составляет 1 месяц или 1 квартал, если выручка хозяйствующего субъекта не превышает 2 млн руб. в месяц. Порядок применения налоговых вычетов по НДС регулируется положениями ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат следующие суммы НДС:

• предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;

• уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами. Право на такие налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ;

• исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей;

• предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения

строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Вычет предоставляется с месяца, когда приобретенное имущество будет принято к учету при наличии счетов-фактур и соответствующих первичных документов;

• исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с гл. 21 НК РФ, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на Прибыль организаций. Вычет предоставляется по мере уплаты в бюджет налога.

Срок уплаты налога — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример 1. Издательство приняло решение о безвозмездной передаче 10 экземпляров выпускаемой газеты коммерческому учебному заведению города. Продажная цена в розницу одного номера газеты составляет 15 руб. (без НДС).

Согласно калькуляции затраты на издание 10 экземпляров газет составляют 80 руб. без НДС.

Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при безвозмездной передаче 10 экземпляров газеты.

Решение. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ исчислим налог исходя из рыночной цены газеты:

15 руб. х 10 экз. х 10% = 15 руб.

Пример 2. Организация арендовала помещение у комитета по управлению государственным имуществом. Ежемесячная арендная плата — 23 600 руб. с учетом НДС.

Согласно договору фирма перечисляет арендную плату за 3 месяца вперед, т.е. 70 800 руб. (23 600 руб. ■ 3 мес). Обязана ли организация исчислить и уплатить НДС как налоговый агент?

Решение, Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы полученного имущества.

В нашем случае НДС рассчитывается по формуле 70 800 руб. х 18%: 118% = 10 800 руб.

Эту сумму НДС нужно отразить в налоговой декларации за тот налоговый период, в котором фактически уплачен арендный платеж.

Пример 3. ООО «Нептун» передало в оплату материалов собственную продукцию. Балансовая стоимость переданной продукции — 59 000 руб. Взамен фирма получила материалы на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Определить сумму НДС, принимаемую к налоговому вычету.

Решение. Согласно п. 2 ст. 172 НК РФ, если фирма рассчиталась за купленные товары (работы, услуги) собственным имуществом, то сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты. В нашем примере НДС, подлежащий вычету, исчисляется с суммы 59 000 руб.:

59 000 руб. х 18%: 118% = 9 000 руб.

Акцизы. Акцизы — это налог, которым облагаются отдельные виды товаров (продукции) широкого потребления; этот налог включен в цену товаров (продукции). Акцизы относятся к косвенным налогам и играют важную роль в налоговой системе России, будут одним из основных источников доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации. Можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования:

• необходимость ограничения потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды;

• потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных дорогих товаров, спрос на которые мал из-за их цены;

• потребность в перераспределении высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (природный газ).

На сегодняшний день акцизы — второй по значению фискальный инструмент (после НДС), обеспечивающий стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации.

Исчисление акцизов осуществляется методом начисления независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности) или их приобретения (для нефтепродуктов).

Расширена сфера применения специфических ставок, а также ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от объемной доли этилового спирта.

Кроме того, в российское законодательство введены нормы прямого действия, которые определяют перечень подакцизной спиртосодержащей продукции (гл. 22 НК РФ).

Плательщиками акцизов являются организации и физические лица, производящие подакцизные товары, а также импортеры подакцизной продукции.

Объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции.

1. Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. К подакцизным товарам относятся; этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением коньячного спирта; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, пиво, табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;

автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла; прямогонный бензин.

2. Для налогоплательщиков, имеющих свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и не имеющих его:

• оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

• оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов).

3. Для налогоплательщиков, имеющих свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами:

• приобретение нефтепродуктов в собственность;

• получение собственником сырья нефтепродуктов, произведенных из этого сырья на основе договора переработки.

4. Передача организацией или индивидуальным предпринимателем подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику этого сырья (в отношении подакцизных нефтепродуктов — собственнику, не имеющему свидетельства).

5. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного при получении подакцизных нефтепродуктов или их передаче собственнику сырья, не имеющему свидетельства, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

При реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок налоговая база определяется следующим образом:

1) объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

2) стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговая база — стоимостная оценка объектов налогообложения, в основном по рыночной стоимости. В налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.

При получении (оприходовании) нефтепродуктов налоговая база определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.

При передаче нефтепродуктов собственнику сырья налоговая база определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.

Ставки акциза дифференцируются в зависимости от вида подакцизных товаров и установлены в ст. 193 НК РФ.

Налоговым вычетам по акцизам подлежат, в частности:

• суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) либо уплаченные при ввозе подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов);

• суммы акциза, исчисленные с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

• суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство либо при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов;

• суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию РФ.

Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, перечисленных в пп. 1—6 п. I ст. 181 НК РФ, акциз уплачивается равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

При совершении операций с нефтепродуктами акциз уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если не предусмотрено иное.

Налог на добычу полезных ископаемых. В соответствии с законодательством РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Предоставление недр в пользование оформляется лицензией на право пользования недрами с указанием границ горного отвода. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые:

• добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

• извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

• добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании между народного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Виды добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых, перечислены в ст. 337 НК РФ.

Не признаются объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых:

• общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов по лезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

• добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

• полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

• полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

• дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе- запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом стоимость добытых полезных ископаемых исчисляется как произведение количества добытых полезных ископаемых, определяемого в соответствии сост. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, оцениваемой в соответствии со ст. 340 НК РФ.

При добыче попутного и горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 гл. 26 Н К РФ.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых зависят от вида полезного ископаемого и установлены в ст. 342 НК РФ. Они составляют от 3,8% при добыче калийных солей до 17,5% при добыче газового конденсата.

В п. 1 ст. 342 НК РФ содержится перечень случаев применения ставки 0%.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц. Сумма налога уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Социальные взносы. По социальным взносам (СВ) плательщиками признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, а именно: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

По исчислению и уплате СВ, члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Объектом налогообложения по СВ для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; для индивидуальных предпринимателей, адвокатов - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Организациям и предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам, налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Индивидуальными предпринимателями и адвокатами налоговая база определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Шкала ставок СВ носит регрессивный характер и дифференцируется в зависимости от категории налогоплательщиков и величины налоговой базы.

Для определения суммы платежей, зачисляемой в федеральный бюджет. Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования ставки составляют в совокупности в отношении каждого фонда.

Налоговым периодом по СВ признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками работодателями и налогоплательщиками — не являющимися работодателями, предусмотрен соответственно.

Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на сумму произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Особенности определения налоговой базы установлены в НК РФ:

• по доходам в виде дивидендов — ст. 275;

• по доходам и расходам объектов обслуживающих производств и хозяйств — ст. 275.1;

• по договорам доверительного управления — ст. 276:

• по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал, — ст. 277;

• по доходам, полученным по договору простого товарищества, — ст. 278;

• при уступке (переуступке) права требования — ст. 279;

• по операциям с ценными бумагами — ст. 280 и 281.

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20% (кроме доходов в виде дивидендов и процентов по государственным ценным бумагам).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.