Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III Этап: 30 – сер. 50-х гг. ХХ в. 4 страница




Продолжая теснить, авар тюрки во главе с Истеми в 571 г. перешли Волгу, завоевали Северный Кавказ и, подчинив алан и утигуров (одно из болгарских племён), вышли к Чёрному морю. Таким образом, был открыт новый путь в Византию через Хорезм, Поволжье и Кавказ или Крым. В 575-576 гг. отношения с Византией испортились, что привело даже к вооружённым столкновениям. Но вскоре конфликт был улажен, и он заметно не омрачил в целом дружественные и союзнические отношения двух держав. Традиция союза с Византией была унаследована от каганата после распада державы древних тюрок её наследниками – Приазовской Болгарией и Хазарским каганатом.

В период своего наивысшего могущества в 70-е гг. VI в. Тюркский каганат простирался от Приамурья на востоке до Чёрного моря на западе, от верховьев Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге. Таким образом, тюрки стали основателями традиции строительства евразийских империй, в числе которых империя Чингизхана, Золотая Орда, Русское государство – Российская империя, Советский Союз.

Чтобы создать столь обширную державу, нужны были мощная военная организация и слаженный механизм управления завоёванными территориями и покорёнными народами. И действительно, тюрки обладали самым сильным, хорошо вооружённым войском в степях Евразии. Ещё в V в. были изобретены стремена, применение которых стало новой вехой в истории кавалерии. Важнейшую роль в развитии военного дела у тюрок сыграло освоение железных рудников на Алтае и массовая выплавка стали. Это позволило тюркским каганам перевооружить свои войска и создать ударные части из латной кавалерии. На их вооружении были дальнобойные роговые луки, панцири, длинные копья, сабли и палаши. Кроме панцирной тяжёлой конницы в распоряжении тюркских каганов были и легковооружённые конные стрелки, набираемые, как правило, среди покорённых народов[44]. Хотя в источниках нет прямых свидетельств об организации тюркской армии, с определённой долей уверенности можно предполагать, что низовая административная система государства тюрок была военно-административной, т.е. территория и люди были поделены на такие единицы, которые могли выставить десять тысяч, тысячу, сто или десяток воинов, и правители этих административных единиц являлись и командирами соответствующих подразделений. При этом низшие и средние администраторы – буюруки командовали сотней, пятьюстами или тысячей воинов. Возможно, что основной единицей являлась тысяча[45].

Главой Тюркского эля был каган. Вторым человеком в государстве был ябгу. Этот титул носил младший брат Бумына Истеми, который завоевал Среднюю Азию и другие земли на западе. Впоследствии титул ябгу будут носить правители западных владений каганата, а позже вожди других государственных образований, созданных различными тюркоязычными племенами в Средней Азии. Наследник престола именовался словом тегин. До Муган-кагана это был, как правило, старший сын кагана. Другие члены семьи кагана – его сыновья и младшие братья носили титул шад. Вся территория каганата была разделена на уделы, которыми и управляли шады. Чтобы избежать угрозы проявления сепаратистских настроений с их стороны, Муган-каган ввёл новый порядок престолонаследия, при котором старшему брату наследовал младший, а младшему брату старший племянник. Дожидаясь своей очереди, шады, таким образом, были сами заинтересованы в сохранении единства всей державы[46]. Эта система позволяла сохранять единство тюркской империи на протяжении нескольких десятилетий. Но в периоды острых социально-политических кризисов она оказывалась бессильной.

Социальные противоречия в древнетюркском обществе были приглушены успешными завоевательными походами, в которые была вовлечена значительная часть тюрок. Но при первых же неудачах ситуация стала быстро меняться. Во-первых, раздробленный до того Китай объединился под властью новой династии Суй (581-618), его могущество резко возросло, и тюркам перестала поступать китайская дань. Во-вторых, внутри правящей верхушки тюрок начались распри, совпавшие со страшным голодом в степи. Войны и набеги перестали приносить добычу, положение основной массы тюрок стало ухудшаться. В то же время усилилась тюркская аристократия, которая стремилась к автономному управлению завоёванными территориями. Всё это вместе взятое привело каганат к глубокому социально-политическому кризису. Междоусобная война 582-603 гг. резко ослабила тюрок и привела их державу к окончательному расколу на две части: Восточный Тюркский каганат в современной Монголии и Западный Тюркский каганат в Средней Азии и в Восточном Туркестане.

Восточный Тюркский каганат.

Ситуация во взаимоотношениях тюрок и Китая изменилась коренным образом. Теперь объединённый Китай противостоял двум враждующим тюркским государствам. Силой, дипломатией и подкупом империи Суй удалось включить Восточный Тюркский каганат в сферу своего влияния. Однако торжество китайцев длилось недолго. Китай сам вступил в период глубокого кризиса, результатом которого стала гражданская война (613-618) и падение династии (618). Тюрки не упустили возможность использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. Новый подъём могущества Восточного Тюркского каганата наметился при Шиби-кагане (609-619). Тюркские войска принимали участие в междоусобных столкновениях в Китае, совершали набеги, грабили. В итоге они заняли сторону группировки, которая привела к власти новую династию Тан (618-907). Но тюрки не были заинтересованы в стабилизации положения в Китае, и при младшем брате Шиби Эль-кагане (619-629) они возобновили набеги на северные провинции Китая. В течение 620-629 гг. было организовано 67 нападений на границах Китая. Подобная военная активность требовала больших людских и материальных затрат, что тяжёлым бременем легло на массы рядовых кочевников. В результате джута (оттепели) и падежа скота в 627-629 гг. напряжение внутри каганата резко возросло. После поражения войск Эль-кагана от танской армии в 629 г. восстали огузские племена. Этим обстоятельством воспользовались китайцы, которые вторглись во владения тюрок, каганат был разгромлен, а сам Эль-каган попал в плен. Так в 630 г. Восточный Тюркский каганат перестал существовать.

Танская династия сама опиралась на смешанное население северных провинций Китая. Там проживали подвергшиеся китаизации потомки хуннов, сяньбийцев и др. кочевых народов. Сохранив навыки военного дела степняков, они служили в пограничных войсках. Такая же участь ждала побеждённых тюрок. Они были насильственно переселены в Китай и около 80 лет служили в армии империи Тан. Их кочевья тем временем заняли огузские племена, которые на время освободились от тюркской зависимости.

Западный Тюркский каганат.

В отличие от Центральной Азии, где тюрки составляли если и не большинство, то достаточно значительную по численности часть населения, на территории Западного Тюркского каганата сами тюрки оказались в абсолютном меньшинстве. Однако после распада каганата западная ветвь рода Ашина смогла удержать власть над среднеазиатскими владениями тюрок. Кочевые племена, в большинстве своём тюркоязычные, жившие в степях нынешних Казахстана и Киргизии, были заинтересованы во власти тюркских каганов, как верховном арбитре в их спорах и междоусобицах. Земледельцы и горожане междуречья Амударьи и Сырдарьи также были лояльны к власти тюрок, поскольку те почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь. Кочевое население было организовано тюрками в «десятистрельный племенной союз» (он ок бодун), а принадлежность осёдлого населения к империи тюрок первоначально ограничивалась лишь уплатой дани.

Первые года после распада каганата, видимо, были тяжёлыми для западных тюрок. В 616-617 гг. иранские войска предпринимают поход против Западного Тюркского каганата, что говорит о его слабости. Правда, поход не имел успеха, и после него граница между владениями тюрок в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной вплоть до падения династии Сасанидов. Кратковременный период подъёма Западного Тюркского каганата связан с периодом правления каганов Шегуя (610-618) и Тон-ябгу (618-630). В это время власть западнотюркских каганов распространялась на территории от Алтая до Чёрного моря. Столицей каганата был город Суяб в долине реки Чу. В 627-628 гг., воюя на стороне Византии, Тон-ябгу каган вторгся во владения Сасанидов в Закавказье и захватил там огромную добычу. Под стенами Тбилиси византийский император возложил на его голову свою корону. Это было апофеозом могущества и успехов Тон-ябгу кагана. В период его правления была попытка установить более строгий контроль над среднеазиатскими владениями каганата. Туда были посланы специальные чиновники кагана – тудуны, а сами среднеазиатские князья получили тюркские титулы. После гибели Тон-ябгу в результате заговора, организованного его дядей, западные тюрки утратили в 634 г. свои владения к западу от Сырдарьи, а само государство вступило в полосу затяжного кризиса. Причиной этого кризиса была борьба за власть двух племенных группировок, составлявших Западный Тюркский каганат: дулу и нушиби, которые, в итоге, и разделили государство на две части. Длительная межплеменная война привела в 657 г. к вторжению китайских войск, после чего Западный Тюркский каганат перестал существовать как самостоятельное государство[47].

Второй тюркский каганат.

Восточные тюрки, уведённые в Китай ещё в 630 г. и вынужденные служить империи Тан, неоднократно поднимали восстания. Борьба тюрок увенчалась успехом в 682 г. Под предводительством Кутлуга из каганского рода Ашина тюрки вырвались из Китая и вернулись на свои прежние земли – в Центральную и Северную Монголию. Здесь они разгромили, а затем подчинили себе господствовавшие до их возвращения племена огузов (токуз-огуз) во главе с уйгурами. Кутлуг провозгласил себя каганом и принял тронное имя Ильтериш. Таким образом, каганат восточных тюрок был восстановлен. В исторической литературе его принято именовать Второй Тюркский каганат или Каганат орхоно-енисейских тюрок.

После смерти Ильтериш-кагана в 691 г. на престол взошёл его младший брат под именем Капаган-каган. Период его правления (692-716) – время наивысшей военно-политической активности Второго Тюркского каганата. С 693 по 706 гг. тюркские войска шесть раз вторгались на территорию Северного Китая и форсировали Хуанхэ. Китай не в силах противостоять тюркам вынужден был присылать «дары» – по сути замаскированную дань. На востоке в 696-697 гг. Капаган подчинил киданей. В 706-707 гг., подчинив племя байрыку, тюрки заняли земли от верховьев Керулена до Байкала. В 709-710 гг. была занята Тува, а затем разгромлены енисейские кыргызы. В 711 г. тюрки вторгаются в Семиречье и наносят поражение господствовавшим там тюргешам, преследуя врага они форсируют Сырдарью и далее продвигаются в земледельческие районы Средней Азии. Однако под Самаркандом тюркское войско потерпело поражение от арабов и к 714 г. вернулось на Алтай.

Военные неудачи послужили сигналом к восстанию ранее покорных племён. В ходе одной из стычек погиб Капаган-каган. Ещё при жизни он завещал власть своему сыну, что противоречило принятому у тюрок порядку престолонаследия. Популярный в войсках полководец Кюльтегин – младший сын Ильтериш-кагана совершает переворот и возводит на престол, согласно закону, своего старшего брата Могиляна, который правит под именем Бильге-каган (Мудрый каган) (716-734). Фактически к власти приходит триумвират, в который кроме кагана входят Кюлтегин, которому было доверено командование войсками, и семидесятилетний Тоньюкук, сподвижник Ильтериша и Капагана, обладавший огромным авторитетом, он становится ближайшим советником кагана. К этому времени держава орхоно-енисейских тюрок находилась на краю гибели. Ценой неимоверных усилий триумвирату удалось подавить выступления токуз-огузов во главе с уйгурами, киданей, карлуков и др. В 720-721 гг. была одержана победа над Китаем, и китайский император заплатил огромную цену за мир на своих северных границах – сто тысяч кип шёлка. Этот период истории каганата нашёл своё отражение в текстах эпитафий, начертанных на памятниках в честь Бильге-кагана, Кюльтегина и Тоньюкука. Тексты орхоно-енисейских памятников – первый известный историкам письменный источник на тюркском языке, исходящий от самих тюрок и отражающий их точку зрения.

Уже при наследниках Бильге-кагана начался распад каганата. С центральной властью переставали считаться удельные правители из рода Ашина, правители других племён и родов. Шла ожесточённая междоусобная борьба за престол. В итоге против тюрок восстали токуз-огузы, карлуки и басмылы. Правители тюрок не смогли справиться с этой коалицией и потерпели поражение. В 745 г. Второй Тюркский каганат прекратил своё существование, и господство в Центральной Азии перешло к токуз-огузам, возглавляемым уйгурами.

Основу экономики древних тюрок как в эпоху первого, так и второго каганатов составляло кочевое скотоводство. В отличие от хуннов в исторических источниках нет прямых свидетельств о наличии у тюрок городов и земледелия в Центральной Азии. Но поскольку важную роль в хозяйственной жизни тюрок занимала выплавка стали, то наличие у них постоянных осёдлых поселений не вызывает сомнений. На западе – в Средней Азии тюрки подверглись значительному влиянию местной осёдло-земледельческой цивилизации. Западнотюркские каганы, а позже и правители тюргешского каганата, значительное время проводили в городах, где у них были зимние ставки. По всей видимости, с этого времени берёт начало процесс тюркизации Средней Азии. Кочевой быт со времён хуннов претерпел некоторые изменения. На эпоху тюркского каганата приходится изобретение разборной войлочной юрты – идеального жилища для сухой степи как в жаркое лето, так и в морозную зиму. Значительно усовершенствовалась конская сбруя – появились жёсткое седло и стремена, что имело значение не только для военного дела, но и для ведения скотоводческого хозяйства.

Социальный строй древнетюркского общества выглядел следующим образом. Все свободные совершеннолетние мужчины независимо от знатности и богатства именовались эр, что означало «муж-воин». Однако социальный статус каждого эра определялся его происхождением, титулом и имущественным состоянием. А для положения и престижа немалое значение имело его богатство, благосостояние его семьи. Понятие собственности в отношении движимого имущества, включая юрты и постройки, но прежде всего собственности на скот, зафиксировано в текстах орхоно-енисейских надписей. Имущественная дифференциация внутри тюркских племён, как и других кочевников Центральной Азии, была весьма значительной. Малоимущие эры оказывались в личной зависимости от бегов, получая в пользование скот за отработку или службу, а также становясь пастухами их стад. «Из обедневших эров формировалась постоянная дружина бега и его челядь, ходившие с ним в набег и поход, защищавшие его стада и имущество, прислуживающие бегу в повседневном быту»[48].

В то же время имела место определённая взаимозависимость бегов и эров. С одной стороны, содержать большое количество зависимых сородичей могли только богатые беги, а с другой, от числа дружинников и челяди зависела способность бега приобрести и сохранить богатство, престиж и положение. Таким образом, бег не мог сохранить свой престиж без зависимых от него эров, а лишившийся скота и обедневший эр не мог прожить без материальной поддержки и защиты бега. И, несмотря на имевшие место противоречия между эрами и бегами, они вместе составляли определённое единство, противостоящее в свою очередь другой группе населения, входившей в древнетюркский эль, – полностью зависимым от эров невольникам, которые были бесправной социальной периферией древнетюркского общества[49].

Но и свободные тюрки, как уже было отмечено, были имущественно и сословно не однородны. В обществе тюрок господствовала частная собственность на скот, рабов, прочее имущество. Соответственно общество знало бедность и богатство, бедных (чугай) и богатых (бай). Имущественная дифференциация и происхождение делили тюрков на благородных беков и простой народ – будун или «чёрный народ» - кара будун. Принадлежность к бекам, народу-будун и правящему клану Ашина (тегины), возможно, имела сословное значение, если и не закреплённое в писаном материальном праве, то почти наверное закреплённое в праве обычном. К сословию беков относились все чиновники, все должностные лица. И от беков, и от народа требовалась верность кагану, правящему клану Ашина[50].

Таким образом, древнетюркское общество эпохи второго каганата носило уже ярко выраженный классовый характер. Господствующим эксплуататорским классом тюркского общества были правящий клан Ашина, другие аристократические кланы (например, клан Ашидэ, поставлявший катун-государыней), все беки (отдельные разорившиеся из них – не в счёт) и та часть богатеев, байства, которая по тем или иным причинам не входила в число беков. Эксплуатируемым классом являлись простой народ, «чёрный народ» (кара будун), бедняки-чугай и люди среднего состояния, платившие налоги скотом, продуктами скотоводства, поставлявшие кагану воинов, ремесленники, изготовлявшие предметы ремесла, доспехи и оружие[51].

Политическая система.

Второй Тюркский каганат представлял собой объединение этнически родственных и иерархически соподчинённых племён и племенных союзов. Главенствующим был двенадцатиплеменной союз тюрок во главе с династийным племенем ашина. Вторым по значимости был союз девяти огузских племён (токуз огуз) во главе с уйгурами. Важную роль в каганате играли также племенные союзы карлуков и басмылов. Во главе отдельных племён стояли иркины, а во главе союзов племён эльтеберы. Племена были организованы в две территориальные группы – тардуш (западная) и тёлис (восточная). Племенные отряды этих групп образовывали правое и левое крыло объединённого войска Тюркского каганата[52].

Основной штат чинов древнетюркского государства состоял из 28 единиц. Должности эти подразделялись на две неравные группы: высшие чиновники (5 человек) и прочие (23 человека). К числу высших чиновников, сановников относились ябгу, шады, тегины, эльтеберы и тутуки. Прочие 23 должностных лица относились к младшим чиновникам. Все должности были наследственными. Ближайшее окружение кагана составляла гвардия, именовавшаяся «волки» по её знамени, украшенному золотой волчьей головой[53].

Родо-племенная организация каганата – бодун и военно-административная (государственная) эль – взаимно дополняли друг друга. Каган «держал эль и возглавлял бодун». Он осуществлял функции главы «гражданского» управления внутри своего собственного племенного союза (народа) по праву старшего в генеалогической иерархии родов и племён, выступал в роли вождя, верховного судьи и верховного жреца. Вместе с тем, возглавляя политическую организацию, созданную его племенным союзом, каган выполнял функции военного руководителя, подчинявшего другие племена и вынуждавшего их к уплате даней и податей. Поддержание на должном уровне боевой мощи армии, ориентация походов и набегов, удержание в подчинении и послушании покорённых, использование их экономических и военных ресурсов – таковы функции древнетюркского эля, который возглавлялся каганом, опиравшимся на племенную аристократию, из которой комплектовалось «служилое сословие», т.е. военно-административное руководство и личное окру­жение кагана[54].

Историческое развитие тюркского государства от первого каганата ко второму привело к тому, что абсолютная власть военного вождя племени переросла в деспотическую власть кагана – правителя государства. Каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, в значительной мере оторвавшейся от своих корней в роду и племени. Со временем война стала выгодной только для правящего класса каганата, которому доставалась большая часть добычи и дани. Основная масса населения жила доходами скотоводческого хозяйства, часть продукции которого обменивалась на продукты земледелия и ремесла. Нараставшие противоречия между народными массами и правящей верхушкой каганата выразились в изменении системы управления и переходе к формам и методам осуществления власти, свойственным социально более развитым обществам[55].

У тюрок имела место сакрализация власти правителя – кагана, о чём свидетельствуют тексты орхоно-енисейских памятников. Каган, правящая династия каганов являлись по представлениям тюрок сосредоточением тюркской государственности. Династия тюркских каганов была частью мироздания, видимого и осязаемого древними тюрками мира. Сам мир представлялся таким: вверху было голубое небо, внизу – бурая земля, между небом и землёй – люди, «человеческие сыны». Над «человеческими сынами» – династия тюркских каганов, «поддерживающая и устраивающая» государство и законы тюркского народа. Тюркские каганы получили свое место в мироздании по воле Неба, они были «рождены Небом» и одновременно были «подобны Небу». Правитель-каган получал помощь и содействие неба посредством команды, приказа Неба (ярлык), властью Неба (куч) и его мудростью (билиг). Древние тюрки различали материальное небо и Небо – верховное божество. Каганы, их династия, естественно, были порождены Небом-божеством. Небо порождало каганов, оно даровало им их основные качества – бильге (мудрость) и алп (храбрость), защищало их от врагов, обеспечивало им процветание, если они следовали его воле, и карало их, если они нарушали эту волю. Кроме того, древние тюрки верили в то, что их каганы обладают «небесной харизмой» - особой силой и качествами, дарованными им небом. Эта небесная харизма именовалась по- древнетюркски «кут»[56].

В то же время, кроме Неба, согласно представлениям тюрок, в возвышении кагана известная роль принадлежала и народу. Обладая небесной харизмой кут, полученной династией каганов от Неба, тюркский каган «устраивал», «собирал» тюркский народ. По его воле люди «возвращались, собирали и образовывали простой народ». Но и сам народ не был пассивен и мог принять участие в интронизации кагана. И в древнетюркских надписях при изложении, ведущемся от имени народа, государство (эль) первично, а каган, хотя он и «собирает» народ и создаёт государство, оказывается на втором месте. Народ «добывал государство кагану», ему же «отдавал труды и силы». Наряду с Небом и «землёй-водой» народ был той силой, которая утверждала кагана или губила его[57].

Исследователи отмечают наличие у тюрок достаточно полно разработанного уголовного законодательства. При этом обращает на себя внимание то, что самое страшное наказание – смертная казнь полагалась за антигосударственные преступления, такие как мятеж и измена. В отдельные периоды истории тюркского каганата, согласно китайским источникам, имело место регулярное налогообложение и существовала воинская повинность[58]. Данные факты свидетельствуют, что Тюркский эль был именно государством, а не союзом племён.

 

Глава VI

Государство тюргешей в Средней Азии

 

В Средней Азии независимое государство тюркоязычных племён было возрождено племенем тюргеш, некогда входившим в Западный Тюркский каганат. В конце VII в. вождь тюргешских племён Западного Тянь-Шаня, Уч-элиг, изгнал из Семиречья ставленника танской империи и установил свою власть на территории от Чача (район нынешнего Ташкента) до Джунгарии. Новообразовавшаяся держава была разделена на 20 округов, во главе которых стояли наместники кагана – тутуки. Сам Уч-элиг (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей – «каган десяти стрел» и новый титул – «тюргеш-каган». Однако после смерти Уч-элига между его сыновьями началась междоусобная война за престол, чем воспользовались вторгшиеся в Семиречье восточные тюрки. По приказу Капаган-кагана в 711 г. оба сына Уч-элига были убиты, а само государство тюргешей перестало существовать. Остатки тюргешских войск во главе с полководцем Сулуком отступили за Сырдарью и ушли в Тохаристан.

В 715 г. Сулук провозгласил себя тюргеш-каганом, вернулся в Семиречье и восстановил державу. Годы правления Сулука (715-738) отмечены борьбой на два фронта. Из восточного Туркестана ему угрожали потомки западнотюркских каганов из рода Ашина, которых поддерживала империя Тан. Активными военными действиями в сочетании с дипломатическими усилиями ему удалось нормализовать отношения и с Китаем и с Державой орхоно-енисейских тюрок.

Более серьёзная опасность нависла над тюргешами с юго-запада. В первые десятилетия VIII в. от спорадических набегов арабы перешли к планомерному завоеванию Средней Азии. А уже в 714-715 гг. они стали неоднократно переходить Сырдарью, что заставило Сулука включиться в борьбу с арабами, которую вели согдийские правители междуречья Сырдарьи и Амударьи. Тюргеши не раз приходили на помощь согдийцам, помогая им отражать нападения арабов. В 728-729 гг. Сулук поддержал восстание жителей Самарканда и Бухары против арабов. Арабы были изгнаны из Согдианы, и лишь в 732 г. им удалось вернуть Бухару. Борьба шла с переменными успехом, тюргеши одерживали победы и терпели поражения.

После гибели Сулука в 737 г. могущество державы тюргешей стало клониться к упадку. Началась длительная борьба между племенами, входившими в Тюргешский каганат, которая привела к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Китайцы появились здесь также по приглашению согдийцев, которые продолжали борьбу с арабами. В 751 г. китайские войска были разбиты недалеко от реки Талас арабами и карлуками. Таласская битва решила дальнейшую судьбу Средней Азии, после разгрома китайцев и тюргешей уже ничто не угрожало арабской экспансии в междуречье Амударьи и Сырдарьи, за которым закрепилось арабское название Мавераннахр. Окончательно государство тюргешей было ликвидировано в 766 г. карлуками, которые создали собственную державу.

 

Глава VII

Уйгуры и кыргызы

 

Уйгуры были одним из древнейших тюркоязычных племенных союзов Центральной Азии. В III-IV вв. они входили в племенное объединение, которое китайцы именовали «высокими телегами» (гао цзюй), а с V в. «тележниками» (китайское «теле» – искажённое тюркское «тегрег», то есть круглый или колесо). Сами себя эти племена именовали огузами. Вместе с огузскими племенами уйгуры находились под гнётом жужаней, неоднократно поднимали восстания против них, а со второй половины VI в. оказались в составе Тюркского каганата.

После распада каганата в начале VII в. огузские племена многократно выступали против восточных тюрок. После падения Восточного Тюркского каганата в 630 г. уйгуры во главе объединения огузских племён – токуз-огузов создают самостоятельное государство на территории Северной Монголии. Однако в конце VII в. токуз-огузы были покорены вернувшимися в Центральную Азию восточными тюрками и оказались в составе Второго Тюркского каганата.

В результате восстания 744-745 гг. коалиция трёх племенных группировок: токуз-огузов во главе с уйгурами, карлуков и басмылов разгромила каганат орхоно-енисейских тюрок. В 746-747 гг. уйгуры сокрушили своих бывших союзников: басмылы подчинились уйгурам, а карлуки, большей частью, бежали в Семиречье и Джунгарию, где создали в 766 г. свою державу.

Образовавшийся Уйгурский каганат стал доминирующей силой в Центральной Азии. Каганат охватывал огромную территорию от Большого Хингана на востоке до Алтая на западе и от южных отрогов Саян до пустыни Гоби. На первых порах представления о природе власти кагана у уйгуров были аналогичны тюркским. Социальная структура уйгурского общества также во многом совпадала с тюркской. Совпадали с общетюркскими и формы государственного устройства Уйгурского каганата.[59] Но в отличие от тюрок уйгуры не стремились проводить активную завоевательную политику и хотели установить стабильные мирные отношения с Китаем. В 50-60 гг. VIII в. уйгуры оказали огромную услугу династии Тан, предоставив свою конницу для подавления восстания Ань Лушаня, которое грозило гибелью правившей в Китае династии.

Уйгурский Бегю-каган вернулся из Китая с огромной добычей и дарами от императора. Кроме того, он вывез из Китая торговавших там согдийских купцов, желая наладить торговлю у себя на родине. Вместе с купцами в Уйгурию проникло и распространённое у согдийцев религиозное учение – манихейство. Манихейство зародилось в первые века нашей эры в Месопотамии, входившей тогда в состав Сасанидского Ирана. Это вероучение, вобравшее в себя элементы зороастризма, христианства, гностицизма и буддизма, подвергалось гонениям практически во всех странах, где оно проповедовалось. Для правящих кругов Уйгурского каганата принятие религии, не связанной с какой-либо соседней державой, было, видимо, попыткой противостоять идеологическому влиянию соседних империй (Китай – буддизм, Арабский халифат – ислам). Несомненно, появление в столице Уйгурии манихейских вероучителей оказало влияние на развитие уйгурской культуры. Уйгуры познакомились с культурной традицией Ближнего и Среднего Востока, появилась манихейская литература на уйгурском языке. Однако есть мнение, что манихейство оказалось чуждо мировоззрению подавляющей части Уйгурского каганата и создало непреодолимую пропасть между принявшей манихейство уйгурской аристократией и остальной массой населения. И манихейство стало одной из главных причин падения Уйгурского каганата[60].

Уже в 780 г. в Уйгурии произошёл антиманихейский переворот. Погиб сам Бегю-каган, его сыновья, манихейские вероучители. Однако пришедшая к власти боковая ветвь правившей в каганате династии Яглакаров, не смогла закрепиться на престоле. Попытки установить жёсткий налоговой гнёт над согдийскими и тюркскими общинами в Восточном Туркестане привели к массовым выступлениям против уйгур в этом регионе. На помощь восставшим пришли тибетцы, что ещё больше осложнило ситуацию. В итоге в 795 г. к власти в каганате пришла группировка, восстановившая в правах манихейство. Были урегулированы отношения с непокорными ранее согдийскими торговыми общинами в Восточном Туркестане, среди которых было также распространено манихейство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.